Игорь Васильевич Шарауров, соискатель кафедры
социологии, политологии и обществоведческого образования ПИ ЮФУ, т.: (8632)
744987
«Лох» современной
России: надежда на возрождение общечеловеческих ценностей.
Проблема
выбора общечеловеческих ценностей – одна из главных и наиболее актуальных для
современной посткоммунистической
России. Состояние
«транзитивности и кризиса цивилизационной идентичности» [1] переходит в
более глубокий и затяжной процесс. Как отмечает Н.Г.Козин, «…поражены не просто
экономическая, политическая и идеологическая системы общества, а нечто гораздо
более глубокое и фундаментальное – воля, сердце, мозг нации – базовые ценности
национальной идентичности. Атрофирована сама способность создавать и отстаивать
в истории коллективные ценности»[2].
Исходная
гипотеза исследования предполагает, что духовность, базовые принципы морали и нравственности как составная часть общечеловеческих ценностей
находятся в состоянии кризиса. Вместе с тем, в
российском социуме присутствует группы носителей высокой духовности,
нравственности, сохранившие в
результате воспитания и самосовершенствования
российские культурные нормы и
традиции.
Важным
для исследования является определение
и соотношение концепта «общечеловеческие ценности» и жаргонного,
бытового определения «лох», а также структурных характеристик сегментов
общепринятых норм нравственности.
Философская научная мысль
выражает понятие
«общечеловеческие ценности», как «теоретически существующие моральные ценности,
система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с
конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической
традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным
смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве
ценности[3]. Отправным моментом нашей
работы являются ценности духовной культуры: любовь, добро, совесть, честность,
ответственность, долг, честь, достоинство и др. Изучение отношений между
представителями современного
российского социума позволили
зафиксировать интересный факт:
значительной частью общества ценности духовной культуры либо открыто
отвергаются, не приветствуются, не культивируются в жизни, как базовые принципы; либо внутренне
принимаются, но без конкретных
действий, направленных во вне.
Приверженцев духовных ценностей, не скрывающих своих взглядов и живущих по
принципам морали и нравственности называют сегодня в повседневном общении «лохами». Так кто же такой «лох»? Данное понятие происходит «из диалекта поморов, которые называли так лососей,
прошедших нерест и оставшихся в реках на зимовку. Затем офени стали называть
лохами обычных крестьян (противопоставляя их себе как менее образованных),
слово упоминается в словаре Даля, и только в конце XIX века слово перешло в
воровской жаргон[4]. Словари определяют
слово «лох» примерно одинаково, называя так
« простодушного, доверчивого и наивного человека» [5]. В преступных
сообществах так называют людей, подвергшихся мошенничеству. Существует версия, что «слово берет начало
со времён перестройки, из города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербурга), куда на
выходные приезжали предприимчивые жители Ленинградской области на своих
автомобилях (с государственными номерами вида «12-34 ЛОХ») продавать
продовольственные товары, и где они часто становились жертвами
мошенников[6]. Смысловая нагрузка
данного понятия в настоящее время
значительно расширилась и перешла из преступного сленга в повседневное общение людей. Сегодня «лохи»
- это те, кто искренен, доверчив,
честен, а также добр и не завистлив, кто готов прийти на помощь в беде и не
испытывает жадности, кто верит в
милосердие и живёт по религиозным или нравственным заповедям. Существенным
влиянием на духовную деградацию населения, упадок общечеловеческих
ценностей явился период распада СССР и
последующие годы перестройки.
Приоритеты сместились в область материального обогащения: духовное
было, в лучшем случае, забыто, в худшем – разрушено. Были уничтожены основы
коллективизма в социуме, им на смену
пришёл грубый, жестокий, преступный индивидуализм, попирающий доброе, гуманное,
человеческое в российском обществе. Культура, как определяющее достояние любого государства, претерпела
деструктивные изменения.
Для
подтверждения изначальной гипотезы был проведён социологический опрос по
возрастным группам-ключам, характеризующим
рождение, обучение и воспитание респондентов в разные периоды развития российского общества. Отношение
к общечеловеческим ценностям, к принципам
и нормам духовной культуры – главные
направления исследования, на которых были сконцентрированы вопросы
анкет. В опросе участвовало 900 человек
(300 человек в каждой возрастной группе). Результаты показали следующее:
1. Респонденты, отвергающие
жизнедеятельность в соответствии с духовными ценностями:
-
возрастная группа 12-17 лет – 74%;
-
возрастная группа 18-35 лет - 68%;
-
возрастная группа 45лет и старше – 11%.
2.
Респонденты, приветствующие духовные
ценности, но не живущие в соответствии с моральными нормами:
-
возрастная группа 12-17 лет –16%;
-
возрастная группа 18-35 лет - 28%;
-
возрастная группа 45лет и старше – 14%.
3.
Респонденты – «лохи», с глубоким убеждением в необходимости духовной культуры,
с приоритетом в жизнедеятельности общечеловеческих
ценностей, первичности духовных начал над материальными:
-
возрастная группа 12-17 лет –16%;
-
возрастная группа 18-35 лет - 28%;
-
возрастная группа 45лет и старше – 75%.
Анализ
опросных данных выявил тревожные
показатели деградации духовности, утраты моральных ценностей в возрастных группах 12-17 лет, 18-35 лет.
Выражая своё отношение к духовным ценностям, участники в данных группах-ключах
считали их «немодными», «глупостями, на которые не стоит тратить время»,
«потраченным временем, на котором не заработаешь деньги».
Особую озабоченность вызывают ответы респондентов в группе подростков школьного возраста 12-17
лет: «Добро – это что?»; «Да меня «лохом»
называть будут, если я правду говорить буду…»; «Защищаю ли я девушек?
Только свою. А чужих зачем?»; «Я никогда не сознаюсь, если сделал что-то неправильно. Смысл?»; «Если кто-то упал – сам поднимется. Со мной
часто так бывает и мне никто не помогает»; «Любить окружающих людей? А за что?»
Интересен факт, что учащиеся,
правильно понимающие духовные ценности, не являются лидерами в подростковых
группах и относятся сверстниками к категории «лохов», своеобразных изгоев.
Высокие
количественные и качественные показатели, характеризующие уровень духовного развития, наблюдались по
результатам исследования в возрастной группе 45 лет и старше. В полученных
данных прослеживается связь между периодом рождения, воспитания, получения
образования и периодом в историческом развитии российского общества. Стойкие духовные ценности присущи людям,
духовное становление и развитие которых пришлось на доперестроечный период.
Время распада СССР, последующие периоды реформ в России с разрушающими культуру и нравственность результатами,
явились причиной духовной деградации нескольких поколений социума, разделением его членов на «крутых» и «лохов». «Крутой» - семантический антоним слова
«лох». В общественном российском сознании
он соотносится со смысловым значением «удачливый», «богатый»,
«не соблюдающий законов и не боящийся наказаний за их нарушение», «ставящий
приоритет материального над духовным», «открыто попирающий принципы морали и
нравственности» и т.д.
Но, современные мировые тенденции развития, связанные с
высокими темпами научно-технического прогресса, свидетельствуют о том, что
вместе со стремительными достижениями науки, кардинальными изменениями в
политике и экономике разных стран особую актуальность приобретает духовное
развитие общества в целом и каждого человека в отдельности. Во многом это
связано с изменениями, происходящими в общественном сознании, в котором идёт
процесс универсализации, «когда
приобретение реальным мышлением черт планетарного сознания является своего рода
важнейшей формой его кардинальных изменений в окружающем мире. В сознании людей
во всё большей мере находит отражение убеждённость в том, что мир, его
экономическая, социальная и духовная
жизнь приобретают общие черты, обладают сближающимися характеристиками»[6].
Современная Россия переживает трудный
процесс духовного возрождения. Но,
вопреки деструктивным процессам, тормозящим культурное развитие
общества, Надеждой, вселяющей
Веру в становление и укрепление общечеловеческих ценностей в нашей
стране, является наличие «лохов» -
пусть небольшого, но убеждённого и уверенного сегмента хранителей достояний
духовной культуры российского
государства. Результаты анализа данного
исследования убедительно подтверждают приведённые выводы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксентьев В.А., Аксюмов
Б.В. Портфель идентичности молодёжи Юга России в условиях цивилизационного
выбора, ж-л «Социологические исследования», №12, 2010, стр.19
2. Козин Н.Г. Искушение
либерализмом, ж-л «Вопросы философии», №9, 2006
3. Общечеловеческие
ценности // Новейший философский словарь / Составитель Александр Грицанов. — В.
М. Скакун, 1999.
4.
http://www.cellguru.ru/publ/18-1-0-88
5.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лох, http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%EB%EE%F5, http://www.cellguru.ru/publ/18-1-0-88
6.
Тощенко
Ж.Т. Антиномия – новая характеристика
общественного сознания в современной России, ж-л «Социологические
исследования», №12, 2010