Кашляк С. Г.
Республика Беларусь, г. Минск, БГУИР, ФИТиУ, кафедра гуманитарных дисциплин,
преподаватель.
РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ КОННЫЙ ВОИН VI-VII ВВ.
В
ранневизантийский период военное искусство империи порождает новое отношение к
роли кавалерии на поле боя. Это и понятно – наиболее боеспособные мобильные
части армии (comitatenses) должны были иметь качественно иной уровень
маневренности. Роль пехоты постепенно отходит немного на второй план – осада,
штурм, прикрытие своей конницы на поле боя. Вообще, пехота в Византии всегда
сохраняла свое значение, в отличие от Европы. Традиционная римская армия –
армия превосходной пехоты. Эта пехота действительно одерживала поразительные
победы над парфянами, персами, сарматами. Но победы оказались бесплодными:
территория Месопотамии, занятой Траяном, в итоге была потеряна, а войны с
державой Сасанидов превратились в «перетягивание каната» в Армении. Тогда как
восточная кавалерия не раз громила эту превосходную, без тени иронии, пехоту
(Карры) или ставила на грань катастрофы (поход Юлиана Апостата). Ранневизантийская
армия, как и позднеримская, нуждались в качественно новой кавалерии для
полноценного противостояния тем же персам. [1]
В
ранневизантийской армии на VI век кавалерия
составляла 1/3 действующей армии из нее примерно 15% тяжеловооруженной. [10]
Постепенно это соотношение возрастало до двух к трем или даже одного к одному.
Необходимость борьбы с разнообразной кавалерией персов влекла за собой развитие
такого типа воина как конный лучник.
Такой тип конного воина превосходно описан Прокопием Кесарийским в его «Войне с
персами», притом, что сам Прокопий был офицером разведки у Велизария: «Нынешние
же лучники идут в сражение, одетые в панцирь, с поножами до колен. С правой
стороны у них свешиваются стрелы, с левой – меч. Есть среди них и такие, у
которых имеется копье, а [на ремне] за плечами – короткий без рукояти щит,
которым они могут закрывать лицо и шею». Кавалерия эволюционировала от специализации
«копейщик» или «лучник» к универсальности. Которая стала характерной чертой
византийской кавалерии, когда всадник империи почти сравнивался по копейному
бою с западноевропейскими «коллегами», а в стрельбе из лука был почти равен
восточному кавалеристу. [6; 9]
Специфика
византийской подготовки лучника состояла в совмещении двух типов стрельбы:
«ромейского» и «персидского». Если первый тип предусматривал сильную и точную
«снайперскую» стрельбу, то второй – массированный скоростной обстрел противника
(в том числе и на скаку). Византийский конный лучник фактически копирует своего
восточного «коллегу». Что было облегчено тем, что наемники из Причерноморских
степей (гунно-болгары) служили наемниками в армии империи. Трактат «О стрельбе
из лука» (Περι ταξειας, «De
arcus usu») подробно описывает
методику подготовки лучника на основе римского и персидского опыта. А. Кэхли,
В. Рюстов, К.-К. Мюллер, М. Йенс считали его частью анонимного трактата VI
в. «О стратегии». Тогда как А. Дэн и Р. Вьейефон определяли его как
самостоятельное сочинение, корни которого уходят в V в. истоки которого
восходят к «Кестам» Секста Юлия Африкана. [4] Идеи Περι ταξειας о роли лучника созвучны описанию
лучников Прокопием Кесарийским: «Они прекрасные наездники и могут без труда на
полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них,
так и в преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву
натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда
поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее
стремительного удара». Воины использовали «степной» способ стрельбы из лука.
Впоследствии эти идеи были творчески развиты в «Стратегиконе» Маврикия. [6;
9]
Из
Персии в Византию пришло конное поло – τζινκαστεριον, «цинкастерион», човган
– значимый атрибут царского быта Византии заимствованный у Сасанидов из Ирана в
IV-VI вв. А с ними и шесть фанн,
«искусств», персидского фраханга: это верховая езда, владение мечом и
щитом (вместе и по отдельности), стрельба из лука, игра в конное поло. Именно
последняя становится любимым состязанием византийской знати. Именно поло становится
специфической формой подготовки элитной кавалерии на просторах Евразии от
Константинополя (Византия) и Каира (Египет) до Сеула (Корея). [3; 7; 8] Но
самые ранние сохранившиеся правила этой «рыцарской» игры зафиксированы именно в
Персии при династии Сасанидов. Позднее в XII в. великий грузинский
поэт Шота Руставели сравнит искусство игры в конное поло с искусством поэзии:
«Испытаньем иноходцу служит дальняя дорога, / игроку – удар искусный, если мяч
рассчитан строго. / Для певца же дело чести – ширь стихов, богатство слога, /
он и сам коня осадит, увидав, что речь убога». В переводе Заболоцкого опущено
название ударного орудия этой игры – човгана, клюшки для выбивания мяча. [7]
Еще
Иностранцев показал на сравнении материала византийских трактатов VI-VII
вв., трудов ранневизантийских писателей и сохранившихся фрагментов сасанидских
военных трактатов значительную общность тактических приемов обеих
противоборствующих сторон. [2]
Маврикий
выделяет и описывает четыре вида ранневизантийской кавалерии: 1) дефензоры
(«линейная» тяжелая кавалерия, занимавшая центр боевого порядка), 2) курсоры
(конные лучники, стоявшие на флангах боевого порядка), 3) плагиофилаки (1-3
тагмы, прикрывавшие левый фланг от обхода его противником), 4) гиперкерасты
(отряд в 1-2 тагмы для обхода вражеского левого фланга, «маневр
гиперкерастов»). [9] Задачей гиперкерастов, бывших конными лучниками, было не
только прикрытие правого фланга, но и обход вражеского. Для подготовки этого
маневра одна тагма строилась в линию – как и дефензоры, а вторая – становилась
позади ее рассыпным строем. Если первая тагма должна была связать противника
боем, то вторая и совершала внезапный выход во фланг, предрешая разгром левого
фланга противника. [11]
Конные
воины были прекрасно экипированы: это «аварская» туника из тонкой или плотной
ткани, закрывающая колени; кольчуга аварского или персидского образца до
лодыжек с кольчужным капюшоном и поясом, весом до 16 кг; пелерина и войлочный
плащ с широкими рукавами поверх кольчуги; металлический шлем с шишаком с
небольшим султаном наверху; круглые шейные щитки аварского типа с бахромой.
Поножи и наручи у воинов первых шеренг. А букцелларии носили еще
кольчужные перчатки. На лошади – седло со вторым арчаком, наголовник (железный)
и нагрудник аварского типа (кольчужный или войлочный). Оружие: лук гуннского
типа в 117-125 см с колчаном на 30-40 стрел по 70 см, с наконечниками от 2 до 6
см (стрела летела на 330 м); длинное деревянное копье в 2,5 м, перехваченное
посредине ремешком, с фламулами (два); прямой меч персидского или аварского
образца (сарматский). [5; 9] То есть, «чем живописнее одет воин, тем больше у него
желания драться, тем ужаснее он для врагов». Имелся и запасной конь. Каждая котуберния
имела свою палатку. На марше требовалось иметь двойные сагии (плащи), 20-30
литр сухарей на 3-4 дня. Здесь описывается конный панцирный лучник. При
Маврикии восточное влияние постепенно меняется с персидского на аварское.
Именно аварская конница берется за образец для византийской в «Стратегиконе». [9]
В организационном смысле
тагмы ранневизантийской кавалерии состояли из: 1) стратиотов из каталогов
(воинских списков), 2) федератов (наемников-варваров), 3) оптиматов
(гото-греческих метисов, составивших элитную кавалерию империи после превращения
схол в парадные небоеспособные отряды), 4) букеллариев (воины из «личных армий»
императора и полководцев). Кроме того, в армии постоянно присутствовали отряды
симмахов «союзников» империи со своими командирами. [11]
Литература:
1. Ван
Берхем Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина / Пер. с франц. А. В,
Банникова; Вступ. Статья А. В. Махлюка; Отв. ред. М. М. Холод / Д. Ван Берхем. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2005.
2. Иностранцев К. Отрывок
из военного трактата из сасанидской «Книги установлений» (Аин-намэ) // Записки
Восточного Отделения Российского Археологического Общества. СПб. 1906. Т. 17.
3. Карпов С. П. История
Трапезундской империи / С. П. Карпов. – СПб.: Алетейя, 2007.
4. О стратегии:
Византийский военный трактат VI века / Изд. подг. В. В.
Кучма. – СПб.: Алетейя, 2007.
5. Осарес Ф. Византийская
армия в конце VI в. (по «Стратегикону» императора Маврикия) / Пер. с франц.
А. В, Банникова; Отв. ред. М. М. Холод / Ф. Осарес. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2007.
6. Прокопий Кесарийский.
Война с персами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами.
Тайная история / П. Кесарийский. – М.: Наука, 1993.
7. Руставели Шота. Витязь в
тигровой шкуре / Перев. Н. Заболоцкого / Ш. Руставели. – М.: Наука, 1969.
8. Санг Х. Ким. Боевые
искусства и оружие древней Кореи / Ким Санг Х. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Стратегикон Маврикия /
Изд. подг. В. В. Кучма. – СПб.: Алетейя, 2004.
10. Хэлдон Джон. История
византийских войн / Пер. с англ. М. А. Карпухина, С. С. Луговского / Джон
Хэлдон. – М.: Вече, 2007.
11. Шувалов П. В. Секрет
армии Юстиниана: восточноримская армия в 491-641 гг. – СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2006.