Бахтыбаев М.М.

Международный казахско-турецкий университет им.Х.А.Ясави

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Н.Н.ПАНТУСОВА  В СЕМИРЕЧЬЕ

 

Вторая половина XIX в. – начало ХХ в. - период стремительного развития научной мысли. Значительную роль в этом процессе сыграли научные общественные организации созданные как в центре - Санкт-Петербург, так и на периферии Российской империи – Центральной Азии. Многие из них превратились в важные исследовательские организации, систематически осуществлявшие раскопки, исследования, реставрацию и охрану памятников древности и публиковавшие результаты работ в специальных периодических изданиях. Одной из таких организаций был – Туркестанский кружок любителей археологии созданный в 1895 году в г. Ташкенте.

Туркестанский кружок любителей археологии (ТКЛА) являлся научно-краеведческой общественной организацией, на протяжении двадцати лет осуществлявшей работу по изучению памятников материальной культуры Центральной Азии [1]. С первых дней  и до последнего дня его существования участие в его работе принимал выдающийся русский востоковед В.В.Бартольд.

Результаты исследования и сообщения членов ТКЛА о различных памятниках Туркестанского края публиковались в «Протоколах заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии»  издававшиеся с 1896 по 1917 гг.

Образование этого научного общества, членами которого были любители археологии и краеведы, способствовало широкому развитию исследований археологических памятников Казахстана и Средней Азии [2]. Среди рядовых членов ТКЛА были и отдельные деятели, выделявшиеся своей активностью, одним из которых был Н.Н.Пантусов.

Николай Николаевич Пантусов (1849-1909) известный археолог, этнограф, фольклорист и географ, всю свою жизнь посвятил изучению Средней Азии и Казахстана. После окончания Восточного факультета Петербургского университета в 1871 году он был оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре истории Востока. Однако уже в следующем, 1872 году он перешел на службу в Туркестанский край. Н.Н.Пантусов побывал на службе в Ташкенте,  Фергане, Семиречье и Кульдже и всюду оставил следы своей наблюдательности [3].

Частые поездки Н.Н.Пантусова по территории Туркестанского края в качестве чиновника особых поручений Управления Семиреченской области содействовали изучению памятников древности.

26 сентября  1897 года Н.Н.Пантусов посетил урочище Капчагай, с целью изучения памятника Тамгалы-тас, расположенного в 25 верстах к северо-западу от селения Иле, на правом берегу реки Или.

При осмотре скалистого берега реки, было обнаружено множество отделившихся от отвесных скальных пород камней, на восемнадцати из которых имелись изображения [4]. На самом большом из этих камней (высота 73/4 аршин, ширина по диагонали 41/2 сажень) были высечены изображения трех бурханов и с правой стороны внизу надпись. Ниже от нее расположены еще два камня с одиночными изображениями бурханов. На одном из этих камней, (расположенном левее от большого камня) над головой бурхана высечены изображение семи змей [5]. На семи отдельных камнях расположенных далее высечены  крупные и мелкие надписи на калмыцком и тибетском языках.

Н.Н.Пантусовым была произведена фотофиксация памятника, по которым можно судить о плане расположения, о расстоянии между ними и приблизительном размере общей площади. Он дает полное описание 23-х фотографий, снятых изображений и надписей.

При описании изображения с тремя бурханами Н.Н.Пантусов дает «самоназвание» бурханов на тибетском и монгольском языке в транскрипции. Бурхан расположенный в центре – Пагда джань расикь (по монгольски: нидубэр-уцзукчи), слева – «будда» Шаккчжамань чжила (по монгольски: оточи бурханъ), справа – «будда» Шак-чжа-тоба (по монгольски: читакчи-бурханъ). Надписи внизу обозначают название бурханов, ниже следует молитвенное заклинание (тарти) высеченные на тибетском языке [6].

Изображение «трех бурханов» имеются также на трех отдельных камнях. Изображенный на отдельном камне бурхан именуется на тангутском языке – «дорчжи-мэнрукъ», а на тибетском – «акшоби-бурханъ», слева от него молитвенное заклинание – тарти, ниже от нее заклинание на монгольском языке повторяющееся три раза.  Посередине заклинания имеется надпись на тибетском языке. На двух камнях встречается изображение Лунъ-вана (Лусунханъ) - царя драконов. Основная часть изображений на других камнях - это надписи (заклинания на монгольском и тибетском языках) [7].

29 сентября 1897 года Н.Н.Пантусов посетил урочище и перевал Аир-кезенъ (Айыр кезен - Б.М.) и ущелье Тайгак в горах Чулак (Шолак –Б.М.). В урочище Айыр кезен были обнаружены петроглифы, но из-за малочисленности изображений на плитах их фотофиксация на производилась. В основном на плоскостях были изображены фигуры маралов и горных козлов [8]. В верхней части северного склона ущелья Тайгак были обследованы многочисленные петроглифы и надписи расположенные на различных скальных блоках. В сюжетах преобладали фигуры различных животных. Все надписи, высеченные большей частью на тибетском языке являются заклинаниями, они читаются слева на право по горизонтальной линии. Также по дороге от ущелья Тайлак в сторону Чулак-джиде (Шолак жиде – Б.М.), у зимовки Макумбета были обнаружены изображения фигур горных козлов [9].

6 октября того же года Н.Н.Пантусов обследовал Куртинскую волость Верненского уезда. На камнях правого утесистого берега Куртинского Капчагая и на отдельно разбросаных камнях были обнаруженны изображения маралов и несколько надписей. Были сняты фотографии четырех более-менее сохранившихся надписей.

В урочище Таскотан, на левом возвышеном берегу реки Курты были обследованы три кургана. На одном из курганов, расположенный по середине имелись следы раскопа [10]. В этом кургане в яме была обанаружена одна разбитая каменная баба и три целых. Все они были выкопаны и сфотографированы. 

После осмотра урочища Таскотан Н.Н.Пантусов 7 октября отправился в урочище Караиспе (Караеспе–Б.М.) расположенный в Сарытокумовской волости, где были открыты 30 курганов, 10 из которых расположены в западной и 20 малых курганов в восточной части урочища [11].

К вечеру того же дня Н.Н.Пантусов прибыл в урочище Джалпак-тас (Жалпак тас-Б.М.). На следующий день на территории Куртинской волости, северо-западнее урочища Джалпак-тас он обнаружил большой камень с высечеными на нем изображениями фигур маралов, оленя, горного козла, человека ведущего верблюда и др. Приблизительно в 150 метрах за камнем, на возвышенности находились «собрание камней» оба (курганы), а в 50 шагах от них в лощине расположена разрушенная большая старая могила (курган) [12]. Далее он обследовал урочище Джалпак-таса, где обнаружил многочисленные могилы (курганы) больших и малых размеров. На многих курганах были следы раскопа грабителей. Н.Н.Пантусов произвел обследование разрытых курганов. Могилы были обложены крупными перпендикулярными плоскими камнями, некоторые имели небольшие отделения с боку, также обложенные плоскими камнями (рис.1). В этих отделениях находились по одному глиняному сосуду, вроде тарелок [13].

Рис.1. План

Н.Н.Пантусов также обследовал петроглифы с изображениями горных коз в урочищах Казы-бек, Калы-булак; в урочищах Казы-бек, Утеген и Серек-тас были обследованы многочисленные курганы, сложенные из камня.    

В Лепсинском уезде Н.Н.Пантусов обследовал письмена, высеченные на больших камнях, расположенных на левом берегу реки Баскана. Камни с надписями представляют собой большие гранитные валуны, высотою в рост человека, скатившихся с окрестных гор. Всего этих камней более десяти. По описанию Н.Н.Пантусова: «Больший из этих камней похож фигурою своею на лежащаго верблюда с седловиной…» [14]. На задней части «верблюдообразного» камня имеется изображения козлов и надпись. На одном из лежащих рядом двух камней высечена мусульманская надпись, а на втором – имеются пять ямок. Местные жители чтят эти камни, как святыню и называют их «Аулие-тас» - священный камень.

Н.Н.Пантусов в своей статье приводит несколько версий предания об Аулие-тас. По первой версии эту местность посещал сам пророк Мухаммед, который садился на одном из этих камней, отчего этот камень принял форму седла (рис.2), а по другой версии, пророк приехал в это место на верблюде, а затем верблюд окаменел, и изображение лежащего верблюда осталось доселе. Вблизи от «верблюдообразного» камня имеется камень в виде небольшого навеса, где по преданию стоял конь пророка Мухаммеда – дуль-дуль [15].

Рис.2. Вид камня с седловиной с западной стороны

Поездка Н.Н.Пантусова в июле 1898 года в Алтын-Эмельскую волость Капальского уезда была насыщенной и плодотворной. В Алтын-Эмельской и сопредельных волостях были выявлено значительное число ранее неизвестных               памятников археологии.

Н.Н.Пантусовым были обследованы множество курганов различных размеров, расположенные в долине, с правой стороны дороги Кугалы-Луговое (Кулан), в бассейне реки Кескенъ-Терек, а также в 20-25 верстах юго-западнее от станицы Коксу. Курганы располагались перпендикулярно к горам в виде сплошного ряда, насыпи имели диаметр у основания 5 сажень, высоту 3 сажени [16]. Западнее селения Луговой им были обследованы несколько больших курганов, а в ущелье соединяющий Капальский и Джаркентский уезды выявлены наскальные рисунки и надписи.

29 июля того же года Н.Н.Пантусов обследовал урочища Байгозы и Ашыбулак. В урочище Байгозы были открыты и обследованы два больших кургана и три кургана малых размеров, расположенных у реки Кугалы, а в урочище Ашыбулак найден отесанный каменный столб, лежащий у разрытой могилы.

В Алтын-Эмельской волости Н.Н.Пантусов также обследовал расположенный по направлению восток запад длинный ров. Он берет свое начало от Алтын-Эмелских гор, между станциями Алтын-Эмель и Куякуз, и далее идет к горам Асан и к реке Коксу. Непрерывный ров местами довольно значительный, имеет также непрерывный вал с северной стороны, ширина рва 2 сажени, глубина 2 аршина. Вопрос кем, когда и для какой цели был вырыт этот ров остался открытым.  

В урочище Мамырхан-бастау Н.Н.Пантусов осмотрел несколько могил (оградки)  и каменную бабу (балбал тас). Каменная баба была разбита и лежала на боку. Усеянные вокруг могилы камни были покрыты мхом. По предположению Н.Н.Пантусова эти могилы более древние, чем ранее обследованные могилы. Между урочищами Досомъ и Кокъ-бастау также была выявлена каменная баба [17].

19 июля 1899 года Н.Н.Пантусов отправился из селения Джангызъ-Агач (Жалгыз-агаш-Б.М.) в ущелье Теректы с целью произвести съемки надписей, расположенные на отвесных скалах. Им было снято четыре фотографии, три съемки - отдельных камней, а один общего вида. На одном из камней была высечена фигура горного козла с огромными рогами.

Надписи были переведены ученым маньчжурского происхождения  Джалангом. На одном из камней было высечено по монгольски - «Дэду оронь», что в переводе значит «высокое место». На двух других камнях написано: с левой стороны – по монгольски «Арiя-бало» - название одинадцатиликого Бурхана, Хоншимъ-Бодисатва или Нидубэръ-Ужекчи, а с правой стороны – непереводимая на русский язык, таинственная молитва или заклинание по монгольски «Ом-ма-ни-бет-ма-хум» [18]. 

Выше в горах при обследовании многочисленных камней-валунов были выявлены петроглифы. На камнях были высечены изображения горных козлов, охотников с луками, богумаралов (бугы-марал-Б.М.) и собак.

В тот же день Н.Н.Пантусов обследовал правый берег реки Коксу и расположенный вдоль этого берега горы Чибынды (Шыбынды-Б.М.). В верстах шести-семи от селения Джангызъ-Агача, у двух водопадов на реке Коксу и в верстах четырех от этих водопадов, чуть выше притока реки Коксу Кызыл-булак были найдены местонахождения петроглифов.

В местонахождении рисунков, расположенных на высоком берегу реки у водопада, фигуры горных козлов выбиты  на отдельных скалных блоках, а изображения козлов, маралов, лошадей и охотников с собаками расположенные в долине между горами Шыбынды и реки Коксу были высечены на пятидесяти отдельных валунах [19].

Таким образом, можно резюмировать, что вклад Н.Н.Пантусова в исследовании памятников археологии Семиречья имеет большое значение. Он всю свою жизнь посвятил изучению памятников, производил их натурное обследование, фотофиксацию и подробно описывал их местонахождение, собирал сведения об имеющихся памятниках, связанные с ними легенды. Выступал с сообщениями на заседаниях Туркестанского кружка любителей археологии.

Работы Н.Н.Пантусова ценны еще и тем, что многие археологические памятники исследованные им не сохранились до наших дней, разрушенные, либо природными катаклизмами, либо человеком.       

Литература

1.Лунин Б.В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Туркестанский кружок любителей археологии (1895-1917гг.). -Ташкент: Изд.Академии Наук Узбекской ССР, 1958. –с.10.

2.Турадилов М.У. Археологическая деятельность В.А.Каллаура //Автореф. дисс.на соискание ученой степени канд.истр. наук. –Алматы, 2007. –с.4.

3.Туркестанские ведомости, 1895, №1362.

4.Пантусов Н.Н. Тамгалы-тась //ПТКЛА, Год IV. -Ташкент, 1899. –с.53-55.

5. Тамже, с.56.

6.Пантусов Н.Н. Описаніе фотографически снятыхъ г.Пантусовымъ надписей въ мьстности «Тамгалы-тасъ» //ПТКЛА, Год IV. -Ташкент, 1899. –с.57.

7.Тамже, с.57-59.

8. Пантусов Н.Н. Аиръ-кезень и Тайгакъ //ПТКЛА, Год IV. -Ташкент, 1899. –с.60.

9.Тамже, с.62.

10.Пантусов Н.Н. Куртынынъ-Капчагай и Джалпакъ-тасъ (Куртинской волости Верненского уезда) // ПТКЛА, Год IV. -Ташкент, 1899. –с.64.

11.Тамже, с.64.

12.Тамже, с.65-66.

13.Тамже, с.66.

14.Пантусов Н.Н. Аулiа-тасъ //ПТКЛА, Год IV. -Ташкент, 1899. –с.68.

15.Тамже.

16. Пантусов Н.Н. Алтынь-Эмельская волость Капальского уезда //ПТКЛА, Год V. -Ташкент, 1900. –с.20.

17. Тамже, с.22.

18. Пантусов Н.Н. Ущелье Теректы и р.Коксу близъ выселка Джангызъ-Агача Капальского уезда //ПТКЛА, Год V. -Ташкент, 1900. –с.26.

19.Тамже, с.27.