Волынец Е.Н.
аспирантка Белорусского
государственного университета культуры и искусств
Белорусская музыка для
оркестров народных инструментов конца ХХ - начала XXI вв.: проблемы, тенденции
и перспективы развития.
Народно-оркестровое
исполнительство занимает значимое место в музыкальной культуре Беларуси.
Свидетельство тому - существование и активная творческая концертная
деятельность оркестровых коллективов народных инструментов. На сегодняшний день
в республике существуют два высокопрофессиональных коллектива: Национальный
академический народный оркестр Республики Беларусь им. И.Жиновича и оркестр
русских народных инструментов Могилевской областной филармонии. Эти коллективы
по праву являются визитными карточками белорусского исполнительства на народных
инструментах. Их выступления с большим успехом проходят и высоко оцениваются не
только в нашей стране, но и за ее пределами. Активно действуют также учебные
оркестры высших и средних учебных заведений и любительские оркестры. Участие их
в многочисленных фестивалях и конкурсах республиканского и международного
уровня свидетельствуют о высоком профессиональном исполнительском уровне.
Следовательно, рост исполнительского мастерства оркестровых коллективов, а
также солистов оркестров является одним их движущих факторов создания
оригинального репертуара для оркестров народных инструментов. "Проблема
развития репертуара всегда была и будет актуальной, ибо репертуар является
проводником идей, которые, в конечном счете, определяют основу существования
данного вида искусства (народно - оркестрового исполнительства, - Е.В.)"
[4, с. 7].
Репертуар для оркестров
народных инструментов конца ХХ - начала XXI вв. вобрал в себя весьма обширный
по жанрам музыкальный материал. Анализируя сочинения данного периода, мы можем
отметить многообразие форм, как малых (обработки народных песен и танцев,
элегии, скерцо, ноктюрны, программные миниатюры), так и крупных, включая
циклические (увертюры, музыкальные картины, поэмы, фантазии, рапсодии, сюиты,
концерты). Современная народно-оркестровая литература представлена
произведениями В.Войтика, В.Грушевского, Г.Ермоченкова, А.Клеванца,
В.Кузнецова, В.Курьяна, В.Корольчука, С.Хвощинского. Особенностью создания
музыки для оркестров народных инструментов является тот факт, что к ее
написанию обращаются не только композиторы, получившие специальное
профессиональное образование, но и музыканты-практики (исполнители, педагоги,
артисты оркестров), хорошо знающие специфику коллективов: художественные
возможности инструментов оркестра, особенности оркестровой фактуры, тембровый
спектр. Уже сейчас можно говорить о значительном творческом вкладе в репертуар
оркестров народных инструментов исполнителей - В.Ткача, А.Кремко,
преподавателей - В.Малыха, В.Малиновского, Н.Сироты. Нельзя не отметить, что
среди существующих в репертуаре оркестров народных инструментов произведений
присутствуют опусы не представляющие собой особой эстетической ценности. Но
вместе с тем надо признать, что исполнители, которые занимаются композиторским
творчеством, хорошо чувствуют потребности публики и используют этот факт как
движущий фактор в развитии музыки для оркестров народных инструментов.
В целом наблюдается три
основных тенденции в формировании репертуара: развитие академического
направления; обработки народных песен и танцев, а также сочинения, в основе
которых лежит фольклорный материал; современные произведения с элементами
театрализации.
Развивая академическое
направление, композиторы обращаются к жанру увертюры, музыкальной картины,
фантазии, поэмы. В рассматриваемый период времени динамично развивается жанр
концерта. За последние пятнадцать лет были написаны концерты для домры,
балалайки, баяна, цимбал с оркестром композиторами Г.Ермоченковым, А.Клеванцом,
А.Гулаем.
Характерной чертой
репертуара для оркестров народных инструментов является тесная связь с
фольклорными традициями. Взаимодействие фольклора и композиторского искусства
на современном этапе развития народно-оркестровой музыки по-прежнему является
важным звеном стилевого и эмоционально-образного обогащения музыкальных
сочинений. В композиторской практике можно выявить различные способы
использования фольклорного музыкального материала, где наряду с обработками
народных песен и танцев возникают более сложные формы композиторского
искусства. Эта тенденция имеет богатую историю и представлена наибольшим
количеством произведений. Она активно используется в композиторском творчестве
В.Ткача, В.Малыха, Н.Сироты, А.Кремко.
На современном этапе развития белорусской музыки для оркестров народных инструментов можно выделить три наиболее общих принципа использования фольклора.
Первый принцип основан на
использовании народных мелодий в качестве тематического материала, так
называемый "цитатный" метод. Следует отметить, что цитатный метод
использования фольклора положен не только в основу жанра обработки, но и в
основу программных миниатюр, а также сочинений крупных форм.
Второй принцип представляет
собой использование отдельных элементов фольклора: вычленение мелодических
оборотов, интонаций, дополнение отдельных мотивов народной мелодии авторскими.
Третий принцип предполагает
стилизацию народных мелодий, то есть создание композиторами тематического
материала интонационно схожего с народным. Белорусский музыковед Г.Глущенко
отмечает: "В + наиболее ярких произведениях белорусской музыки отмечаются
индивидуальное прочтение национальных сюжетов, собственный авторский подход к
ним, личная художническая позиция. Композиторы переосмысливают фольклорную
образность, отыскивают в ней новые грани, а иногда и выходят за ее пределы. При
этом национальное в музыке сохраняется, ибо + оно коренится в сознании
композитора, составляет важную особенность его мировоззрения" [1, с. 23].
Произведения с элементами
театрализации нашли отражение в композиторском творчестве В.Ткача, А. Кремко,
В.Кузнецова. Для данного направления характерно использование хореографических
эпизодов (В.Ткач "Лицедеев хоровод"), театрализованных выходов
музыкантов оркестра (В.Кузнецов Шутливая музыка "Чаму ж мне не
пець"), помогающих создавать необходимую эмоциональную атмосферу.
При анализе белорусской
музыки для оркестров народных инструментов отдельно встает вопрос об
образно-эмоциональной сфере, поиске новых образов и тематики музыкальных
произведений. Можно проследить некую общую тенденцию - при доминировании
светлой, праздничной образности заметно стремление к драматизму,
философичности, к психологизации образов, следовательно, это способствует
поиску новых современных средств музыкальной выразительности.
"Народно-оркестровая музыка, оставаясь очень близкой своим фольклорным
истокам+способна вместе с тем к полноценной передаче образов, значительных по
содержанию и средствам воплощения, симфоничных по своей сути" [3, c. 72].
По-прежнему широкий круг образов связан с жанрово-бытовой сферой. Большое место
в творчестве композиторов занимают образы, воссоздающие картины родной природы
(В.Грушевский "На Полесье", Г.Ермоченков "Журавлиная
песня", А.Кремко "Песня про Неман", "Родной край").
Ряд сочинений связан с историческими темами, оригинально воплощенными
Г.Ермоченковым ("Собор Святой Софии", "В венок Ефросинии
Полоцкой", сюита "Со стародавнего Несвижа"). Композиторов
привлекает сказочная тематика, которая находит отражение в творчестве
В.Кузнецова (Вакханалия для оркестра "Путешествие в страну чудес"),
А.Клеванца (Рейгтайм "Старик Хоттабыч").
Таким образом, на
современном этапе развития музыки для оркестров народных инструментов
наблюдается ряд проблем. Не претендуя на всеохватность, выделим наиболее
актуальные в настоящее время. Прежде всего - это проблема, связанная с расширением
и обогащением оригинального репертуара. К сожалению, круг профессиональных
композитором, создающих музыку для оркестров народных инструментов, узок. Все
больше к сочинению произведений для таких составов обращаются
музыканты-практики (исполнители, преподаватели, артисты оркестров). Во-вторых,
встает проблема переосмысления и воплощения тематизма, связанного с народными
истоками. Здесь, композиторы активно используют элементы фольклора, меняются
лишь способы его изложения, проявляющиеся в усложнении ладогармонического
языка, поиске новых средств музыкальной выразительности. В-третьих, актуальна
проблема обогащения образного содержания, где наряду с жанрово-бытовыми,
лирическими сферами наблюдается динамичное развитие лирико-драматических,
философских тем, психологических размышлений, трагических образов. Решение этих
проблем является одной из предпосылок дальнейшего развития отечественного
народно-оркестрового исполнительства.
Литература:
1.Глущенко Г.С. Национальное
и интернациональное и вопросы обновления стиля в белорусской советской музыке
// Музыкальная культура белорусской ССР: сб.ст. / сост. Т.Щербакова. - М.:
Музыка, 1977. - с. 5 25.
2.Ермоченков Г.А.
Фольклорные элементы в музыке для оркестра белорусских народных инструментов /
Г.А.Ермоченков // Вопросы культуры и искусства Белоруссии: межвед. сб./ Редкол.
Н.Заренок (гл. ред.) и др. - Мн.: Вышэйш. школа, 1990. - вып.9. - С. 40 - 44.
3.Имханицкий М. И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра / Учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / М. И. Имханицкий. - М.,1981. 78 с.
4.Шишаков Ю. Основные
тенденции развития репертуара для русского народного оркестра / Ю.Шишаков //
Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: сб.тр. /
Гос. муз. ин-та им. Гнесиных. - вып. 85. - М., 1986. - С. 7 -15.
5.Яконюк Н.П. Музыка для
народных инструментов как самостоятельная область композиторского творчеcтва /
Н.П.Яконюк // Народно-инструментальная музыкальная культура письменной традиции
в Беларуси: опыт системного анализа. - Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 2001. - С.
152 - 184.