Мурзалинова А.Ж., Макашева А.М., Уалиева Н.Т.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

Научные основы этнокультурного аспекта языкового образования в Республике Казахстан

 

В современном «обществе знаний» центр тяжести в общественном разделении труда перемещается из сферы материального производства в область получения, переработки, передачи, хранения и использования информации. Поэтому учащийся должен научиться самостоятельно добывать, анализировать и перерабатывать различную информацию. Большая часть источников  информации – устные и письменные тексты -  носит словесный характер. Эффективное обучение языку предполагает не только  получение знаний о языке и  произведениях, созданных на этом языке, но и выработку умений пользоваться языком, умений анализировать и интерпретировать речь в различных ситуациях.

Результат коммуникативно-функционального обучения языку мы связываем с функционально грамотной языковой личностью. Представим наше определение функциональной грамотности: атрибутивная характеристика языковой личности, предполагающая усвоение экстралингвистических знаний о правилах, нормах, способах общения в единой системе с имеющимися лингвистическими знаниями и речевыми умениями, возможность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения, в том числе иноязычного.

Функционально грамотная языковая личность – компетентный носитель родного и неродного языков, способный, в силу лингвистического мышления и языкового сознания, развитого чувства языка, языкового вкуса,  готовности к использованию языка во всем многообразии его функций, оперативно и эффективно ориентироваться в многоязычном коммуникативно-информационном пространстве, продуктивно в отношении себя и партнеров по ситуации общения участвовать в разножанровых диалоге и полилоге, гибко и системно использовать потенциал лингвистического образования для саморазвития и самореализации в речевом творчестве, продукт которого - текст высокой культурологической и этнокультурной маркированности.

Воспитание эффективно общающейся личности способствует реализации в Казахстане культурного проекта «Триединство языков». Отметим при этом: предусмотренное проектом повышение качества в обучении языкам – казахскому как государственному, русскому как официальному и иностранному -  является задачей государственной образовательной политики.

Итак, мы предлагаем, наряду с языковым курсом, изучение дополнительного курса ораторского искусства на следующем основании: вне последнего в речевой подготовке обучаемых преобладает изучение грамматики языка. В рамках  формирования речевой компетенции наблюдается существенный разрыв между невысоким уровнем владения речью в повседневной речевой практике и высочайшим уровнем – в образцах ораторского искусства.

Как феномен культуры, ораторское искусство основывается на традициях и ценностях той или иной национальной культуры. Являясь частью менталитета народа, отражая специфику его отношений с миром, ораторское искусство включает в свой арсенал коммуникативно-речевой идеал – идеал речевого поведения, которому целесообразно следовать, чтобы совершенствоваться в речевом творчестве. Таким образом, обучение ораторскому искусству сопровождается формированием речевой, коммуникативной и этнокультурной компетенции. Согласно нашему  определению, этнокультурная  компетенция – это способность к общению, стимулируемому следованием в речевом поведении национальным особенностям культуры мышления, культуры общения и культуры речи на основе универсального культурологического подхода, при реализации которого сохраняются философия, этика и эстетика общения.

Изучение курса ораторского искусства совершенствует личность в коммуникативно-речевом отношении, развивает ее способности к общению, стимулирует мотивы учебной деятельности на основе умений работы с информацией (через виды речемыслительной деятельности – слушание, говорение, чтение, письмо), дает опыт языкового общения, способствует самореализации в речевом поступке. Кроме того, закладывает основы конкурентоспособности личности. Последняя, по мнению Н.А.Назарбаева, «прежде всего, должна знать культуру и язык своего народа», т.к.  «сохранение культурных истоков родного языка и духовных традиций, впитанных через систему образования, должно помочь молодому поколению выработать иммунитет от всепоглощающих, унифицирующих и ассимилирующих процессов глобализации» /Назарбаев Н. Казахстанский путь. – Караганда, 2006, 372с./.

Теоретический анализ состояния проблемы подтверждает: специального исследования требует вопрос, какое значение имеет обучение ораторскому искусству как дополнение к языковому курсу для социального, нравственного и коммуникативно-речевого  развития обучаемых. Так,  по данным этнической психологии, самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки [как готовности к совершению определенной деятельности, в том числе общения] является установка национальная, в соответствии с которой партнеры по ситуации общения специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этнически своеобразно действуют при общении. Для гармонизации общения важно актуализировать те национальные установки, которые отвечают нормам этнокультурного и поликультурного общения и являются предметом специального изучения в курсе ораторского искусства.

Итак, дополняющий изучение языка курс обучения ораторскому искусству востребован для социального, нравственного, коммуникативно-речевого развития учащихся (студентов) на основе достижений национальной культуры и ориентирован на разрешение противоречия  между значимостью опыта ораторского искусства для развития поликультурной личности и недостаточным использованием достижений культуры мышления и речи с целью формирования национального самосознания и интеграции личности в системы мировой и национальной культуры.