Философские науки/22

 

Романенко-Бурлуцкий Я. Л.

Донбасская Национальная Академия Строительства и Архитектуры

 

Современная христианская модель «конца времен» в рамках философско-исторического финализма

 

Эсхатологическая проблематика в христианской философии всегда занимала центральное место, что было обусловлено специфической трактовкой самой истории как процесса линейного движения, который имеет начало в сотворении мира, первых людей и земного рая, а конец – во втором пришествии Христа. Такое понимание исторического движения возникло благодаря повествованиям священного писания христиан – Библии, а впоследствии получило оформление и в стройную философскую концепцию во многом благодаря выдающемуся христианскому мыслителю Августину Аврелию, который в своей работе «О граде Божьем» заложил основы христианской философии истории [1]. Таким образом, в христианстве всегда присутствуют эсхатологические настроения, связанные с ожиданием конца истории, конца времен, а также создаются определенные финальные модели, призванные спрогнозировать те исторические события, которые должны предшествовать концу. В современной христианской философии истории существует несколько вариантов таких финальных моделей, которые, тем не менее, во многом совпадают и лишь незначительно отличаются друг от друга, поскольку опираются на один и тот же источник – библейскую книгу «Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова» [2], всецело посвященную предсказанию будущих судеб мира. Центральной идеей этой книги, равно как и христианских моделей конца времен, является идея постепенной духовно-нравственной деградации человечества, и в результате – тотальная победа антихристианских сил зла, которые объединят человечество во всемирное тоталитарное государство под властью Антихриста, мирового правителя и диктатора, воплотившего в себе крайнюю степень безнравственности и бездуховности. Однако современная христианская философская модель конца времен, хотя и  во многом опирается на апокалипсические образы, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельную попытку исторического прогнозирования, поскольку учитывает современные перспективы и тенденции в мировом развитии. В частности, она основана на том предположении, что логика функционирования и взаимодействия основных мировых систем обуславливает стремление ко всеобщему объединению, глобализации. Ради большей экономической выгоды возникает необходимость объединения рынков, перехода на единую форму финансовых расчетов, упразднения границ между отдельными государствами, а это в свою очередь создает все необходимые предпосылки для дальнейшего объединения человечества во всемирную торговую республику под руководством одного правительства. Известный русский философ Н. Бердяев говорит по этому поводу следующее: «И можно также сказать, что ныне человечество идет к единству и соединению через мировой раздор войны, через длительное неблагополучие, в период которого мы вступаем… Расы и народы братаются в кровавой борьбе. В войне есть выход из партикуляристического и замкнутого бытия народов» [3,119]. Мир идет к объединению, однако, для окончательного перехода всех суверенных государств под эгиду единого всемирного правительства необходим сильный внешний стимул, и таким стимулом, по мнению выдающегося христианского мыслителя В. Соловьева, - будет третья мировая война: «Историческим силам, царящим над массой человечества, еще предстоит столкнуться и перемешаться, прежде чем на этом раздирающем себя звере вырастет новая голова – всемирно-объединяющая власть антихриста …» [4,323]. Новая мировая война предположительно начнется из-за конфликта между Востоком и Западом, благодаря возрождению идеи «панмонголизма» в Азии или же ренессанса арабского мира [4,412-414]. Подтверждение подобных идей можно найти в некоторых текстах библейской книги «Апокалипсис», в которых можно увидеть символическое описание широкомасштабных военных действий с применением современных видов вооружения: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв – от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, - умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили» [2,1286-1287]. Третья мировая война будет достаточно разрушительной, но именно она создаст все необходимые условия для последующего объединения выжившей части человечества в единое  тоталитарное государство. В. Соловьев говорит по этому поводу следующее: «Если полувековое подчинение азиатским варварам произошло вследствие разъединения государств, думавших только о своих отдельных национальных интересах, то великое и славное освобождение достигнуто международною организацией соединенных сил всего европейского населения. Естественным следствием этого очевидного факта оказывается то, что старый традиционный строй отдельных наций повсюду теряет значение…» [4,416]. Очевидно, что если определенной части человечества удастся выжить в новой мировой войне, то будет сделано все возможное для того, чтобы ничего подобного в будущем не происходило. Однако до тех пор, пока мир разделен на ряд отдельных национальных государств, никто не может гарантировать вечного мира. Вот почему война сделает практически неизбежным объединение всего человечества в единое государство под властью сильного правительства, замечает еще один христианский мыслитель А. Горбунов: «В гнетущей атмосфере кровавой всемирной анархии лжемессия-антихрист придет как «гениальный политик», «благородный миротворец», «объединитель и спаситель» погибающего человечества. В тех условиях передача всемирной власти единому правительству во главе с единым лидером будет представляться естественным, необходимым условием выживания человечества» [5,195]. В христианской философии термином «антихрист» обозначается личность мирового правителя, президента всемирной республики, главы правительства объединенного человечества. Предположительно это будет такая личность или группа лиц, которые смогут преодолеть хаос и неопределенность послевоенной ситуации и соединить отдельные нации и государства в единое целое. Вполне вероятно, что антихристом может оказаться талантливый полководец и политик, который сумеет привести к победе в новой мировой войне объединенные европейские силы, и в результате получит доверие и симпатии большей части человечества. Однако здесь следует отметить и то, что идея объединения всех людей в рамках планеты в единое органичное целое сама по себе не является порочной. Христианские мыслители характеризуют будущую всемирную империю антихриста как империю тотального зла и порабощения, но в то же самое время многих из них привлекает идея создания союза христианских государств, способного стать барьером на пути воцарения темных антихристианских сил. Следовательно, трагедия человечества предположительно будет заключаться не в том, что оно захочет стать единым целым, а в том, что оно не будет к этому готово, поскольку не достигло высокого уровня духовно-нравственного развития. В государстве всемирного масштаба, при условии, что люди не научились жить в мире, любви и согласии друг с другом, во избежание локальных и глобальных конфликтов, революций и войн, а также ради сокращения уровня преступности будут введены более жесткие формы контроля над убеждениями и поведением граждан, для чего, вероятнее всего, будут использоваться устройства электронной идентификации личности и спутникового слежения. Действительно, если предположить, что весь мир станет одним государством, то, очевидно, что будет сделано все возможное для того, чтобы никто не был в состоянии уклониться от подчинения единому правительству и его законам, какими бы они ни были. А это, в свою очередь, создаст необходимые условия для превращения такого всемирного государства в тоталитарное. Современный христианский мыслитель и богослов А. Кураев говорит по этому поводу следующее: «Предшествовавшая история знала авторитарные режимы, контролирующие внешнюю, экономико-политическую жизнь своих граждан, но в области убеждений требовавшие лишь внешних знаков лояльности. Мир газет и «культпросвета», мир радио и массовых партий дал возможность создать новое, тоталитарное общество. Это общество требует уже реального единомыслия. Царство Антихриста в категориях политологии можно назвать не только глобальным и даже не только авторитарным. Оно еще и тоталитарно – оно претендует на контроль над убеждениями граждан. Апокалипсис это выражает знаменитой фразой о начертании, которое Антихрист ставит на чело и на правую руку человека (см. Откр. 13, 16-17) [6,106]. Для формирования реального единомыслия среди граждан всепланетарного государства, мировой правитель (или по христианской терминологии антихрист), будет использовать современные технические средства манипуляции сознанием, прежде всего ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Также вероятнее всего будут созданы мощнейшие биотехнологии, способные управлять человеческой психикой и манипулировать сознанием огромных масс людей. Согласно с  «Заключением Европейской группы по этике в науке и новых технологиях для Европейской комиссии №20 от 16.03.2005г.», в основу которого лег доклад профессоров Стефано Родота и Рафаэля Капуро «Этические аспекты имплантации в человеческое тело средств информационно-коммуникационных технологий», уже существуют и успешно прошли тестирование так называемые «ИКТ-имплантанты», которые, при их внедрении в живое тело, выявили ряд собственных специфических свойств [7,474]. В частности в пункте 4.7. данного документа сказано: «Относительно внешнего контроля и воздействия, особенное значение приобретает самостоятельность личности в соединении с возможностью оказывать влияние на личность со стороны существующих электронных связей. Даже в случае отсутствия такой постоянной связи ИКТ-имплантанты способны:

а) позволять определять местоположение личности постоянно или время от времени.

б) позволять обмен информации, содержащейся в электронном средстве, без согласия владельца информации.

Эти риски увеличиваются с принятием унифицированных стандартов, допускающих чтение и изменение информации лицами, отличными от владельца информации и лицами, законно использующими соответствующее соединение… принцип достоинства запрещает трансформацию тела в объект, который может постоянно контролироваться и управляться на расстоянии» [9,483-484]. Следует обратить особое внимание на тот факт, что, согласно заявлениям составителей документа, «ИКТ-имплантанты» способны оказывать влияние на нервную систему, в особенности на мозг, вызывать контролируемые галлюцинации, стимулировать и даже менять психологические функции «объекта», ставя под угрозу независимость и субъективную позицию личности [7,488]. Учитывая подобные риски, Комиссия настаивает на том, «чтобы применение ИКТ-имплантантов для слежения и надзора допускалось только, если законодатель решит, что в этом существует срочная и оправданная потребность в демократическом обществе (Статья 8 Конвенции по правам человека) и больше нет других методов» [7,492].

Положения, отраженные в «Заключении Европейской группы по этике в науке и новых технологиях для Европейской комиссии №20 от 16.03.2005г.» дают нам ясно понять, что, несмотря на правовой запрет использовать технологии ИКТ-имплантантов для контроля и манипуляций над личностью, это в принципе возможно, возможно технически, а, следовательно, в критических условиях они могут быть использованы вопреки всяческим запретам. По мнению многих современных христианских мыслителей, именно технологии ИКТ-имплантантов будут использованы всемирным правительством во главе с антихристом после окончания третьей мировой войны для контроля над поведением и сознанием людей на всей планете. При этом новые технологии будут казаться весьма заманчивым решением множества проблем, начиная от незаконной миграции и кончая международным терроризмом. Ведь контроль над поведением и передвижением каждого отдельного человека поможет снизить уровень преступности, предупреждать любые военные конфликты, восстания или революции, и в конечном итоге сделает, к примеру, развязывание новой мировой войны практически невозможным. Кроме того, технологии ИКТ-имплантантов помогут более эффективно организовать быт людей, которым не нужны будут больше ни наличные деньги, ни кредитные карты, ни ключи от дома или автомобиля, - все это сможет заменить один микрочип, вживленный под кожу человека. Поэтому идея о необходимости повсеместной «микрочипизации» населения, вероятнее всего, будет одобрена и добровольно принята большинством людей на планете, без какого-то бы ни было насилия со стороны всемирного государства. Однако, те небольшие группы людей, которые смогут за внешней привлекательностью и выгодой ИКТ-имплантантов разглядеть опасность тотального порабощения человеческой личности, а, следовательно, откажутся от имплантации микрочипов, будут объявлены вне закона и подвергнутся преследованиям как противники мира и общечеловеческих ценностей. Многие христианские мыслители  видят в пророчествах библейской книги Апокалипсис прямое указание на неизбежность реализации подобного сценария в рамках будущего государства антихриста: «И он (Антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» [2,1289-1290].    

Следовательно, благодаря практике всеобщей имплантации микрочипов в человеческие тела перед всемирным правительством откроются небывалые перспективы по контролю и манипуляцией над сознанием огромных масс людей всего мира. И трудно себе представить, что может произойти с судьбой человечества, если эта власть достанется диктатору, чьи амбиции, аморальность и злоба не знают границ. Однако, по мнению всех христианских философов, которые имеют единое мнение по этому вопросу, именно так и произойдет: власть во всемирном государстве достанется человеку, который не будет иметь ни тени доброты к людям, но использует всю полноту такой власти ради собственных корыстных целей и удовлетворения своего тщеславия. Благодаря практике ИКТ-имплантации, антихрист сможет реализовать свои намерения в действительности, поскольку все те люди, которые станут в оппозицию к мировому владыке, но при этом позволят имплантировать универсальные микрочипы в свое тело, будут бессильны против электронных технологий по манипуляции сознанием. Благодаря этому на нашей планете действительно воцарится мир, но этот мир будет достигнут за счет личностной свободы каждого отдельного индивида, путем лишения человека его фундаментальных способностей: свободы мышления и свободы воли. Человек перестанет быть человеком в собственном смысле этого слова, но превратится в некое подобие программируемой машины, автомата, он не сможет дальше совершенствоваться и выбирать свою судьбу, и это будет означать конец истории. А. Кураев по этому поводу замечает следующее: «… история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается – створки истории схлопываются. Движение невозможно» [6,89].

Очевидно, что общеобязательная практика имплантации микрочипов в человеческие тела и применение технологий по «облегчению» сознания, необходимые мировому правительству для контроля над образом жизни и поведением всего населения планеты, приведут людей к неспособности самостоятельно мыслить и принимать решения, что в свою очередь сделает невозможным, с точки зрения христианской философии, выполнение человеком своего предназначения на Земле: самосовершенствования в любви и доброте. Действительно, если все поступки человека будут обусловлены определенными командами, то он не сможет по своей воле проявлять сострадание и милосердие к окружающим его людям, но будет делать лишь то, что правительство считает целесообразным, в том числе он будет  способен и на любое аморальное или преступное действие, если государство его оправдывает. Следовательно, как отмечает еще один христианский мыслитель Л. Тихомиров, такое положение вещей будет означать окончательную победу злого начала в мире, и вызовет необходимость трансцендентного вмешательства Божественных сил: «В мировом процессе борьбы добра и зла огромна роль свободы человечества к добру и злу. От нее зависит успешность действия того и другого, а потому и продолжительность сроков той или иной стадии борьбы, в результате же, следовательно, и общий срок мировой эволюции» [8,77]. В библейской книге Апокалипсис, которая содержит пророчества о событиях последних времен, трагедия человеческого рода, связанная с потерей людьми свободы их воли, обернется в конечном итоге торжеством Божественной любви, поскольку Творец Вселенной не потерпит искажение природы человека, который создан сознательным и свободным по образу и подобию Самого Бога, а потому разрушит всемирное тоталитарное государство во главе с антихристом. Второе пришествие Иисуса Христа на Землю, который согласно пророчествам должен явиться в Своем прославленном Божественном Образе, положит конец земной истории и откроет людям Царство Небесное, в котором те, кто достиг совершенства еще при жизни на грешной земле, будут жить вечно в доброте и любви друг ко другу [2,1295]. Те же, кто не заботился о том, чтобы стать лучше, чище, добрее, кто ради удобств и корысти позволил поработить свое сознание через имплантацию универсального микрочипа, сделав себя тем самым послушной марионеткой в руках антихристианского мирового правительства, будут вечно мучимы из-за всепроникающей Божественной любви, которую они не в состоянии принять, и которая будет вечно жечь их нечистую совесть.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Аврелий Августин. О граде Божьем. – Кн. I-XXII. – СПб. – Киев: «Алетейа» - «УЦИММ-Пресс», 1998.

2.                 Откровение Иоанна Богослова. // Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: «Российское Библейское Общество», 2005.

3.                 Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. / Соловьев В. С. Сочинения. – М.: «Раритет», 1994. – 448с.

4.                 Бердяев Н. А. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 256с.

5.                 Горбунов А. Тайна Зверя. Опыт истолкования пророчеств Апокалипсиса. – М.: «Молодая гвардия», 2004. – 208с.

6.                 Кураев А. О нашем поражении. // О последних судьбах нашего мира. – М.: «Отчий дом», 1997. – 142с.

7.                 Заключением Европейской группы по этике в науке и новых технологиях для Европейской комиссии №20 от 16.03.2005г. // Ноевые дни: Сб. научно-популярных статей. – М.: «КРАЙФ», 2006. – 560с.

8.                 Тихомиров Л. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. // О последних судьбах нашего мира. – М.: «Отчий дом», 1997. – 142с.

Авторская справка

 

1.   Фамилия, имя, отчество:    Романенко-Бурлуцкий Ярослав Львович

    2. Место учебы, статус: аспирант, ассистент кафедры философии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              ДонНАСА                                                                                              

   3. Контактный адрес и телефон:   83017, г.Донецк, б.Шевченко д.40 кв.136,  тел.:  +38(0622)972221                                                                     

        4. Электронный адрес:   JarLvov@yandex.ru