Гусейнов К.М.,

к.и.н..доцент

ДГУ

 

Ковроткачество в Дагестане.Безворсовые ковры народов

Южного Дагестана ХIХ – начало ХХ века

 

Техника производства безворсовых ковров, позволяет классифицировать их на односторонние и двухсторонние.

 Односторонние безворсовые ковры – это сумахи, ковры типа «ямани», в которых ковровая ткань образуется способом попарной обивки нитей основы цветной нитью, образующей орнаментальную композицию, отдельный рисунок. При этом свободный конец узорообразующей цветной нити выводился на изнанку ковра. Сочетание узорообразующих, основных и промежуточных нитей в сплетении на лицевой стороне сумаха давал косичку, а на лицевой стороне ковра типа «ямани» – шнурок.

Двусторонние безворсовые ковры выполнялись в технике полотняного переплетения нитей основы и утка. Это «килимы» и ковры-паласы. В «килиме» цветные нити утка соединялись между собой по контуру того или иного элемента орнамента. В коврах-паласах цветные уточные нити в переплетении давали сплошные гладкие полосы одного цвета. Если же орнамент наносился на такую полосу, что уточные цветные нити между собой не сцеплялись и, таким образом, по контуру элемента орнамента оставались зазоры (прорези).

Отличными безворсовыми коврами в Дагестане считались кюринские и кусарские сумахи[i].

Производились ковры лезгинами Кубинского и Кусарского районов с XIX в.[ii] Ткались они на вертикальном станке, часто одновременно двумя мастерицами. Преобладающая их цветовая гамма – это красные, кирпичные и голубоватые тона, с введением коричневого, серо-голубого, оранжевого, белого и черного цветов. Декоративный убор характеризуется общей трехмедальонной композицией, замкнутой обрамлением. Четкость схем геометрических узоров, их устойчивость, особая графичность и ясность не исключает исключительной живости, орнамента сумаха, его яркости. «Декор лучших образцов напоминает луга, усеянные множеством разнообразных полевых цветов»[iii].

Стоимость сумахов колебалась от 30 до 300 руб., паласов шерстяных от 8 до 200 руб., пеньковых – от 3 до 5 руб.[iv] Лучшие ворсовые самурские ковры при внимательном их рассмотрении обнаруживают преемственность от Кюринского сумаха. Говоря о технике ворсового и безворсового ткачества вообще, можно еще раз подчеркнуть сложившееся здесь взаимовлияние технических приемов и принципов орнаментации. Так, в коврах типа «Ахты» мастерица стремилась передать орнаментальный мотив рельефно и выпукло, пользуясь при этом приемами вышивки, что характерно главным образом для изготовления сумаха. При ткачестве сумаха хорошая мастерица стремилась передать в орнаменте эффект ворса – это мелко и выпукло, рельефно сотканные цветы, розетки, медальоны и проч.

 Сумах в основе обычно имел две учетверено сходящиеся нити, т.е. восемь круто ссученных нитей. Для сравнения скажем, что палас имеет 1–2 нити, редко 4, поэтому быстро изнашивается и блекнет. Сумах же от длительной эксплуатации лишь слегка тускнеет, приобретая при этом благородную шелковистую фактуру, и становится красивей.

В Кюре наиболее развитыми центрами безворсового ковроткачества были сел. Касумкент, Аликент, Койсум, Орта-стал, Ашага-стал, Юхари-стал, Юхари-Яраг, Зизик, Магарамкент, Гильяр, Ашага-Арач, Куркент и все селения Кутур-Кюринского участка. В бывшем Самурском округе – это сел. Ахты, Маза, Хрюк, Микрах, Каладжук, Кара-Кюре, Мака и др.[v] Из селений Табасарана следует назвать Кандик, Чере, Аркит, Межгюль, Ляхля, Хучни; в Рутуле – сел. Рутул, Шиназ, Лучек, Гельмец, Ихрек, Мишлеш; в Агуле – сел. Тпиг, Хуткул, Кураг, Буршаг, Амух, Рича, Чираг[vi].

Особую славу в Дагестане имели и безворсовые односторонние лезгинские паласы, известные под названием сумахов, изготовляемые главным образом в районе Касумкента. Делались они, как правило, крупными по размерам (до 40 м2), с тонко подобранным орнаментом и оригинальным соотношением цветов и красок.

По определению Т. Хизгиловой сумах – это «безворсовая односторонняя шерстяная ткань, гладкая и плотная с лицевой стороны, с выпущенными с изнанки узорообразующими нитями. Каркас ткани выполняется плотным переплетением нитей основы со скрепляющим утком»[vii].

Как уже отмечалось выше, наиболее известными центрами безворсового ковроткачества были лезгинские селения нынешнего Касумкентского и Курахского районов. Исследователи отмечают, что по цветовой гамме и орнаменту изделия этих центров близки к кубинским сумахам, изготовленным в Кусарских селениях Азербайджана[viii]. В группе лезгинских сумахов, для которых характерна трех-четырехмедальонная композиция среднего поля, где центральными фигурами являются ромбы, по характерным чертам орнаментального мотива выделяются три локальные подгруппы: сумахи южных лезгинов, лезгинов средней полосы и северных лезгинов[ix]. Южнолезгинские сумахи по сравнению с кусарскими более орнаментально разгружены, в них много от дагестанских ворсовых ковров с геометрическим орнаментом. В среднелезгинских и северолезгинских сумахах в отличии от кусарских углы центральных фигур орнамента – ромбов не заполняются мелкими элементами. В северолезгинских сумахах совершенно отсутствуют встречающиеся у среднелезгинских мастериц такие второстепенные элементы, характерные для кусарского ковроткачества, как фигуры-символы воды, малые и крупные плетенки. Центральные медальоны северолезгинских сумахов орнаментально оформлены и заполнены графическим рисунком, характерным для дагестанского безворсового ткачества вообще.

От лезгинских мастериц сел. Капир получил распространение еще один тип сумахов, он так и называется – «Капир», местное название – «Михрабар-фурар». Узор сумаха характеризуется трехчастным делением среднего поля, белой окантовкой центральных ромбовидных медальонов, наличием между ромбами крупных, вертикально расположенных фигур типа колонок. Бордюр такого сумаха отличается относительной шириной и заполненностью рисунками крупных форм.

В целом у лезгин производились в основном сумахи, а изготовлением паласов занимались преимущественно табасаранские и рутульские мастерицы[x].

Примерно те же характеристики относятся и к паласам табасаранцев, живущих рядом с северными лезгинами. У табасаранцев здесь встречаются и многомедальонные композиции, и ковры с тремя медальонами, для которых характерно многократное повторение одинаковых крупных фигур с незначительным разнообразием внутренних элементов[xi].

Сравнивая разработку многомедальонной композиции лезгинских и табасаранских сумахов, Т. Хизгилова отмечает следующее. В лезгинском сумахе пространство площади ковра между медальонами и внутри их мастерицы заполняют мелкими элементами традиционного орнамента, придающими всей композиции динамичный, «устремленный» характер. Табасаранские мастерицы, специализировавшиеся по большей частью в производстве ворсовых ковров, использовали для своих сумахов устоявшуюся веками лезгинскую схему, отказавшись от идеи творческого варьирования в заполнении свободного пространства площади ковра.

Паласы табасаранских мастериц, которые иногда характеризуются как лучшие безворсовые ковры Дагестана[xii], обычно ткались широкими поперечными полосами, раппортно не повторяющимися. Они заполнялись крупными геометрическими фигурами. Чаще всего их ткали на горизонтальном станке, затем несколько полос сшивалось в одно крупное полотнище, без обрамляющей каймы, к краю изделия цветная полоса и украшающие ее рисунки резко обрывались. В отдельных случаях полотнище из сшивных узорных полос обрамляли одиночной широкой самостоятельной каймой. Такая разновидность паласов ткалась на вертикальном ковровом станке, каждая из отдельно вытканных полос изготовлялась как самостоятельное, законченное ковровое полотнище[xiii]

В традиционных сумахах агульцев, у которых главными центрами ковроделия были Тпиг, Хутхул, Гоа и Кураг, встречаются изделия с одной центральной фигурой «балуг» (рыба). Только у агульцев ткались сумахи, «фурар» (колесо), орнамент которых состоял из четырех крупных прямых крестов, расположенных в ряд по всей длине изделия. Основной фон крестов – темно-синий,  контрастирующий с ярко-красным фоном среднего поля. Собственно агульскими являются также сумахи с восьмиугольными медальонами, как и в ворсовом ковре типа «Табасаран», с трех или двухмедальонной композицией. Еще одна особенность агульских сумахов заключается в особом решении центральных ромбовидных фигур, при котором от их сторон отходят лучеобразные и роговидные отростки[xiv].

Орнаментальный мотив безворсового ковра всегда тяготеет к геометрическим формам и построениям. Дело в том, что сама технология изготовления безворсового ковра намного, по сравнению с ворсовым ковроткачеством, снижает возможности мелкой детализации элементов орнамента. Отсюда отмеченная исследователями сравнительная обобщенность, где-то графичность изобразительных мотивов безворсовых ковров. В них преобладают прямые, горизонтальные и вертикальные линии, соответствующие утку и основе безворсовой ткани, а также наклонное или диагональное направление линий в виде уступов, что также образуется утком и основой изделия[xv].

На международных рынках азербайджанские и дагестанские сумахи пользовались особой популярностью и считались лучшими. Ковры, сотканные в технике, близкой к сумашной, производились также в Казахстане, Средней Азии, Иране, Турции, Афганистане, Северном Египте. Специалисты и исследователи генетические корни производства тканей типа сумаха связывают с территориями, входившими в состав Южного Дагестана и Куба-Ширванской области Азербайджана[xvi].

Принято считать, что технология производства сумаха более примитивна, а точнее – менее сложна, по сравнению с производством ворсового ковра. Однако исследователи и специалисты сходятся во мнении, что по своим утилитарным качествам и художественному убранству сумахи мало чем уступают ворсовым коврам. Если изделие довольно старо и порядком изношено, определить, сумах это или ворсовый ковер может далеко не каждый, для этого нужны особые практические знания и большой опыт.

В XIX в. в Дагестане, на Кавказе и за его пределами мастерицы Касумкентского, Курахского, Агульского и Хивского районов славились как лучшие производители безворсовых ковров-сумахов. Позже сумахи стали производиться в некоторых из тех микрорегионов и селений, где до этого традиционно было развито ворсовое ковроткачество. Это мастерицы Рутульского, Дахадаевского, Кайтагского, Табасаранского и Дербентского районов[xvii].

В целом ковроткачество Дагестана и в частности ковроткачество безворсовое в значительной степени представляет собой традиционный промысел, переросший в большинстве центров в ремесленное производство. Не случайно с ковровым делом связан целый ряд поверий, обычаев, обрядовых действ, сохранившихся в своем большинстве до новейшего времени. Так, например, в с. Микрах к девушке, самостоятельно соткавшей свой первый ковер, с поздравлениями приходили родственницы, подруги, соседки, односельчанки и приносили с собой в подарок клубки разноцветной пряжи. У большинства народов Южного Дагестана бытовал обычай, согласно которому первый ковер, сотканный девушкой, продавать или дарить запрещалось: выйдя замуж, девушка уносила этот ковер в новый дом, после ее смерти ковер наследовала старшая дочь, от которой он также переходил к внучке и т.д. Если у женщины дочерей не было, ковер по наследству переходил к старшей невестке, от нее к внучке мастерицы по сыну и т.д. Интересный в этом плане материал приводит С.С. Агаширинова. «С ковроткачеством связан у лезгин ряд поверий, – пишет профессор. – Известная пословица, например, гласит: «Пара рушар – пара гамар, пара гадаяр – пара балкIанар» («Если много девочек – то семья будет богата коврами, если много мальчиков, то богата лошадьми»). У лезгин существовало поверье, что если во время натягивания основы ковра на дворе завоет собака, то произойдет несчастье, а если в дом войдет петух и запоет, то наоборот, будет много гостей и веселья. Когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: полагали, что в той семье, где будет этот ковер, будут рождаться только мальчики. Существовал и ряд поговорок, связанных с самим процессом тканья ковра. «Гамунихъ ацкьайла мугьман къвердал кхарагъ мир» («Села за ковер – не вставай до прихода гостя»); «Гамун гъимр юкьвал тамир, стхад уьмуьр юкъвал жеда» («Ряд наполовину не оставляй – жизнь брата наполовину будет», т.е. умрет преждевременно) и т.д.»[xviii].

Итак, в технологическом отношении мы можем говорить о нескольких этапах развития коврового дела в Дагестане. Наипростейший способ – это натягиванием основы и проведение через ее нити другой нити с помощью специального приспособления – утка. Изделия типа паласа производились именно таким способом. В дальнейшем технология развивается в сторону усложнения способа, метода продевания нити утка через основу. Для изделий этого типа становится характерным простейшие украшения в виде несложного геометрического орнамента. Здесь уже речь идет о ковровом изделии типа килима. Со временем, с развитием ковроткацкого искусства, способ обвязывания нити основы нитью элемента будущего узора усложняется, что типично для изделий типа сумаха.

Необходимо также упомянуть, что народы Дагестана жили не изолировано, а в условиях многовековых, многосторонних связей и взаимоотношений с народами Закавказья, Средней Азии, мусульманского Востока и др.[xix] Народы Дагестана в своем историческом развитии создали, в частности, высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла[xx]. Созданные на местной почве, эти образцы не могли не испытывать влияния достижений соседних и дальних народов, не могли не вызвать процесса усвоения и творческой переработки художественных и технологических приемов стран и народов, достигших высокого развития ремесленного производства и народных промыслов. В связи, с чем необходимо констатировать, что ковроткачество народов Дагестана проходило стадии становления и развития в тесном соприкосновении, в связи с ковровым искусством других народов, как кавказских, так и отдаленных значительными расстояниями. Влияние Азербайджана, Ирана, Турции на ковровое дело в Дагестане несомненно, не вызывает также сомнений историко-культурная связь в развитии ковроткачества у народов Дагестана, Грузии, Армении, у народов Средней Азии.

Однако совокупность технологических приемов, применение определенного сырья и естественных красителей, особенности орнаментальных композиций, элементов орнамента и их соотношений, решение цветовой гаммы, как отдельно взятого ковра, так и различных его частей и другое дает основание полагать, что искусство ковроделия народов Дагестана это самобытный вид художественного ремесла, выросший на местной почве, имеющий издавна сложившиеся традиции.



[i] Агаширинова С.С. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX – начало XX века. М., 1978. С. 225.

[ii] Керимов Л.Г. Указ. соч. Т. 1. Табл. 154, 198.

[iii] Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. С. 85.

[iv] ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 4. Д. 108. Л. 48.

[v] Агаширинова С.С. Указ. соч. С. 225.

[vi] Ихиллов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. С. 128.

[vii] Хизгилова Т. Сумахи Южного Дагестана // Искусство восточных ковров : Материалы Международного симпозиума по искусству восточных ковров. 5–11 сентября 1983 г. Баку, 1988. С. 261.

[viii] Кильческая Э.В., Иванов А.С. Указ. соч. С. 72; Хизгилова Т. Указ. соч. С. 263.

[ix] Хизгилова Т. Указ. соч. С. 263–265.

[x] Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Указ. соч. С. 72.

[xi] Дебиров П.М. Указ. соч. С. 87.

[xii] Агаширинова С.С. Указ. соч. С. 220.

[xiii] ЦГА РФ Ф. 150. Оп. 1. Д. 4б. Л. 90

[xiv] Кильчевская Э.А., Иванов А.С. Указ. соч. С. 72.

[xv] Ташлицкая Э. Указ. соч. С. 22.

[xvi] Хизгилова Т. Указ. соч. С. 261.

[xvii] Там же. С. 262.

[xviii] Агаширинова С.С. Указ. соч. С. 78.

[xix] История Дагестана с древнейших времен до XX в. Т. 1.

[xx] Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989; Магомедов А.Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала, 1999; Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001 и др.