Экология/5. Проблемы экологического воспитания молодежи
Молдумарова Ж.К.
Казахский агротехнический университет им.
С.Сейфуллина,
Казахстан, г. Астана
Вопросы формирования культуры рационального
природопользования у студентов
Формирование культуры рационального
природопользования выступает как
сложный педагогический процесс.
Знание основ экологии – это
важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у студентов.
Главным
в системе рационального природопользования служит
принцип природосообразности, который
предполагает, что воспитание основывается на
научном понимании взаимосвязи
природных, социальных и культурных процессов, формирует у
студента ответственность за
саморазвитие, за экологические последствия своих действий и поведения.
Культура
постепенно делает своим объектом отношение к природе,
т.е. возникает культура
экологической деятельности человека, или, экологическая культура. Ее
задача поднять на новый уровень оценки отношения природы и
человека, ввести знание
об этих отношениях в систему
ценностей культуры.
Изучение психолого-педагогической литературы,
анализ процесса обучения в вузах нашей республики показывают, что в современном образовании недостаточно используются
возможности этнопедагогики в формировании экологической культуры студентов. А ведь именно этнопедагогика изучает процесс социального
взаимодействия и общественного
воздействия, в ходе
которого воспитывается,
развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности,
опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную
в сказках, пословицах
и поговорках и их
значение в передаче
нравственного опыта молодежи.
Формирование экологической культуры, так или иначе, связано с народными явлениями жизни каждой нации. Особое место в формировании экологической культуры средствами народной педагогики должна стать организация экологической деятельности студента.
Любая деятельность может при определенных условиях способствовать экологическому становлению личности. Например, в КАТУ им.С.Сейфуллина проводятся ежемесячные субботники, как на территории самого вуза, так и по городу. Каждый студент обязан посадить деревце, ухаживать за ним. Так народная педагогика являясь эффектной деятельностью по формированию экологической культуры, должна стать источником экологической культуры студентов. Эта деятельность богата не только содержанием учебного материала, через который осуществляется приобретение опыта людей, овладение экологическими знаниями, но и содержит в себе больше возможностей для организации и построения опыта практических взаимодействий молодежи.
Мы рекомендуем проводить открытые уроки, классные часы с
использованием различных конкурсов (например, на лучшие знания названий казахских пословиц и поговорок о природе), викторин (например, викторина основанная на народных праздниках, связанных с природой), олимпиад, КВН направленных на формирование экологической культуры с использованием средств и форм народной педагогики.
В формировании экологической культуры студентов средствами народной педагогики большое значение имеет внеаудиторная работа. Организация культурной творческой деятельности может быть в виде кружков народного фольклора, названной песни, названного танца, кружков умелые руки, где бы студенты изучали бы древние ремесла и учились бы делать своими руками поделки из природного материала.
Одной из форм организации учебного процесса даже вуза может быть экологическая экскурсия.
Цель: сформировать у студентов ответственное отношения к природе
средствами народной педагогики. Мы считаем, что формирование у ребят ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду.
Например, мы со студентами факультета КСиПО ездили в Приозерный, расположенный недалеко от озера Боровое, где посадили маленькие сосенки, березки.
Наша работа в этом направлении дает основание заключить, что формирование экологической культуры студентов - длительный процесс от эпизодических проявлений в какой-либо ситуации через признание экокультуры и применение в общей деятельности (накопление опыта) от них к становлению общей культуры, выходящей за пределы общей деятельности и дальнейшему творческому самосовершенствованию личности. Для установления закономерных связей между объективными сторонами педагогического процесса и формированием экологической культуры на основе этнопедагогики нами были определены критерии, по которым производится оценка уровней сформированности экологической культуры. Выбор критериальных оснований экологической культуры определен ее компонентами.
Компонент |
Критерии |
Показатели проявления |
Мотивационно-ценностный |
-мотивация
учебно-профессиональной деятельности и достижений; -четкость целей и
ценностных ориентаций. |
Умение
бережно относиться к природе, чувствовать её, любить и заботиться о ней уважение, равенства позиций и доверия |
Перцептивно-аффективный |
-
принятие противоположной позиции, признание права на индивидуальность; - сдерживание
отрицательных эмоций и стремление к переживанию положительных эмоций. |
Воспринимать
флору и фауну как одушевленное, уметь
встать на их
позицию(эмоциональнаяустойчивость;эмпатия, децентрация;) Стремление,
умение чувствовать себя частью природы |
Поведенческий |
- анализ
причин и мотивов поступка и осознание неправомерности принуждающего действия; - эмоционально-положительное
воздействие на людей и- стремление к согласованности позиций. |
Умение устанавливать позитивные педагогически
целесообразные отношения и проявление спокойствия, доверия, уважения и доброжелательности к «братьям
меньшим», к окружающему миру |
Эти критерии
позволили нам определить три
уровня сформированности экологической
культуры.
Низкий
уровень
– эпизодические проявления; низкая активизация внутренней мотивации,
направленное на окружающую среду и
формирование бережного отношения к природе; избирательность в восприятии
окружающей природы.
Средний
уровень
отражает промежуточное, переходное состояние сформированности экологической
культуры (от пассивности до ее принятия) – уровень накопления опыта: знание
общечеловеческих ценностей, традиций и народных обычаев и стремление
действовать в соответствии с ними на
основе уважения, равенства позиций и доверия.
Высокий
уровень
складывается при максимальном совпадении внешних и внутренних условий
формирования, когда с одной стороны, специально организованная среда
стимулирует личностную активность, а, с другой стороны, способствует на внутриличностном уровне
дальнейшему развитию экологической культуры: умение охранять
окружающую среду, приумножать её богатства, признание множественности истин и
способность к установлению позитивных
отношений с другими в целях экологии
на основе знаний методов и средств этнопедагогики.
Этапы |
Цели |
Условия |
Подготовительный (от эпизодических
проявлений бережного отношения к природе
через признание экологической
культуры к уровню накопления опыта экологической культуры) |
Формирование
интереса к экологии; активизация внутренней мотивации, направленной на
творческое освоение профессии и осознание важности формирования экологической
культуры для будущей профессиональной и учебной деятельности в вузе |
Диалогическое
взаимодействие; создание художественно-творческой педагогической среды;
использование средств этнопедагогики;
воспитательные ситуации, игровые ситуации (упражнения). |
Базовый (от накопления опыта бережного отношения к природе к
формированию экологической культуры) |
Формирование
знаний общечеловеческих ценностей и стремление действовать в
соответствии с ними; проявление интереса к собственному духовному обогащению,
как условию позитивного взаимодействия с людьми и с окружающей природой |
Обеспечение субъектной позиции участника;
развитие художественно-творческой педагогической среды; учет индивидуального развития;
использование проблемно-поисковых ситуаций. |
Интеграционный (от воспитания бережного отношения к природе к дальнейшему творческому самосовершенствованию экологической культуры ) |
Дальнейшее усиление личностной активности будущего
педагога, способствующей на внутриличностном уровне осознанию и дальнейшему
творческому формированию
экологической культуры |
Организация педагогической практики,
приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности; анализ
и оценка индивидуального развития; использование педагогических средств:
игровые ситуации (упражнения), проблемно-поисковые ситуации, самостоятельные
творческие задания, исследовательская деятельность. |
Рис. 1. Модель процесса
формирования экологической культуры у
будущих педагогов (студенты КСиПО) в процессе художественно-творческой
деятельности
Исходя из логики
формирования толерантности, когда переход от одного этапа процесса к другому
связан с достижением определенного «уровня» сформированности толерантности, были определены три этапа.
Разработанная модель процесса формирования экологической
культуры у студентов АО КазАТУ
им.С.Сейфуллина, будущих педагогов (факультет Компьютерных систем и
профессионального образования), стала основой для диагностического
эксперимента, который был направлен, в первую очередь, на изучение
мотивационной направленности и структуры личности, ее поведения в экологических
коммуникациях.
Анализ диагностических данных показал нам, что 39 % респондентов
относятся к низкому уровню
(эпизодические проявления), который складывается в зависимости от
индивидуального опыта. На этом уровне прослеживается яркая зависимость от
индивидуально-типологических качеств
личности. Экологическая культура
носит избирательно-ситуативный характер. Могут восхищаться закатом,
природой, лесом и т.д. и в то же время сорвать лист, поймать жука, ударить
котенка. Диалог при некоторых изменениях (расхождение взглядов, резкое слово и
т.д.) может привести к конфликту. Навыки бережного отношения к природе как к
народному достоянию практически
отсутствуют.
К
среднему уровню относится 37 % респондентов. Будущих педагогов
характеризует наличие адекватной самооценки и мотивации проявления
экологической культуры. Проявляют ее в основном по отношению к своему саду, животным и т.д. Сдержаны к иной точке зрения. Стремятся
найти выход из спорной ситуации, высказывая предположения по их разрешению. Например,
можно не сажать зеленые насаждения, но
и не портить флору и фауну и т.д.
Вступают в диалог с другими, демонстрируют эмоциональную выдержанность.
У них накапливается личный опыт взаимодействия с природой.
К
высокому уровню (дальнейшее
творческое формирование
экологической культуры) относятся 24 % респондентов. Для них характерно устойчивое отношение к окружающей среде,
высокая степень рефлексии, принятие экологии, в диалоге наблюдается
конструктивность, гибкость мышления, позитивный настрой в отношении других
точек зрения. Они не требуют контроля со стороны педагога и способны оказать
помощь другим в организации охраны
окружающей среды.
Диагностические исследования позволили дополнить принципы формирования экологической
культуры студентов на основе этнопедагогики в процессе художественно-творческой
деятельности: субъективность опыта
обучаемых; личностное участие; когнитивная наполненность процесса обучения;
педагогическое сотрудничество; индивидуальный подход.
Приведенные
данные свидетельствуют также о том,
что процесс формирования экологической культуры студентов на основе
этнопедагогики имеет длительный характер; он продолжается в
условиях профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, в итоге обучения, студентами
должны быть усвоены такие этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение,
сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки
экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в
отношении к живой природе
и человеку; выработаны
практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными,
ведению простейших наблюдений за явлениями
природы. У студентов, к
сожалению, нет достаточных
экологических знаний, поэтому важно
уделить, по-нашему мнению, особое
внимание сочетанию
этнопедагогической и научной практической деятельности с целью
воспитания ответственного и
бережного отношения к окружающей среде.
Литература:
1.
Ялалов Ф.Г.
Этнодидактика.- М., 2002 г.
2.
Самосохранение личности:
Точка опоры.- СПб., 2003 г.
3. Баубекова
Г.Д. Этнопедагогика. – Астана, 2009 г.
4. Молдумарова Ж.К. Аспекты
экологического образования и мировоззрения. Астана: Дарын, РНПЦ, №2, 2009 г.,
с. 119.