Экономические
науки/6.Маркетинг и менеджмент
Магеррамов С. М.
Одесский Государственный Технический Университет
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО,
КРЭАТИВНОГО И ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ
Инновационный
менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских
кругов стран СНГ. Именно с 90-х годов прошлого века страны СНГ переживает бум
новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят
другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены
заниматься все- от госу-дарственного уровня управления до вновь созданного
малого предприятия в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно
использоваться в переходной эконо-мике страны СНГ как самостоятельно, так и для
обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность",
"инновационный процесс", "инновац-ионное решение" и т. п. В
литературе насчитывается множество определений, например, по признаку
содержания или внутренней структуры выделяют инно-вации технические,
экономические, организационные, управленческие и др.
Принято считать, что понятие
“нововведение” является русским вариан-том английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение
новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством
понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление
[1-3].
Таким образом, с момента принятия к
распространению новшества при-обретает новое качество – становится
нововведением (инновацией). В повсед-невной практике, как правило,
отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне
объяснимо. Новшеством может быть но-вый
порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшест-во
используется. С момента принятия к распространению новшество приобре-тает новое
качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды
услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут
приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они
выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного
качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому
подобное)[2-4]. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации)
также требует затрат различ-ных ресурсов, основными из которых являются
инвестиции и время. В усло-виях рынка как система экономических отношений
купли- продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена,
основными компо-нентами инновационной деятельности выступают новшества,
инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций),
инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой
конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу
инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле
понимается прибыльное использо-вание новшеств в виде новых технологий, видов
продукции и услуг, органи-зационно- технических и социально- экономических
решений производствен-ного, финансового, коммерческого, административного или
иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения
новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С
учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации
рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и
"инновационный процесс" близки, но не одноз-начны. Инновационный
процесс связан с созданием, освоением и распростра-нением инноваций. Создатели
инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл
изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы
превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в
определенной области. Научно-технические разработки и изобретения являются
приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические
инновации- это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и
научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой
реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непре-менными
свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная
применимость.
Распространение нововведений, как и их
создание, является составной частью инновационного процесса [3-5]. Различают
три логические формы инно-вационного процесса: простой внутриорганизационный
(натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой инновационный процесс переходит в
товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия
нововведения. Первая фаза- это последовательные этапы научных исследований,
опытно-конструк-торских работ, организация опытного производства и сбыта,
организация ком-мерческого производства. На первой фазе еще не реализуется
полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой
реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между
производител-ями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Для успешного управления инновационной деятельностью
необходимо тщательное изучение инноваций [6]. Прежде всего необходимо уметь
отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических
процессах (например, эстетические изменения– цвета, формы и т. п.). Новизна
инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных
позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Развитие техно-логии в любой сфере
человеческой деятельности (материальная, социальная и духовная) сопровождается
соответствующим прогрессом техники при взаим-ных переходах их друг в друга
(метаморфозы).
Одним из основных направлений менеджмента являются также креатив-ный
и эвристический менеджмент. И креативный, и
эвристический менеджмент тесно связаны с менеджментом инновационным. Необходимо
отметить, что инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом
как объектом целым и неделимым [1,2,7]. В отличие от этого и креативный, и
эвристический менеджмент рассматривают данный продукт как сложное струк-турное
образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы
знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд
составных элементов, каждый из которых подлежит иссле-дованию и осмыслению в
целях осуществления грамотных практических действий. Несколько проще можно
сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, креативный и эвристический
- с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном
случае (инновационный) с внешней стороны, как готовый, в другом (креативный и
эвристический менеджмент) - с внутренней, как проходящий процесс создания.
Далее
необходимо разграничение креативного и эвристического менеджмента. Креативный
(от английского «creative») - это буквально «творческий, созидательный». Он, в
принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые
относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и
подчиняются подвижным, «дрейфую-щим» критериям целеполагания. Отличие
эвристического (от греческого heuristro, буквально «отыскиваю, открываю»)
менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» управление личностью и ее
самоуправление - при тех же условиях отсутствия априори существующей
определенности, какие характеризуют и креативный менеджмент. Последний
«работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть
однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом
деятельности коллек-тива. Эвристический же менеджмент, напротив, связан с
индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как
решающего участника сотворения интеллектуального продукта.
Заниматься
проблемами креативного и эвристического менеджмента следует уже потому, что
совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их
интенсификации на всех уровнях - от общегосударственного до отдельного рабочего
места.
Для
того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать
стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше
обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы
подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы
призван дать креативный менеджмент. Особая сложность решения данной проблемы
состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив
исходной информации, с другой, - учитывать специфику ЛПР и характера их
деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными
характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения,
предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна
быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу,
строиться на полном использовании их творческого потенциала, включая и самые
глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобально-стратегического
масштаба. Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности,
участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, - сфера
эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом
личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач.
Ниже отмечены некоторые из них, представляющиеся важнейшими.
Во-первых,
это развитие творческого потенциала. В педагогической и экономической литературе [2,4,7] не раз
декларировался переход от репро-дуктивной системы обучения к креативной (ее еще
иногда называют проб-лемной, целевой и т.п.). В центре здесь «пронизывание»
всей системы непре-рывного образования линией на усиление способностей к
принятию нетриви-альных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого
нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Введение в учебный процесс
креативного и эвристического менеджемента радикализирует процесс освоения
знаний, уме-ний и навыков, так как благодаря применению качественно иного
методи-ческого аппарата поднимает творческий потенциал на более высокий уровень.
Опыт показывает, что использование креативно- эвристических методик в
научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных
и инженерных коллективов в несколько раз.
Во-вторых,
надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности - как в обособленном функционировании
личности, так и в участии последней в деятельности коллектива. Здесь проблемы
упираются прежде всего в современ-ную систему воспитания личности, - увы,
фактически нацеленную на подав-ление оригинальности, своеобразия,
неординарности. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента,
осуществляет по определенным пра-вилам мониторинг своей мыследеятельности так,
чтобы добиваться адекват-ности использования имеющегося творческого потенциала
выдвигаемым целее-вым установкам.
В-
третьих, имеется в виду достижение оптимизации усилий и рессурсо-вложений,
направляемых на совершенствование методического аппарата дея-тельности
специалистов.
Область, о которой здесь идет речь,
как уже отмечалось, неразрывно связана с инновационным менеджментом. Его
«первопроходцам» в течение какого- то времени казалось, что он вполне способен
решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки,
производства и социальных процессов в условиях научно- технической революции.
Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны.
Дальнейший ход развития показал, что за заполненной, было, нишей есть другая,
причем более глубокая и труднопроходимая, изобилующая лабиринтами с
непредсказуемыми поворотами. Ниша эта образуется в связи с обращением к
творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях
может быть реализован. Пожалуй, первым это наиболее полно осознал А. И. Пригожин,
который на интуитивном уровне разделил области инновационного и креативного (эвристического)
менеджмента. Это разделение стало отправным для исследования предмета данной
статьи, и постепенно сформировалось то понимание креативного и эвристического
менеджмента, которое предлагалось выше (хотя оно, конечно, не может считаться
исчерпывающим и завершенным). Во всяком случае, примерно такой взгляд на
указанные разновидности менедж-мента можно считать закрепившимся и в научных
обменах мнениями, и в преподавании соответствующих дисциплин в тех пока еще не
многочисленных случаях, когда оно ведется.
Из
приведенных определений вытекает, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам
«управление кадрами» и «менеджмент персонала», а эвристический - к «личностному
менеджменту» и «самоменджменту». В свою очередь креативный менеджмент опирается
на креативистику - область знаний о продуктивном коллективном решении
творческих задач, эвристический же - на эвристику, т.е. область знаний о
продуктивном творческом мышлении личности.
Попытки
систематизации методов эвристики и креативистики предпри-нимались еще Р. Декартом
и Г. Лейбницем. В последнее время издано уже большое число научных работ,
связанных с проблематикой творчества, - как коллективного, так и личностного
[2,4,5].
В
креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и
прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристичес-кого) менеджмента
является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области
использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, художественного
творчества и т.п.), которым соответст-вуют разновидности креативного и эвристического
менеджмента.
Прикладные
аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и
нововведениями. Проблемы креативного менеджмента органи-зациионно смыкаются с
управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные
творческие коллективы.
Как
теория, так и практика изучения творчества до середины 80-х годов прошлого века
развивались под знаком доминирования тех его сторон, что касаются
научно-технического творчества (НТТ). Направления НТТ в конечном счете
диктуются наличной системой знаний, структурой производства и социально- экономическими
задачами, стоящими перед обществом. В использовании наличного крупного
потенциала НТТ креативный и эвристи-ческий менеджмент призван сыграть большую
роль.
Она
реализуется, как известно, через деятельность менеджеров. Последняя охватывает
взаимопересекающиеся области. Первая - работа с людьми, обяза-тельно нацеленная
на укрепление и лучшее непосредственное применение творческого потенциала
(креативный менеджмент), а также на то, чтобы они активизировали собственные
интеллектуальные способности (эвристический менеджмент). Вторая область -
работа с документами. Она ориентирована на учет ассоциативно- генерационных
потребностей тех, кто осваивает инфор-мацию, содержащуюся в документе
(креативный менеджмент), а также на развитие стремления соответствующих
участников процесса готовить докумен-ты, способные максимально удовлетворить
потребителя (эвристический менеджмент).
Креативистика
и эвристика, подобно любой иной науке, базируются на ряде аксиом. Из них стоит
выделить следующие: для реального эффективного творчества необходимо
всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной
области (аксиома «глубинность знаний»); творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и
штампов, зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией,
отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»); отторжение
сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго
рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с
водой»); какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто
управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксио-ма «крылья
даны от природы»); наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент,
сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овла-деть более мощным
и совершенным инструментарием для своей деятельности.
Со
всеми прочими отраслями науки креативный и эвристический менеджмент роднит и
то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве
наиболее интересных из них можно выделить такие: оценка творческого потенциала личности; создание творческой
атмосферы в коллек-тиве; формирование групп экспертов, призванных оценивать те
или иные пред-варительно разработанные предложения; образование временных
творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом
творчес-ком процессе; оценка доминирующих мотивационных установок; определение
эвристических методов, операций и приемов.
Исследование творческих процессов в связи с
созидательной деятель-ностью человека имеет давнюю историю, восходящую к XVII-
XVIII вв. Начиная с 30-х годов ХХ века отмечается появление принципиально новых
методов реализации разрабатываемых в этой области идей [7]. В настоящее время
литература по творчеству (она относится в основном к инженерии) предлагает
несколько десятков подобных методов. Все это многообразие можно, очевидно, сконцентрировать,
выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и
эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его
логико-аналитической деятельности.
Каждый
из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность,
эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни
приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать,
что все методы решения творческих задач являются психологическими
инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в
рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности
обстоятельств.
Таким
образом, креативный и эвристический менеджмент не является методами активизации
творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и
наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые
установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут
из инновационного менедж-мента, который в данном ракурсе обеспечивает им
жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.
Необходимо
отметить, что креативный менеджмент и эвристический менеджмент в настоящее
время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально
существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными.
Весьма ярким свидетельством такого признания обычно служит введение
соответствующей дисциплины в учебный процесс. Поэтому считаем целесообразным
включить в соответствующие учебные программы для экономических и управленческих
вузов стран СНГ, в том числе Азербайджана и Украины.
Список литературы
1. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.:-
Банки и биржи, 1997.
2. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. М., 1994.
3. Донцова
Л. В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость госу-
дарственной поддержки, налоговое
стимулирование. //Менеджмент в России
и за рубежом. №3, 1998.
4. Молчанов Н.
Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-
Петербург, 1995.
5. Инновационный менеджмент,
справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,
1997.
6. Скамай Л. Риски в инновационном
предпринимательстве.//РИСК.№5-6, 1998.
7. Креативный и
эвристический менеджмент. 2002//http://www.bestreferat.ru/-
referat-23013.html.