Обзор источников по проблеме национализма в США в период Великой Депрессии

 

Источниковая база по проблеме националистических движений и организаций в США в годы Великой Депрессии достаточно разнообразна, в связи с чем ее можно разделить на четыре группы.

В первую группу входят источники нормативно-правового характера, законодательные акты государственной власти, постановления администраций и материалы по деятельности Конгресса США[1], а также результаты расследований, проводимых Комитетом по антиамериканской деятельности нижней палаты Конгресса США[2]. Отдельного внимания заслуживает закон о социальном страховании 1935 г.[3], который заложил основы социального страхования в США и стал прообразом для социального законодательства ряда других государств. Отдельную группу представляют документы различных администраций, созданный президентом Ф. Рузвельтом в рамках программы «Новый курс»[4].

Вторую группу источников составляют периодические издания исследуемых лет. Автором были исследованы следующие газеты и журналы: «New York Times», «North American Review», «New Republic», «The Mid-Island Mail», «Nation», «New York World Telegram»,  «Life», «Readers digest», «Social research»[5]. Именно эти издания наиболее полно и широко освещали пропагандистскую деятельность националистических организаций правого толка в Соединенных Штатах.

Особый интерес среди этой группы источников вызывает газета, издававшаяся Чарльзом Кофлином «Social Justice»[6]. В данном издании приводились еще не оформленные пункты программы Ч. Кофлина, велась полемика с официальными властями, публиковались обращения демагога к простым американцам. Данное периодическое издание стало рупором националистической организации созданной Ч. Кофлином, так же именно в нем впервые полностью была опубликована программа Ч. Кофлина.

В третью группу источников следует выделить выступления самих демагогов правого толка периода Великой Депрессии. Особое место среди этой группы источников занимает книга Ч. Кофлина «Проповеди отца Кофлина в 1931-1932 гг.»[7]. Это сборник выступлений Чарльза Кофлина на радио в 1931-1932 гг. Он состоит из 18 выступлений. Каждое выступление посвящено определенной теме. Все они звучали в радио эфире в рамках часовой передачи.

Сам Кофлин говорит о том, что данные проповеди посвящены Иисусу Христу и тем принципам, по которым он завещал жить всем его последователям, что выступления посвящены всем американцам, независимо от национальной и расовой принадлежности. Проповеди, по мнению Кофлина, должны научить американцев познавать Бога, а также обрести надежду на возможность построения общества вечного счастья и благоденствия.

Все проповеди начинаются, как правило, с исторического экскурса, в последующем подкрепленного словами из Священного Писания. В дальнейшем святой отец переходит от духовных примеров и аналогий на земную жизнь и поясняет непонятные моменты из Библии современными примерами. Его речи перемежаются с личными воспоминаниями, где он критикует людей, наделенных властными полномочиями. После того, как Кофлин обрисовывает ситуацию, в последующей части его проповеди следует вариант решения заявленной проблемы. (Вместо «Бог, дай нам хлеба» - «Бог, дай нам работу»). От лица Бога он указывает на ошибки администрации и надеется на их исправление. Эпоху Гувера Кофлин критикует в каждом выступлении. Нет ни одной речи, где бы он воздержался от политических комментариев.

В каждой из своих речей Кофлин выделяет один или несколько пунктов, которые могли бы изменить ситуацию в стране, если бы власти прислушались. Он объясняет эти меры по спасению очень доходчиво и просто. Все его выступления ориентированы на простого неподготовленного и часто необразованного слушателя. Он стремится избегать сложных фраз и оборотов, использует только те примеры и аналогии, которые будут понятны большинству.

Все свои меры по преобразованию Кофлин называет «Христианские надежды», он не приписывает какое-либо из предложенных преобразований себе. Он называет себя всего лишь проводником от Иисуса Христа, который завещал следовать за ним за безопасностью, жизнью, любовью и счастьем.

В каждой из своих проповедей Кофлин поднимает наиболее острые проблемы той эпохи: коррупция, сухой закон, минимальная оплата труда.

Много внимания в своих проповедях преподобный Кофлин уделяет и международным вопросам. Так одно из выступлений посвящено русской революции 1917 г. Картина, которую рисует Кофлин, просто ужасна, нет ни одного позитивного момента в новой послереволюционной истории России. Он даже отвечает на собственный вопрос. Почему так получилось? Единственным ответом на этот вопрос является то, что в России прижилось учение Маркса – коммунизм. Через все сложности российской жизни того периода, Кофлин пытается показать, какой может стать жизнь в США, если здесь распространится коммунизм.

Практически все его выступления имеют ярко выраженную политическую или экономическую окраску. Священник прекрасно оперирует цифрами из бюджетов всех уровней (приводит в пример несколько штатов, плюс федеральный бюджет).

Кофлин прекрасно разбирается в причинах экономического и политического кризиса  в США и предлагает свои варианты решения, облаченные в слова Священного Писания.

Помимо бесед с прихожанами, записанными в 1931-1932 гг. у Ч. Кофлина имелся еще целый ряд произведений посвященных экономическому развитию США, социальной истории и взаимоотношениям с властью[8].

В эту же группу источников можно включить книгу, написанную другим американским демагогом, губернатором штата Луизиана Хьюи Лонгом «Мои первые дни в Белом доме»[9]. Данная   книга была написана непосредственно самим губернатором и сенатором Хьюи Лонгом, и вышла в свет незадолго до смерти автора.

В данном произведении Х. Лонг представляет себя в роли уже избранного президента США. Произведение очень похоже на дневниковые записи, за исключением того, что отсутствуют даты, скорее, его можно отнести к мемуарам, но писавшимся каждый день.

Лонг размышляет над тем, какие назначения он бы сделал, составляет собственный кабинет министров. Он даже оставляет на посту военно-морского министра Франклина Рузвельта. Свои назначения Лонг объясняет тем, что все места в кабинете занимают только те люди, которые имеют опыт работы по данной специальности и хорошо разбираются в своих сферах.

Вторая часть произведения посвящается мероприятиям, которые планируется проводить по всей стране для улучшения благосостояния простых американцев. Т.е, в этой части Лонг объясняет, как он собирается исполнять предвыборные обещания. В этой части излагаются планировавшиеся Лонгом мероприятия по отводу воды из рек Рио Гранде и Ред. Задуманное должно было стать реальностью в течение 5 лет, на эти нужды предполагалось потратить 10 миллиардов долларов. Помимо столь масштабного проекта рассматривались и куда более скромные, но, не менее важные, проекты преобразований и улучшений.

Лонг очертил в своей книге ряд наиболее острых проблем, решением которых он должен был заняться в первую очередь, среди них: сельское хозяйство, банки, транспорт.

Во всех мероприятиях, которые Лонг проводил бы, будь он президентом, четко виден популизм и попытка заострить внимание на самих проблемах. Но решение всех проблем Лонгом излагалось лишь декларативно, ни одной действенной и четко прописанной меры в его произведении не встречается.

Апофеозом своего нахождения у власти Лонг считает начало перераспределения народного богатства, т.е. реализация его программы «Разделим наше богатство». Здесь Лонг излагает программу своих действий. Данная книга наиболее полно отображает последний вариант демагогической программы амбициозного губернатора.

В конце книги имеется приложение, в котором изложена программа Лонга.

Данное произведение печаталось накануне президентской кампании 1936 г. Оно должно было обрисовать простому американцу, что управлять страной должен именно такой человек как Лонг. Он пытался склонить на свою сторону как можно больше избирателей показав им, какие мероприятия он собирается проводить в первые дни своего нахождения у власти. Причем в книге он рассказывает не только о сугубо политической деятельности, он также показывает себя обычным человеком, который завтракает, ужинает, общается со своими близкими.

        В четвертую группы следует выделить произведения современников. Важным источником информации по проблематике исследуемого периода можно считать публицистический сборник «Трагическая Америка» Т. Драйзера[10]. Этот сборник является переходным как в жизни Америки, так и в творчестве самого Драйзера. «Трагическая Америка» - сборник публицистических статей об американском обществе, о различных сторонах его жизни. В нем достаточно ярко и метко раздаются характеристики как отдельным личностям, так и всей системе капитализма в целом. Драйзер пытается показать весь трагизм ситуации 1929-1930 гг. Книга впервые увидела свет в 1931 г, а, следовательно, она не может описать всю Великую Депрессию, но дает достаточно детальный портрет Америки в самом начале кризиса.

Брошюра Дж. Хансена «Отец Кофлин. Демагог фашизма»[11] посвящена деятельности преподобного Чарльза Эдварда Кофлина. Дж. Хансен является американским марксистом, много внимая уделявшего положению рабочих в США в годы Депрессии. В своей работе автор критикует деятельность Ч. Кофлина, называя ее подрывной и антиамериканской. Дж. Хансен призывает американцев сплотиться и сообща бороться против Ч. Кофлина и ему подобным демагогов. Автор рассматривает программу «Национального союза социальной справедливости», оценивает ее как фашистскую и демагогическую. Он считает, что план Ч. Кофлина не может и не должен быть реализован на территории США. Работа Дж. Хансена рассматривает период самой активной деятельности преподобного Кофлина. Она интересна тем, что в ней автор приводит много цитат из печатного органа Ч. Кофлина «Социальная справедливость». Автор являлся современником Ч. Кофлина, следовательно, сумел передать настроение американского общества того периода.

        Исследуемые источники позволяют создать целостную картину происходящего в Соединенных Штатах в 30-е гг. прошлого столетия. Этому способствует привлечение не только официальных нормативно-правовых актов, но также публикаций в прессе и исследование программных документов лидеров националистических организаций правого толка.



[1] National Archives and Records Administration http://www.archives.gov/

[2] Congress Investigates. A Documented History1792-1974. New York, London., 1975; Congressional Record. Washington, 1933-1942; Thirty Years of Treason. Experts from Hearings before the House Committee of Un-American Activities. New York, 1971; U.S. Congress, House. Investigation of Nazi Propaganda Activities and Investigation  of Certain Other Propaganda Activities. Public Hearings before the Special Committee of Un-American Activities.  Washington, 1934-1935; 1934 investigation: Debate – Congressional record March, 20th, 1934, pp. 4938ff. Hearings – U.S. Cong., House, 73d Cong., 2d sess. Special Committee on Un-American Activities – Investigation on Nazi Propaganda. Report – U.S. Cong., House, 74th Cong., 1st sess. Special Committee on Un-American Activities – Investigation of Nazi and Other Propaganda.

[3] Social Security Act, August 14th, 1935. Social Security online. History

 URL: http://www.socialsecurity.gov/history/35actinx.html (дата обращения 10.08.2008)

[4] Federal Work Agency. WPA. Handbook for Administrative Employees Washington 1940. WPA. WPA Projects Analysis of Projects Placed in Operation Through. December 31, 1936. Washington, 1937.  N.Y.A. Facing the Problems of Youth. Washington, 1937. N.Y.A. Administrative and Program Operation of the National Youth Administration, June 26, 1935. Washington, 1937. Resettlement Administration. First Annual Report, Washington, 1936.

[5] North American Review. December, 1931; New Republic. April 29, 1936; The Mid Island Mail. July, 31, 1935; New York World Telegram. September 25, 1935; New York World Telegram. March 14, 1938; New York Times. April 25, 1935; New York Times. January 6, 1936; New York Times. January 26, 1936; New York Times. April 15, 1936; New York Times. January 15, 1940. 

[6] Social Justice. March 27, 1939; Social Justice. April 3, 1939; Social Justice. October 17, 1938; Social Justice. December 8, 1941; Social Justice. December 22, 1941.

[7]Coughlin C.E. Father Coughlin’s Radio Discourses 1931-1932. Michigan: The Radio League of the Little Flower, 1932. 239p.

[8] Coughlin C.E. The New Deal in Money.  Michigan: The Radio League of the Little Flower, 1933. 128p.; Coughlin C.E. Eight Lectures on Labor, Capital and Justice. Michigan: The Radio League of the Little Flower, 1934. 117p.; Coughlin C.E. A Series of Lectures on Social Justice, 1935-1936. Michigan: he Radio League of the Little Flower, 1936. 2p.

[9]Long H.P. My First Days in The White House. Harrisburg, PA: The Telegraph Press, 1935. 146p.

[10]  Драйзер Т. Трагическая Америка. М.: Гослитиздат, 1952. 175с.

[11] Hansen J. Father Coughlin. Fascist Demagogue. New York: Pioneer Publishers, 1940. 32p.