«Музыка и жизнь»/1.Музыка: изучение и преподавание

К.п.н. Козырева И.В.

Ставропольский государственный педагогический институт, Россия

Кандидат искусствоведения Романова Н.Г.

        Ставропольский колледж искусств

Музыка в системе искусств и культуре в целом

Основой учебного процесса предмета «Музыка» в общеобразователь­ной школе является изучение произведения, раскрытие художест­венного образа, и через этот анализ - постижение мира музыкальной и, шире, ху­дожественной культуры. Художественный образ рождает в сознании ребен­ка ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает как индивиду­альный, так и общемузыкальный смысл. Особенности восприятия музыки как части культурного целого проявляются наиболее ярко благодаря высо­кой степени абстрактности художественных образов. В психологическом плане ассоциации, рождающиеся при восприятии музыкального образа, приобретают едва ли не центральное значение. Подчеркнем, что творческий характер носит не только создание и исполнение музыки, но и ее восприятие. В музыкальной педаго­гике установлено, что развитие творческих способностей и формирование музыкального восприятия являются основой формирования музыкальной культуры учащихся [2, 40].

В новых программах по музыке восприятие музыки рассматривается не как один из видов деятельности, но как основа познания музыкального искусства в про­цессе пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах. Музыкальное восприятие - это восприятие художественного образа, который не является сразу и целиком данным, но создается во времени, в процессе развития и движения музы­кальной мысли, а также в процессе размышления над воспринятым музыкальным образом в многообразии его смыслов - культурных, этических, эстетических и др.

Если рассматривать культуру как деятельность, направленную на преобра­зование окружающей нас природы, в этом плане она выражает меру власти че­ловека над природой - и над внешней, и над его собственной, физической и пси­хической, ибо сам человек представляет собой "естественность" и "природу".

Исследуя культуру как систему, М.С.Каган выделил три слоя:

- материальную;

- духовную;

-художественную.

    Но и здесь культуру следует рассматривать как производное явление чело­веческой деятельности, явление всеохватывающее и масштабное. Поэтому час­то понятие употребляется либо в широком, либо в узком смысле.

  1. Культура как "совокупность форм и результатов человеческой деятельно­сти, которая охватывает все сферы социальной человеческой активности и ее результаты, следовательно, и область производства и организации социальной жизни, а также все виды интеллектуального и эстетического творчества".

2. Здесь под культурой понимается "совокупность общественного созна­ния, духовного производства, т.е. интеллектуальной, художественной, морализаторской и религиозной деятельности в отличие от материального производст­ва". Это определение духовной культуры, которая, так же, как и материальная, является производной человеческой деятельности. Деление культуры на материальную, духовную и художественную - условно. Ибо все слои культуры находятся во взаимосвязи и взаимопроникновении, а ху­дожественная культура наполнена новым качеством, представляющим матери­ально-духовное воплощение [3, 56].

Рассмотрим теорию, согласно которой в культуре есть три слоя, и каждый соответствует определенной форме деятельности. Эти три слоя (материальная культура, духовная культура и художественная культура) тесно взаимосвязаны. В человеческой деятельности невозможны ни «чистая материальность», ни «аб­солютная духовность». Различие материальной, духовной и художественной культур выражается в самом существенном - в содержании.

Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать всеобъемлющую и исчерпывающую информацию о мире. Целостную картину могут представить все искусства в комплексе, то есть вся художественная куль­тура в целом.

Каждое искусство отражает реальность по-своему, через свою систему худо­жественных образов и специфику выразительных возможностей, поэтому име­ет особый ракурс в «видении» окружающей действительности. Каждый вид ста­вит перед собой задачу преимущественного отражения определенного круга яв­лений - это видовая особенность художественного творчества. Выразительно-изобразительные средства обусловлены не только предметом художественного обобщения, но и природой материала, которым пользуется писатель, художник, музыкант. Так, ни одно из искусств не может передать пластику человеческого тела столь совершенно, как скульптура; всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. По силе выражения человеческих чувств ни одно из искусств не может превзойти музыку. Но описать конкретику событий, выраженную через мысль, способна уже не музыка, а литература. В свою оче­редь, последняя, при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись [1, 15].

На основе такого сходства и различия разных видов художественного твор­чества и образуется классификация искусств в современной науке.

    Итак, выяснив изначальную природную взаимосвязь всех видов искусст­ва, их культурную сущность, приходим к выводу, что нельзя строить процесс музыкального обучения вне связи с выявленной системой искусств и культурой в целом.

Литература:

1. Асафьев Б.В. «О хоровом искусстве». – М. 1980. – 213 с.

2. Гладкая С.Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 14. М., 1989. – 145 с.

         3. Из истории музыкального воспитания. Составитель-Апраксина О.А. М., «Просвещение»1990. – 160 с.