О ДУХОВНОМ В ИСКУССТВЕ И ВОПЛОЩЕНИИ
САКРАЛЬНОГО
В МУЗЫКЕ
Проблемы духовности и воплощения идеи Бога
во всех, окружающих нас явлениях, на рубеже XX-XXI веков стали
неотъемлемой частью современной Новой науки, затрагивая не только область
искусства, но и науки «точные» и близкие к ним: математику, физику, биологию,
медицину…Список можно продолжить. В качестве показательного примера может
служить название (и идеи), высказанные в вышедшей недавно в России книге
американского биолога и медика Брюса Липтона «Биология веры: Недостающее звено
между Жизнью и Сознанием». Само начало названия звучит уже парадоксально:
«биология веры», вызывая в уме скептическом (или, по меньшей мере, «трезвом»)
чувство «соединения несоединимого». Ведь биология – это наука о живой, но материи, а
вера опирается на ирреальное, религиозное чувство и бессознательное.
Здесь не место анализировать и тем более
оценивать эту книгу, представляющую собой научно-популярное
издание. Для нас важно само название, обозначившее характерные тенденции современной
науки, ищущей проявления высших духовных смыслов во всех ее областях. Наверное,
сейчас, когда заканчивается первая декада XXI в., уже можно говорить о формировании новой парадигмы
– сакрализации сознания и картины мира (как и предсказывали мыслители начала
века XX, например, П.Сорокин).
Тем более важно уточнить казалось бы, уже
затертые до штампов, термины и понятия, утвердившиеся в гуманитарной науке и
современной повседневной лексике. То, что в конце века XX было уделом «элитарщиков» и признаком некоей
«избранности», сейчас стало естественной проблемой, которую необходимо изучать.
(В этом отношении показательно одно из воспоминаний о С. Довлатове. Когда во
время вечеринки кто-нибудь произносил слово «ипостась», Довлатов уходил. Вот
пример неприятия пустого снобизма одним из наиболее искренних писателей конца XXв).
Так что такое «духовность», «духовное» в
искусство- и музыкознании? В гуманитарных науках сложилось два значения этого
слова: 1) искусства культового, церковного и 2) искусства, воплощающего высокие
духовные проблемы, не обязательно связанные с религией и религиозным чувством.
В музыкознании же утвердилось четкое
представление о двух родах музыки: музыке духовной как музыке церковной,
культовой, - и светской «серьезной», несущей высокие духовные смыслы, но с
идеей Бога не обязательно связанной. К этой музыке эпитет «духовная» не
употребляется.
В книге О.В.Соколова «Морфологическая
система музыки и ее художественные жанры» духовная музыка рассматривается
только как церковная (культовая). В
этом контексте ученый отмечает «симметричное
положение духовной музыки по отношению к программной и прикладной
музыке. С программной церковную музыку связывает функция молитвенного слова, являющегося не
плодом художественного творчества, а определением частей и моментов
богослужения. В этом близость духовной музыки программной, в которой
используется «направляющее слово». В
то же время, отдельные моменты музыкального оформления культа: сигналы
(колокольный звон), импровизации органа, - по мнению ученого, позволяют
рассматривать музыку богослужения и как «род прикладной музыки», подобно первичным жанрам (песня, танец, марш).
Однако автор делает существенную оговорку о том, что духовная музыка отличается
от прикладной духовной возвышенностью.
Только ей свойственна функция выражения
веры и создания «особого рода
отрешенности от житейской суеты и всевозможных личных переживаний, которые
человек должен оставить за порогом храма» [5, 18-19].
Это позиция ученого-позитивиста.
Достаточно обратить внимание на определение роли музыки в богослужении:
«определение частей и моментов богослужения». Ведь музыка в храме – это воплощение сути, глубинных смыслов молитвы
или ритуального действа. Не случайно Отцы Церкви столь высоко ценили
юбиляции – «бессловесную песнь Богу».
Кроме того, спорно и высказывание о том, что церковная музыка не является плодом художественного
творчества. Весь ход развития истории музыки, особенно западноевропейской,
указывает на то, что уже в Средневековье, начиная с рубежа тысячелетий, в
церковную музыку постепенно проникают элементы художественного творчества.
Вспомним тропы, секвенции, чуть позднее – рождение промежуточных между
церковной и светской музыкой жанров кондукта и мотета. Начиная с IX века, композитор получает все большую свободу [1, 131]. Путь этот
приводит к тому, что к моменту наступления эпохи Нового времени (XVII в.) музыка
становится восприемницей обряда и получает возможность воплощать высокие
духовные смыслы и вне культа.
Однако многие музыковеды - исследователи
наших дней, стоящие на ортодоксальной религиозной позиции, прежде всего В.
Медушевский, видят высшие достижения в музыкальном искусстве лишь в тех
произведениях, в которых воплощается молитвенное
чувство. Давая блистательный анализ медленных частей 3 и 4 сонат Бетховена для
ф-но, автор, отмечая «собранность, серьезность, строгость, дисциплинированность
чувства», и определяя эту музыку как «благочестивую», все же отмечает, что она
принципиально отлична от музыки церкви, «потому, что в ней нет главного
элемента: эта музыка не молится» [4,
25]. Так ли это? И что может
послужить ключом для определения того, есть или нет в той или иной музыке
молитвенное чувство?
В сопоставлении высказываний этих, стоящих
на противоположных позициях ученых - О.Соколова и В.Медушевского - намечается
одна из важнейших мировоззренческих оппозиций, проявляющихся и в искусстве: сакрального и мирского.
Следуя за рассуждениями Медушевского,
считающего, что высшие истины могут раскрываться только в молитвенном церковном опыте, мы должны будем
классифицировать как «лишенные духовного содержания» многие светские
инструментальные произведения И.С.Баха, пронизанные острой эмоциональностью и
психологизмом, и весьма далекие от молитвенной отрешенности, не говоря уж о
произведениях композиторов последующих эпох. (Хотя во множестве работ ученого
даны прекрасные разборы музыки, выявляющие именно ее высокое духовное содержание).
Идея (образ) восхождений к сакральному и религиозное чувство присутствуют и
потрясают наше воображение в самых неожиданных произведениях, порой весьма
далеких от культовых прообразов, даже в бытовых или комических. Причиной,
обусловившей возможность создания образов
сакрального в светской музыке стало постепенное стилевое сближение музыки
светской и церковной на Западе. Начатое в Средневековье, в эпоху Возрождения
это сближение достигает своей вершины. Пример тому - создание месс на образец и
месс-пародий с использованием популярных
песенок в качестве одного из напевов в полифонической фактуре гимнов мессы,
например, «Бледное личико» или даже имитирующие
возглас во время такого мирского занятия как игра в кости – месса «Di-da-di» Жоскена. Процесс сближения музыки светской и
церковной продолжается вплоть до наших дней. Приведем несколько примеров. Гайдн
вводит арию из оперы buffa в Benedictus одной из месс, Моцарт аналогично переставляет арию
Графини «Dove sono I
bei momente»
из «Свадьбы Фигаро» в Agnus
Dei Мессы KV 317. В музыке
А. Шнитке модификация элементов поп-культуры в звучания, порождающие образы
сакрального – одна из важнейших черт стиля.
Таким образом, четкая граница между
музыкой церковной и светской не существует. В результате эволюции европейской
музыкальной традиции, эти сферы музыкального искусства могут быть объединены
устремленностью художника (композитора) к созданию образов сакрального.
В музыке они находят воплощение как в особенностях музыкального языка, так и в архитектонике произведения. Даже в европейской культуре Нового времени, в эпоху предельно десакрализованую, они дают о себе знать в образах «сакральных воспоминаний» и могут воплотиться как в культовых, так и светских жанрах, ни содержанием, ни структурой никак с церковной литургикой не связанным.
Литература
1.
Евдокимова Ю. История
полифонии. Многоголосие Средневековья X-XIV в.в. В.1. М: Музыка, 1883.
2.
Кожаева С.Б. Антиномия
«сакрального» - «обыденного» и ее воплощение в западной и русской музыкальной
традиции. Монография. Волгоград Издательство Вол Гу, 2005. – 190 с.
3.
Липтон Б. «Биология
веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием» пер. с англ. Д.Пальца. – М.: ООО Издательство «София», 2008 – 256 с.
4.
Медушевский В. «О
церковной и светской музыке. // Музыкальное искусство и религия. Сб.ст. РАМ им.
Гнесиных. М.: 1995. С.20-45.
5.
Соколов О.В.
«Морфологическая система музыки и ее художественные жанры». Монография. Нижний
Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. 220 с.