Музыка и жизнь/ Композиторы

Кандидат искусствоведения, Валиуллина Р.Н.

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан

Симфоническая музыка Ж.И.Джумабекова

Жунус Игесбекович Джумабеков – композитор, дирижер и педагог, деятель культуры Республики Казахстан. Джумабеков закончил Алматинскую консерваторию по двум специальностям и на протяжении двадцати лет работал дирижером различных исполнительских коллективов, в числе которых – Государственный Академический симфонический оркестр Республики Казахстан. Для данного коллектива композитором написан ряд произведений, в частности, «Фантазия для фортепиано, органа и симфонического оркестра», Концерт для фортепиано с оркестром, «Посвящение Понтифику», поэма «Туган жер» («Родная земля»). Досконально зная диапазон возможностей каждого инструмента, Джумабеков свободно экспериментирует с составами и звуковыми сочетаниями, вводит в партитуру необычные тембры. В его музыке можно услышать интонации древнейших жанров народного творчества и, одновременно, ритмы музыки ХХ века. Симфонические опусы композитора отличает колоритность и тембровое своеобразие. Рассмотрим подробнее некоторые из произведений Ж.И.Джумабекова.      

Фантазия для фортепиано, органа и симфонического оркестра  представляет собой красочную жанровую музыкальную картину – зарисовку «характерных» персонажей. Музыкальный язык складывается из интонаций казахской народной музыки, джазовых элементов, традиций европейской профессиональной музыки. Композитор прекрасно владеет приемами полифонической разработки материала. При этом, в развитии музыкальной ткани ощутимы влияния современности. В определенные моменты возникает эффект кинематографичности, резкая смена «кадров» и «ракурсов». Смена фактурных пластов – соло, дуэтов, групп инструментов – создает ощущение объемности.

Образное содержание Фантазии можно было бы охарактеризовать как «диспут» тембров-персонажей. Орган – мудрый аксакал, направляющий беседу в нужное русло. Фортепиано – молодой и задорный джигит-юноша, имеющий свое мнение по всем вопросам. (Здесь хотелось бы отметить удачно выбранный дуэт солистов в концертном исполнении – отца и сына,  Габита и Адиля Несипбаевых). Диалог двух соло – органа и фортепиано – обрамляет основную часть фантазии, представляющую собой своего рода «триптих» - последовательное экспонирование трех «жанровых картинок».

Первая картина  начинается лирической напевной темой в стиле казахских народных песен «кара олен», исполняемой у фортепиано и флейты. Развиваясь, тема переходит в грациозный, жизнерадостный танец, достаточно органично «сплетающийся» из интонаций восточных мелодий и джазовых ритмов двадцатого века. Контрастная - фактурно и интонационно - связка у струнной группы переводит развитие к следующему эпизоду-«картине». Дуэт гобоев на фоне ритмического аккомпанемента ударных начинает новый танец. Выразительная мелодия восточного характера, заявленная в начальном разделе органом, получает развитие в виде вариаций на soprano ostinato. Мелодия многократно повторяется, расцвечиваясь различными тембровыми красками. Сначала ее сопровождают фаготы, затем кларнеты и струнная группа. Резкое вступление ксилофона и маримбы на фоне ритмического сопровождения оркестра знаменует смену картин. Новая тема ярко контрастна по характеру и звучанию: сочетание ударных инструментов  придает ей фантастический, можно сказать, футуристический оттенок. Варьирование основной темы подхватывает фортепиано, подводя к репризе в оркестре. Вновь возникающее хоральное связующее построение струнных переводит действие в заключительный этап. Возвращение развернутых сольных эпизодов органа и фортепиано достраивает форму завершающим этапом, создающим образно-тематическое обрамление.

       Особое значение в драматургии фантазии обретает вступление. Сумрачное по колориту, масштабное «космическое» построение, где на фоне хоральной фактуры «разбросаны» во времени и в звуковом пространстве триольные мотивы, воспринимается как развернутое вступительное слово «от автора». Действие словно начинается при закрытом  занавесе. Открытие «занавеса» - патетическое соло органа, «формулирующего» основную тему. Партитура Фантазии – эффектная и красочная. Композитор мастерски использует тембровые краски и драматургические контрасты. Произведение создано в русле национальных исканий и может стать одним из концертных номеров творческих коллективов Казахстана.

 

 Концерт для фортепиано с оркестром.

Классический жанр концерта обнаруживает в данном произведении особенности индивидуальной трактовки, подчиненной художественной цели композитора. В основе образного содержания – отражение внутреннего мира современного обитателя планеты на грани веков, несвободного от глобальных потоков информации и  звукового микса  жанров и родов мировой музыкальной культуры. Внутреннее состояние тревожности и психологической неустойчивости становится основой драматургического конфликта, решением которого должно стать нахождение утерянного эмоционального комфорта – состояния счастья.

Концерт одночастный, представляет собой свободно трактованную сонатную форму. В выборе музыкально-тематического материала композитор останавливается на сопоставлении и взаимодействии трех контрастных тематических комплексов: «суровой» и строго-экспрессивной речитативно-декламационной темы вступления, сумрачного и несколько индифферентного хорала связующих разделов и скерцозно-динамичной «кюевой» темы побочной партии. Концерт отличает ясная и логичная организация материала. Разделы формы четко разграничены фактурным и образно-тематическим контрастом связующих построений. На гранях разделов звучит сумрачный «космический» хорал, заставляющий вспомнить кинематографический прием затемнения. Смена тем-образов осуществляется резким сопоставлением, что придает всему произведению характер графичности, особой рельефности. Вспомним идею известной симфонии позапрошлого века: « Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей… ступай в народ». Концепцию данного произведения следовало бы охарактеризовать обратной сентенцией: «Иди в народ, напомни ему о той радости, которую он растерял». Хочется вспомнить о высшем предназначении творческих лидеров в народе – акынов и жырау – хранить лучшее, оберегать самое ценное от забвения. Поиски той подлинной, генетической радости воплощаются в «голосе» солирующего фортепиано. Фортепиано-акын то подхватывает суровую декламацию оркестра (тема вступления), то одиноко вступает с изящной темой танцевального характера, то через виртуозные пассажи «обретает себя» в стремительной и динамичной «кюевой» теме побочной партии, вдохновенно и азартно поддержанной оркестром. И вот эта тема – тема побочной партии, рожденная из интонаций языка домбровых кюев – становится средоточием и целью, тем самым решением, поискам которого и посвящены основные разработочные этапы. К ней подводит первая волна развития от вступления и экспозиции. Эта же тема в дальнейшем становится итогом разработки. И она же завершает весь концерт, вступая после монолога фортепианной каденции и как бы говоря от имени автора и лирического героя: «я надеюсь… мы надеемся». Общий эмоциональный фон концерта можно было бы охарактеризовать как «осознанный оптимизм» - оптимизм, подкрепленный осмыслением всей сложности миропорядка, гармонии света и тьмы.

Следует отметить, что Ж.Джумабеков отлично владеет фактурой симфонической ткани, используя весь диапазон возможностей каждой инструментальной группы. Его оркестр богат и красочен в тембровых сочетаниях. Использование таких колоритных инструментов, как глокеншпиль, бонги, челеста, умело привлекает слух и внимание, внося в звучание эффект необычности и своеобразия.

Концерт для фортепиано с оркестром написан грамотно и интересно. Музыкальный язык композитора отличается широким диапазоном жанровых и стилевых вариантов. В то же время тематический материал концерта явственно обнаруживает казахские музыкальные истоки, что выражается в выборе ритмов и интонаций. Опус Ж.Джумабекова – вклад в развитие казахстанской национальной музыкальной культуры.             

 

Вокально-симфоническая поэма «Туган жер» на стихи Магжана Жумабаева - многокрасочная картина-пейзаж, созданная средствами симфонического оркестра. В поэме использованы стихи известного казахского поэта-лирика. Однако словесный текст не является программой поэмы. Следует сказать, что хор, звучащий на протяжении всей формы, выполняет в большей степени роль еще одной тембровой группы симфонического оркестра. Свидетельством тому – продолжительная вокализация хора без слов на протяжении крупных разделов формы. Лишь два четверостишия стихов М.Жумабаева использованы композитором в качестве экспозиционных этапов в свободно трактованной сложной двухчастной форме.

О форме произведения следует сказать отдельно. Автор опуса, Ж.Джумабеков, безупречно владея структурными приемами классических форм, сумел достаточно органично использовать элементы логики народного музицирования и драматургические приемы современных видов искусства. Так, в основе формы вокально-симфонической поэмы лежит жанровое противопоставление «песня-танец». После четырехтактового вступления tutti виолончель соло «запевает» выразительнейшую мелодию в стиле древних кобызовых кюев. Далее звучит дуэт виолончелей на фоне остинатного ритма тамбура и пиццикато контрабасов, пульсацией своей напоминающих биение сердца. Поочередное вступление голосов хора, продублированных инструментами деревянной духовой группы,  создает постепенное  расширение диапазона и уплотнение пространства. Первая волна крещендо обрывается с заключительной строкой стиха. Следующий раздел – «танец». Скерцозная тема с колоритной лидийской квартой оформляется в двухголосной «домбровой» фактуре, проходя поочередно у разных тембров. Инструменты как бы «пробуют на вкус» лукавую, жизнерадостную тему: два такта - фаготы, два такта – гобои, два такта – кларнет со скрипками. Развитие продолжает тема, близкая в образном и интонационном плане к домбровым кюям Курмангазы и Даулеткерея. Тема решена в прозрачной фактуре и, начинаясь на мощной динамике, постепенно удаляется, истаивает, подводя к трехтактовому хоральному построению – «занавес», или «затемнение». Вторая часть формы строится на варьировании и переосмыслении прозвучавшего материала. Особую функцию в рамках формы выполняет вступительный раздел. Эта ярко контрастная, по отношению ко всему остальному материалу, тема несколько устрашающего характера возникает трижды в неизменном виде на гранях  эпизодов, напоминая функцию телевизионной заставки, «интригуя» и активизируя дальнейшее развитие.

В отношении музыкального языка и художественного содержания поэма представляет собой образец национальной музыки, обогащенной оттенками-«бликами» современной звуковой среды. Музыка яркая и  «многоцветная». Композитор умело использует тембровые возможности классических инструментов, сопоставляя их с богатой группой ударных, среди которых -  цимбалы, ксилофон, глокеншпиль.  

Вокально-симфоническая поэма Ж.Джумабекова написана в 2003 году и с успехом была исполнена в 2004 году на юбилее автора. Исполнители -  Хоровая капелла имени Б.Байкадамова и Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан (дирижер Ж.Джумабеков). Данный опус -  образец нового этапа в развитии казахской профессиональной музыки и яркое дополнение к репертуару современных музыкальных коллективов Казахстана.