В.Г. Бурыкина
Белгородский государственный институт
культуры и искусств, Россия
Ценностное отношение к
иной культуре
как условие
формирования готовности студентов
к межкультурному
сотрудничеству
Формирование готовности российских и иностранных студентов к
межкультурному сотрудничеству в образовательном процессе вуза предполагает тесное межкультурное взаимодействие,
обостряет вопросы сохранения национальной самобытности народов. В связи с этим перед
системой высшего образования встает проблема превращения культурного многообразия
современного студенчества в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые
синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи
в родной культуре и приобщению к мировой культуре. В решении этой проблемы особое
значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре
как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм
деятельности, обеспечивающих свободу культурного самоопределения и успешность самореализации.
В философии (3. Фрейд, Ф. Ницше, В.П.
Тугаринов, В.А. Василенко, М.С. Каган)
понятие «ценность» трактуется как «духовное формообразование, которое
существует через моральные и эстетичные категории теоретической системы,
общественные идеалы и выступает критерием оценки действительности человеком и
источником смыслообразующей основы человеческого действия» [5: 615-616]. В
основе ценностного отношения человека к миру лежит значимость. Степень ценности
предмета зависит не от того, как он способен удовлетворять материальные
потребности людей, а насколько отвечает мере значимости его в обществе. Это те
основы, на которые опирается бытие человечества [5].
В целом ряде научных психологических
исследований раскрывается роль ценностей в развитии личности человека, их связь
с процессами смыслообразования; представлены механизмы формирования ценностных отношений
(А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.
Франкл и др.). Ценность выступает как
особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных
удовлетворить их потребности и интересы (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П.
Тугаринов).
В педагогике ценность определяется как
представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом,
их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении [7]. Однако в трудах
известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются
по-разному. Это обусловлено тем, что в качестве высших ценностей теоретиками и практиками выдвигаются разные
категории. Я.А. Коменский определял ценность как любовь к Богу, 10 заповедей
Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества. В.А.
Сухомлинский ценностью считал патриотизм, любовь к родителям, к матери. А.С. Макаренко трактовал понятие «ценность»
как «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой
прелестью» [4: 241]. К.Д. Ушинский считал, что истинная ценность – это Родина и
родной язык.
Познание личностью ценности объектов
социальной действительности, по мнению И.В. Дубровиной, предполагает наличие у
нее определенного способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе
ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним
психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По
характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности ее
ценностных отношений. Таким образом, ценности являются ориентиром деятельности
и поведения человека только при условии сформированности у него ценностного
отношения [1].
Понятие «ценностное отношение» в философии
трактуется как способ сопричастного бытия вещей, как условие выявления и
реализации, скрытых в них свойств [2].
Философы выделяют два уровня существования
ценностного отношения человека: 1) нижний уровень – социально-психологический –
переживаемый, но не осознаваемый, характеризующийся обыденным сознанием людей
(именно он определяет эмоциональные реакции и поступки человека); 2) верхний
уровень – осознаваемый, формируемый не только в процессе переживания, но и в
процессе осмысления реальности. На этом уровне важными составляющими выступают
следующие компоненты: осознание объективной ценности, переживание этой ценности
как потребности, потребность, мотивирующая поведение человека и прогнозирующая
его поведение [6: 476].
В психологии ценностное отношение
рассматривается как сложное психическое образование, структурный компонент
личности, исследуемый во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслами жизни,
ценностными установками и ценностными ориентациями личности (В.М. Бехтерев,
А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и др.).
В педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с
активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е.
Шуркова и др.).
Процесс формирования у личности
ценностного отношения к объектам, явлениям действительности, по нашему мнению,
не должна носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное
отношение как отвлеченную категорию. Ценностное отношение – это связь субъекта
и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а
удовлетворяет потребность субъекта. Ценностью при этом является свойство
объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Определяя
ценностное отношение к иной культуре как психолого-педагогическое условие
формирования готовности к межкультурному сотрудничеству, мы опираемся на
положение З.Н. Курлянд о том, что сформировавшись в определенном виде
деятельности, ценностное отношение служит условием воспроизводства ценностного
характера этого вида деятельности [3: 86-97]. Иными словами, ценностное
отношение к иной культуре и ее представителям возможно только в процессе
совместной деятельности российских и иностранных студентов на основе этнической
толерантности – психосоциальной характеристики личности с доминантной
направленностью сознания на бесконфликтное поведение в условиях диалога
культур.
Формирование ценностного отношения к иной
культуре предполагает:
- расширение и углубление знаний
российских и иностранных студентов в области социологии, межкультурной
коммуникации, этнопсихологии;
- формирование положительного
эмоционального отклика по отношению к особенностям поведения, традициям,
обычаям студентов-иностранцев;
- диалог культур российских и иностранных
студентов, подразумевающий их взаимопознание, взаимное изменение и приобретение
опыта межкультурного сотрудничества;
- отношение к представителю иной культуры
как к ценности, равноправному участнику процесса межкультурного сотрудничества.
Ценностное
отношение к другой культуре позволяет более эффективно претворять в жизнь идеи
гуманизма в процессе межкультурного сотрудничества российских и иностранных
студентов, а также находить эффективные пути межкультурного сотрудничества, дружбы,
взаимопонимания, формировать толерантное отношение к культурным ценностям
разных народов, обучающимся в едином образовательном пространстве российского
вуза.
Таким
образом, формирование ценностного отношения к представителям другой культуры –
это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и
взаимодействие, умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и,
вместе с тем, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный
мир, проявлять толерантное отношение друг к другу в условиях межкультурного
сотрудничества. При этом этническая толерантность, ценностное отношение к
другой культуре, принятие особенностей поведения, общения представителей других
национальностей является именно той основой, без которой невозможно
бесконфликтное взаимодействие российских и иностранных студентов, а также их
межкультурное сотрудничество в образовательном пространстве вуза.
Литература:
1. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под
ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
2. Каган, М.С. Философская теория
ценностей / М.С. Каган. - СПб.: Облик, 1997. - 213 с.
3. Курлянд, З.Н. Личностно-ориентированное
педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций
будущих учителей / З.Н. Курлянд //
Народное образование. - 2004. - № 4. - С.86-97.
4. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С.
Макаренко. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.
5. Новейший философский словарь / В.А.
Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. – Изд.
2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.
6. Философский энциклопедический словарь /
сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 576
с.
7. Хоруженко, К.М. Культурология.
Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -
640 с.