Педагогические науки/ 2.Проблемы подготовки специалистов

К.п.н. Новожилова Т.Н.

Самарская государственная академия культуры и искусств, Россия                                                                                                                                           

 

Творческая индивидуальность студента в дискурсе профессионального образования

 

         Индивидуальность  это своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей, и проявляющееся во всех ипостасях его существования: на био-психо-социо-духовно-космическом уровне, это особая форма бытия в обществе. С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.

Понятие «творчество» этимологически созвучно понятиям «творить», «творец». Смысловыми синонимами являются слова «создавать», «преобразовывать». Любая сфера человеческой деятельности, где существует потенциальная возможность для создания или изобретения чего-либо нового является «полем»  реализации творческого потенциала индивида, пространством для развития и раскрытия  его творческих способностей.

Особенность творческой деятельности человека заключается в том, что  ее продуктом является не только созданное человеком то или иное произведение (научное, художественное и т.д.), но и сам человек. Другими словами, человек и соответственно содержание его творческой индивидуальности является продуктом собственного творчества.

В психолого-педагогическом  ракурсе проблема творчества наиболее полно рассматривается в рамках образовательного процесса. Субъект творчества является основным элементом этого процесса.  Именно поэтому творчество определяют  в этом контексте как форму саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы, как форму приобщения к высшим смыслам бытия. С понятием «творчество» теснейшим образом связано понятие «креативность», которое в практике вузовского образования используется чаще. Нам близка позиция  исследователей,   полагающих, что творчество – это деятельность, то есть процесс, в который  человек включен для получения необходимого результата. Креативность же представляет собой способность личности к такому роду деятельности. 

Проблема творчества и способностей к этой деятельности чрезвычайно сложна и, видимо, поэтому до сих пор  многие вопросы, связанные, например, с критериями креативности,  являются дискуссионными. Существует множество теорий, в которых обосновываются различные подходы, позволяющие выделить параметры  креативности. Например, в работах Л.Д.Столяренко,  креативность характеризуется следующими параметрами: гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую); богатство мысли (количество новых идей в единицу времени); оригинальность; любознательность; способность к разработке гипотезы; фантастичность (оторванность ответа от реальности при наличии определенной связи стимула и реакции). Гилфорд отмечает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке задач; генерированию большого количества идей; семантическая спонтанная гибкость – к продуцированию разнообразных идей; оригинальность - продуцирование отдаленных ассоциаций, необычные ответы, не стандартные решения;  способность усовершенствовать ответ, добавляя детали; решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.  Однако общепризнанными критериями творчества  выступают новизна и оригинальность. Д.Б. Богоявленская при разработке типологии творчества  при помощи метода «креативное поле» выделила три качественных уровня интеллектуальной активности, которые она условно обозначила как «стимульно-продуктивный» «эвристический», «креативный». Первый уровень – это уровень действия социального индивида, в основе которого лежит некий «толчок» из вне. Для этого уровня характерно отсутствие  внутреннего источника стимуляции, отсутствие интеллектуальной инициативы. Второй уровень - эвристический отличает проявление  той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами деятельности, когда каждая «находка»  оценивается эвристом как новый, «свой» способ, который позволит ему решать поставленные перед ним задачи.  В этом, по мнению  Дианы Борисовны Богоявленской, предел эвриста. Наконец, третий высший уровень – креативный, который обнаруживает, что для субъекта такой деятельности  самоценным становится не результат деятельности, от которого зависит достижение успеха в эксперименте, а  сама проблема, рассматриваемая им как «счастливая неожиданность, событие». Таким образом, креативность, при решении определенной задачи, проявляется  в выходе за  ее пределы, т.е. когда результат  шире, чем  исходная цель. Значит, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть  только ответом, только решением  заранее поставленной задачи. При этом оно остается и ответом и решением, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его творческий статус [1] .  

Творческая индивидуальность – эта одна из форм проявления индивидуальности человека, которая являет собой не только ступень, но  степень ее проявления. Творческая индивидуальность позволяет  человеку раскрыться в самобытном, авторском прочтении социальных норм жизни, в выработке собственного (уникального) способа жизни, способа деятельности, собственного лица. Именно творческая индивидуальность позволяет реализовать самобытность  душевной жизни, уникальный потенциал эгосферного мира,  духовный микрокосм  человека

Творческая индивидуальность студента может развиваться и в дальнейшем проявиться  и в социальной и духовной сфере благодаря систематической работе над  развитием  специальных способностей, которые  являются результатом  учебно-исследовательской, научной, художественной, исполнительской и коммуникативной, наконец, социально полезной деятельности. В условиях образовательной практики, путем выработки  продуктивного стиля учебно-профессиональной деятельности и отношения к ней у студента  может развиваться творческое отношение к самому себе, что, без сомнения, в дальнейшем приведет к появлению  оригинальных результатов как в пространстве собственных мыслей, чувств, переживаний, так и в будущем  в результатах  профессиональной деятельности. Здесь студенту очень важно помочь осознать необходимость  проявления творческой индивидуальности по отношению к самому себе, и, прежде всего, в плане становления собственной субъектности. Ведь именно субъектность позволяет человеку превращаться в автора, творца своей жизни.

Учитывая, что период обучения студента в вузе является одним из сенситивных для  развития креативности, автор настоящей работы в своей преподавательской практике  использует творческие задания для студентов, например, сочинение мини-сказок в связи с изучением той или иной темы по психологии, педагогике и т.д..  Вот некоторые из этих сказок.

Жил-был волк

     Жил-был волк. Все звери его боялись. Как завидят его, сразу разбегаются. И вот однажды волк решил, что не будет обижать зверушек. Идет по лесу, а  навстречу ему зайка. Только волк хотел предложить зайчишке поиграть на солнышке, как зайка прыг и скрылся в лесу. Волк расстроился и пошел дальше. Идет, бредет, а навстречу ему ежик. Хотел предложить волк ежику поиграть, а тот обернулся клубком и укатился подальше от серого в темный  лес.

    И  так происходило со всем лесным зверьем, ведь они не знали, что волк  решил исправиться.

    Сел волк на тропинку, заплакал, да и съел ее с горя.

 

Без названия

 Мне кажется, что Она – большая сильная птица, живущая в одиночестве и тоске. В одиночестве потому, что Она не такая, как они. Она не хуже их и не лучше. Она просто не такая. Этого своеобразия ей не простила  стая. Они воспитывали ее, клевали, нанося глубокие незаживающие раны. Но Она все равно не  захотела стать такой как  они. И эта большая, сильная птица улетела прочь, не боясь  опасностей, подстерегающих ее на  каждом шагу.

 Она продолжала жить в тоске, потому что дни и ночи сменяют друг друга, но ей нет дороги назад, а что ждет ее впереди -  Она не знает. Ох уж эта неизвестность, раздирающая и без того больную душу, гася последние угольки надежды. И только в короткие минуты своего сна Она свободна от душевной боли. Там, во сне, Она  раскрывает свои огромные крылья и парит над обыденностью, пролетая через горы волнения и страха, огибая ущелья обиды, перелетая моря безысходности и страданий, устремляясь  далеко ввысь, где Она обретает  свое минутное счастье…. 

Эти миниатюрные творческие работы принадлежат студентам разных факультетов и специализаций второго и третьего курсов. В них отражен внутренний мир ребят, а ценность работ скорее не в  степени их «художественности», а в самом процессе создания нового, в том, что каждый имел возможность реализовать  потребность в самовыражении своей  индивидуальности, своего внутреннего мира, выразить свой взгляд на тот или иной вопрос, или отразить свои внутренние проблемы. Эти учебные работы представляют интерес не только в плане решения определенной творческой задачи их авторами, но и в плане  развития способности интерпретирования текста через нахождение в нем различных смыслов (философского, психологического, педагогического и т.д.), что также является выражением творческой индивидуальности интерпретатора.

Литература:

1.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений .- М.: Издательский  центр «Академия», 2002.-320с.

2.Рубинштейн,С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К профессиональным основам современной педагогики [Текст] // Вопросы психологии.-1987.- № 4.-С. 3-14