К.п.н. Краснокутская О.А.
Калмыцкий государственный университет, Россия
Эстетическое
пространство будущего учителя
Федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального
образования нового поколения, по
направлению подготовки 050100
«Педагогическое образование», предъявляет к будущему учителю ряд требований,
связанных с его профессиональной деятельностью в педагогической и
культурно-просветительской областях. В результате профессиональной подготовки
выпускник вуза должен овладеть рядом общекультурных и профессиональных
компетенций.
В кратком словаре
иностранных слов (М., 1974) дается определение понятию компетенция (лат. соответствие, соразмеренность), которое
рассматривается как «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг
вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом». Сегодня нет
однозначного определения данного понятия. Одни авторы ее определяют как
готовность специалиста применять на практике полученные знания, другие - как
способность решать проблемы, т.е. компетенцию выражают с помощью активных
глаголов, обозначающих действие. В психологии общеизвестен подход к определению
сущности профессиональной компетентности А.К. Марковой. Она считает, что
профессиональная компетентность – это психическое состояние, которое позволяет
действовать самостоятельно и ответственно, обладание способностью и умением
выполнять определенные трудовые функции [2]. Введение понятия компетентности
как «умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем» (Ж.-Ф.
Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный
инструмент измерения качества профессионального образования. В.В.Сериков,
В.А.Болотов отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, не
прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения
его личностного и деятельностного опыта. Личностный опыт будущих педагогов
отчасти накапливается в процессе формирования у них профессионально значимых
качеств. Профессиональная и социальная потребность учителя в самосовершенствовании
себя, придает этому процессу динамичность и не завершенность.
Одной из важнейших
компетенций будущего педагога является способность к организации культурного
пространства школьников и взрослых. Собственно понятие «пространство» в различных
источниках трактуется по-разному:
-как форма существования материальных
объектов и процессов, характеризующая структурность и протяженность
материальных систем [3];
-как одна из форм, наряду со временем,
существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся
протяженностью и объемом[1].
Эстетическое
пространство студента - будущего педагога может быть рассмотрено:
- как компонент культурно-образовательного
пространства, образующий область функционирования эстетической культуры, как
части общей культуры;
- как информационная среда общества,
содержащая сведения о проблемах функционирования эстетической и общей культуры;
-как сфера творческого взаимодействия
педагога вуза и студентов;
-как система, включающая следующие
структурные компоненты: личность педагога вуза - носителя определенного уровня эстетической
культуры; личность студента как субъекта культурно-образовательной
деятельности; разнообразные виды и формы эстетической деятельности в аудиторное
и внеаудиторное время.
Учебные планы профессиональной
подготовки будущих учителей начальных классов в Калмыцком государственном университете включают в себя следующие
дисциплины эстетического цикла: «Хороведение», «Теория и методика музыкального
воспитания», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Мировая
художественная культура», «История и культура родного края».
Целью лекционных и
практических занятий (в курсе названных
дисциплин) является развитие эстетического сознания личности студента,
посредством знакомства с основами различных видов искусств, в теоретическом,
историческом и методическом аспектах.
Так, например, в курсе дисциплины «Хороведение» студенты знакомятся с основами
музыкальной грамоты, строением и функционированием певческого аппарата детей и взрослых, занимаются хоровым пением. Исполняя музыкальные
произведения в хоре, будущие учителя
получают представления об особенностях музыкальной стилистики той или
иной эпохи, в собственной исполнительской практике знакомятся с творчеством
отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Изучение «Теории и методики музыкального воспитания» включает
в себя вопросы организации музыкального воспитания младших школьников,
рассмотрение видов музыкальной деятельности детей и методов музыкально-эстетического воспитания в начальной школе,
анализ альтернативных учебных программ по музыкально-эстетическому воспитанию.
Освоение методики проходит на практических занятиях, где студенты проводят
учебные игры по моделированию фрагментов уроков музыки и различных
музыкально-эстетических мероприятий для
учащихся начальных классов. Особенностью подобных занятий является
исследовательская деятельность, требующая личной инициативы и творческой
самостоятельности студентов.
«Методика преподавания
изобразительного искусства» знакомит аудиторию с историей изобразительного
искусства. Студенты получают знания об изобразительной деятельности как
составной части эстетического воспитания младших школьников, выявляют
психолого-педагогические основы изобразительной деятельности младших школьников
и необходимые условия организации изобразительной и творческой деятельности младших школьников в учебной и
внеклассной работе.
Задачи,
которые призван решать курс «Мировой художественной культуры» прежде всего,
заключаются в том, чтобы дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества,
познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах, дать знания
об особенностях исторических стилей и научить их распознавать. Изучение мировой
художественной культуры способствует развитию у студентов эстетических чувств и
эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей. У них формируется умение анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное
суждение.
Особое
место в профессионально-педагогической подготовке студентов - будущих учителей
начальных классов занимает дисциплина
«История и культура родного края». Культура, отражающая духовные традиции
народа, выступает для молодого поколения как бы «защитным поясом», охраняющим
от тех средств массовой информации, которые распространяют негативные идеи в
обществе. Задача данного курса состоит в умножении духовного потенциала
студенческой молодежи, формировании ее эстетической культуры через глубокий
интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям
национальной культуры. Поэтому национальная культура, преподносимая в
органической взаимосвязи с отечественной мировой культурами - есть источник и
средство воспитания национального и интернационального сознания и самосознания
личности, формирования гуманистических норм межнационального общения. Ценности
национальной культуры все более становятся важным стимулом творческой,
профессионально - педагогической деятельности молодежи.
Особое значение в
развитии художественной культуры обучающихся имеет систематическое посещение
выставок художников в «Национальной картинной галерее» и в галерее «Юг».
Личностное взаимодействие студентов с произведениями изобразительного искусства
дает толчок для самостоятельного развития их эстетического сознания, формирует
эстетические потребности, вкус, расширяет художественный кругозор.
Подготовка и
проведение различных внеаудиторных
мероприятий – тематических вечеров, календарных дат, народных праздников и
т.п., требует художественно-эстетического
оформления, написание сценариев запрашивает творческие возможности
студентов, владение ими культурой речи и соблюдения заданного тематикой dress-coda.
Таким образом,
эстетическое пространство охватывает все время пребывания будущего педагога в
стенах вуза, включая его образовательную,
художественно-эстетическую досуговую деятельность, процесс эстетического
саморазвития.
Литература:
1. Ефремова Т.И. Новый словарь русского
языка.-www.rubrikon.kom.
2.Маркова А.К. Психология профессионализма.
– М., 1996. – 192 с.
3.Слободчиков В.И. Методология экспертизы
инновационных образовательных проектов//Экспертиза и консультационная поддержка
инноваций в системе образования/Под ред. Т.М.Ковалевой. – М.: Российская
политическая энциклопедия, 2004. – с.13-23