Старший преподаватель
Беляева О.М.
Проблема развития
художественного-образного мышления студентов
художественных факультетов
педагогических
вузов
Проблема
подготовки молодых специалистов в сфере высшего профессионального образования
является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Педагогическая наука
не стоит на месте и в данный момент претерпевает большие изменения. Переход на новую систему обучения - «бакалавриат» и «магистратура» вызывает
массу вопросов, проблем и в области художественно-педагогического
образования.
Мы
рассматриваем один из профилей подготовки молодых специалистов как
изобразительное искусство на примере художественных факультетов педагогических
вузов, где важным является не только приобретение студентами профессиональных знаний,
умений и навыков, но и овладение
профессиональными формами мышления. К
таким формам относится художественно-образное мышление, которое рассматривается
как важный фактор творческой деятельности будущих
художников-педагогов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного
искусства. В связи с этим, для подготовки
таких специалистов необходимо формировать у них способности мыслить
образно. Современное общество нуждается
в творчески мыслящих специалистах, профессионально
успешных,
конкурентоспособных. В то же время без
развитого художественно-образного мышления у студентов не будет той полной
картины мира, необходимой для целостного восприятия современной жизни и ее
более глубокого отражения в искусстве. Выпускники художественных факультетов
педагогических вузов призваны своим творчеством, личностным примером через
изобразительное искусство нести нравственные, эстетические ценности,
способствовать общему культурному прогрессу общества.
В связи с этим проблема развития художественно-образного мышления стоит
наиболее остро. В процессе обучения
изобразительному искусству на художественных факультетах педагогических вузах
студенты имеют дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить
и отразить в художественном материале.
Этот процесс возможен только через отражение действительности в
художественных образах. К сожалению, на практике такой процесс часто носит пассивный
характер и вызывает массу затруднений у студентов. В этом и состоит основная проблема: в
противоречии между необходимостью творческого решения композиционно-образных
задач и неразвитостью у студентов художественно-образного мышления для их
реализации. В ходе опроса и в процессе
проведения эксперимента выявился тот факт, что студенты художественных
факультетов педагогических вузов имеют различный, но преобладающий низкий
уровень развития художественно-образного мышления (примерно у 70%), выраженный
в стереотипности мышления, неумении творчески подойти к решению поставленной
задачи в своей практической работе. Большинство студентов не стремятся к выразительности композиции, к передаче и нахождению
художественного образа, который во многом определяет уровень развития
художественно-образного мышления. Ведь художественно-образное мышление, прежде
всего, определяется как мышление образами. Очень
часто это вызвано тем, что педагогами мало уделяется внимания образной стороне
решения задания, в основном, делается упор на технику и технологию. Процесс
художественно-образного мышления активизируется тогда, когда перед студентом
ставится определенная творческая задача и возникает необходимость решить ее в
целостной художественно-образной форме,
определив для этого необходимые художественные, композиционно-выразительные
средства. В том числе студенты не имеют
четкого представления о законах, правилах, приемах и выразительных средствах
композиции, не умеют грамотно и творчески использовать художественные материалы
и техники.
Недостаточная решенность проблемы развития художественно-образного
мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе
обучения изобразительному искусству говорит о необходимости поиска новых,
наиболее эффективных методов преподавания. Использование таких методов в
процессе обучения, должно являться огромной силой эмоционального воздействия на
студентов, что будет способствовать не
только развитию художественно-образного мышления, но и формированию у них
эстетического вкуса и восприимчивости к миру прекрасного.
Развивая художественно-образное мышление студента, мы тем самым помогаем ему целостно, организованно и профессионально воссоздавать в своем сознании сложные явления природы и затем их преобразовывать. Мы считаем, что художественно-образное мышление студентов будет наиболее эффективно развиваться, если процесс обучения будет строиться на поиске художественно-образного решения изобразительной задачи, осуществляемом в процессе совместной личностно ориентированной деятельности педагога и студента; использовании широкого спектра художественных материалов и техник, оригинального их сочетания; наличии образно-творческих заданий, направленных на развитие художественно-образного мышления студентов; оптимизации процесса обучения, организации благоприятной психологической и творческой атмосферы. Сравнительный анализ показателей экспериментальных и контрольных групп студентов художественных факультетов педагогических вузов показал, что предложенные методы преподавания активизируют процесс художественно-образного мышления. У студентов появляется желание и интерес к творческой и личностной самореализации, развивается способность художественно воспринимать натуру, композиционно организовывать произведение, находить взаимосвязи с природой, человеком и предметами.
Существующую проблему развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов нужно решать уже на начальном этапе обучения. Именно на начальном этапе обучения студенты, приобретая не только профессиональные знания, практические навыки, но и знания, умения творческого переосмысления зрительного восприятия, смогут в дальнейшем лучше справляться с решением как учебных, так и самостоятельных творческих задач.