К. пед. н. Кахнович С. В.

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Россия

Методические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Изобразительное искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах, имеет потенциальную возможность влиять на духовное становление личности ребенка. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста затрагивает субъективный внутренний мир ребенка.

Имея многообразные средства выразительности, изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность как форма художественного познания развивает образное мышление, охватывая практически все психические процессы ребенка.

Актуальность исследования культуры межличностных отношений дошкольников заключается в понимании развития личности ребенка. Избавление от социопатического (антисоциального, девиантного) поведения взрослого человека лежит в истоках его личностного развития в детские годы. Так известно, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту, поэтому биологические конституциональные предпосылки в этом процессе играют не последнюю роль, такие как базальная агрессия и сниженная реактивность нервной системы (более высокий порог возбуждения и сниженный торможения). Однако в становлении личности определяющее значение кроме биологических составляющих имеют социальные факторы, в частности, семейное воспитание, и, прежде всего, сложившаяся система межличностных отношений, в целом, культура, которая принята в социуме.

Биологические предпосылки определяют мотивацию ребенка, личностные характеристики: гиперактивность, требовательность, рассеянность, застенчивость и др. Человек с предпосылками социопатии склонен к острым ощущениям, имеет сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально приемлемому поведению, не может получать удовольствия от обычных для остальных людей потребностей: пищевые аддикции (предпочтения), эстетические (музыка, кино, изобразительное искусство), этические (любовь, дружба). Он нуждается в более встряхивающем опыте, в острых, а порой и смертельных ощущениях.

Проблемы социопатической личности лежат в детстве, семейном воспитании. Отсутствие отца, пьянство родителей, депривация матери, др. подобные проблемы заставляют ребенка, попавшего в такие жизненные обстоятельства, активно защищаться от социума, который с принятой в нём культурой межличностных отношений воспринимается им, как враждебный. Общество, осуждая родителей, часто не может оказать помощь семье и, конкретно, детям адекватную ситуации. Дети не видят и не впитывают в себя необходимую им любовь окружающих, видят только осуждение родителей, их деградацию. Нэнси Мак-Вильямс отмечает: «Антисоциальный индивид просто никогда в нормальной степени не испытывал психологической привязанности, не инкорпорировал хорошие объекты, не идентифицировался с теми, кто о нём заботился». Далее она пишет о «недостаточности глубоких и бессознательных идентификаций, первоначально с первичной родительской фигурой, и, в особенности, архетипических и направляющих идентификаций с обществом и культурой человечества в целом» [2, с. 204], которые в итоге приводят к социопатии или, другими словами, к непринятию человеком социума в целом.

Детский психотерапевт Сальвадор Минухин, описывая практику своей работы с дисфункциональными семьями, ввел понятие семьи – «запутанный клубок» [3]. Такая семья характеризуется тем, что взрослые, да и дети, не учитывают возрастные, поло-ролевые различия членов семьи. Например, супружеские и детские субсистемы переплетены настолько тесно, что родители могут советоваться с детьми по поводу своих супружеских проблем и выносить на суд свои конфликты, ставя их при этом в сложное положение выбора хороших и плохих. Известно, что детей нельзя брать в союзники, так как изначально оба родителя воспринимаются как идеальные, ведь они любят как папу, так и маму. Семейные связи в такой семье запутываются настолько, что члены семьи не способны отличать свои собственные проблемы от проблемы другого. В подобных обстоятельствах чаще всего у членов семьи «запутанный клубок» проявляются неврозы истерического характера, приступы паники и тревоги. Сальвадор Минухин наряду с др. известными психотерапевтами (Мюррэй Боуэн, Джей Хейли, Вирджиния Сатир, Карл Витакер) стоял у истоков зарождения семейной психотерапии в 60-х г. XX века. Он одним из первых предположил, что воспитание ребенка в семье позволяет ограничивать спонтанность поведения, обеспечивая его произвольность.

Включенность ребенка в художественно-творческую деятельность формирует у него произвольность поведения, так как есть желание в рисунке, поделке, театральной постановке отразить характер персонажей. Сальвадор Минухин в соавторстве с Чарльзом Фишманом пишет: «Свободу живописца ограничивает первая же линия, проведенная на полотне. Писатели тоже знают, что их персонажи начинают жить собственной жизнью, обретают самостоятельность, требующую конкретного проявления. «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло это метафора, характеризующая требование, которое произведение предъявляют к своему автору» [3, с. 9].

Внешнее выражение культура межличностных отношений находит в поведении и общении ребенка, а внутреннее выражение происходит в художественных образах, которые создает ребенок средствами изобразительного искусства, поэтому отражение субъективного внутреннего мира ребенка богаче, ярче, правдивее, чем внешнее поведение, общение с другими людьми.

Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл, специализирующийся на работе с маленькими детьми, указывает, что успешность воспитания ребенка зависит не только от семейных традиций и взглядов родителей на обозначенный процесс, но и от врожденных качеств ребенка, от его темперамента. Основываясь на исследованиях Чейсса и Томаса, он пишет: «Уже в палате для новорожденных в роддоме было выделено девять темпераментов. Эти темпераменты самые главные характеристики ребенка и в основном сохраняются у него в дальнейшем. Окружение ребенка может слегка видоизменить эти характеристики, но тем не менее темпераменты глубоко укореняются в личности, их с трудом можно переделать и они могут сопровождать человека в течении всей его жизни» (DrRoss Campbell How to really love your child. 1977 by SP Publications, lnc. All riqhts reserved. Printeq in the United States of America) [1, с. 15 – 16].

Влияние родителей на психическое развитие детей представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

ВЛИЯНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСТВА И

ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ

 

Тип темперамента ребенка

Безусловная любовь родителей

Требовательная любовь родителей

Легкий младенец

идеальный вариант детско-родительских отношений

ребенок развивается в семье в соответствии с требованиями родителей

Трудный младенец

отношение родителей компенсирует трудности при воспитании

семейное воспитание приводит к девиантному поведению ребенка, к социопатическому, невротическому развитию

Термины «легкий младенец», «трудный младенец» предложены Россом Кэмпбеллом и означают темперамент ребенка, то есть его врожденные психомоторные характеристики. Сочетание безусловной любви матери (отца) к ребенку и достаточно легкий тип темперамента для воспитания, основываясь на выводах Росса Кэмпбелла, является идеальным вариантом. Под безусловной любовью родителей мы понимаем положительный настрой на принятие ребенка таким, какой он есть, с недостатками в проявлении психомоторных функций. Требовательная любовь родителей представляется нам, как отношение родителей к воспитанию ребенка без учета его темперамента.

Таким образом, влияние культуры семейных отношений на воспитание детей представляется очевидным. В данном случае под термином «культура семейных отношений» мы понимаем весь спектр психологических и педагогических условий воспитания детей, сложившийся в конкретной семье, причем, как положительный, так и отрицательный. Однако наличие термина «культура» не позволяет нам рассматривать культуру семейных отношений как отрицательную. Поэтому изначально под термином «культура семейных отношений» мы всё же понимаем положительную семейную атмосферу, а если это не соответствует конкретной семье, то следует говорить о семейных отношениях, которые сложились. Естественно, что семейное воспитание будет оказывать существенное влияние на формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в методическом плане, поэтому мы обязательным условием исследования предполагаем и педагогическую работу с родителями воспитанников.

В современных условиях возрастают требования общества к качеству образовательных услуг. К дошкольному образованию общество предъявляет особые образовательные стандарты, которые лежат в сфере духовного, социокультурного развития личности ребенка дошкольного возраста.

Гуманистическое содержание образования заключается не только в подходе воспитателей к ребенку как субъекту, но и в обогащении знаний и опыта воспитанников о человеческих отношениях. Гуманистическое содержание образования отражается в социокультурном компоненте, является его стержневым моментом. Музейная педагогика представляет материал для сенсорного обучения детей. Они видят различные объекты и у них появляются вопросы, которые активизируют когнитивные, мнемонические процессы мышления. Этетизация общения педагога заключается в оценивании художественного образа, созданного ребенком с позиций нестандартных взглядов. Необходимо давать эстетическую оценку даже неполучившимся детским работам корректно, высказывая замечания в игровой форме. Педагог, общаясь с детьми, обращает внимание на красоту в обыденных вещах, старается раскрыть в ребенке различные таланты, способности к изобразительной деятельности, к словотворчеству, к музыке и др.

Процессы интеграции являются наиболее актуальными для современного образования, когда возникает необходимость его модернизации и обновления с целью повышения качества образовательных услуг. Интеграция разных видов искусства позволяет объединить различные виды деятельности с целью более основательного изучения той или иной темы. Причем для детей такой процесс является естественным и довольно обширный объём учебной информации усваивается эффективнее.

Формирование у детей культуры межличностных отношений может являться определенным стержнем нравственного становления, выработки эстетического восприятия или вкуса. Необходимость коммуникативных способностей ребенка, представленных в культуре межличностных отношений, проявляется в совершенно разных видах художественно-творческой деятельности и не только в ней.

Организация методических основ: оптимизация семейных отношений, реализация социокультурного потенциала музейной педагогики, эстетизация общения воспитателя с детьми, накопление социокультурного опыта благоприятных межличностных отношений, реализация социокультурного компонента образования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, интеграция занятий на основе изобразительного искусства позволяют создавать необходимую благоприятную психологическую атмосферу в детском сообществе, которая способствует формированию культуры межличностных отношений детей друг с другом и педагогом.

Литература:

1.             Кэмбелл, Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмбелл М. : Знание, 1992. 187 с.

2.             Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс ; пер. с анг. яз. М. : Класс, 2004. 480 с.

3.             Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман ; пер. с анг. А. Д. Иорданского. – М. : Класс, 1998. – 304 с.