Педагогические науки/4. Стратегические направления

реформирования системы образования

 

Д.п.н., профессор Жетписбаева Б.А., ст.преподаватель Смагулова Г.Т.

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова

Этнолингводидактический подход как центральная стратегическая линия организации полиязычного образования

 

В качестве методологического обеспечения полиязычного образования нами предложен этнолингводидактический подход как совокупность основополагающих принципов, специализированных методов и специфических средств, который представляет собой методолого-технологический инструментарий, позволяющий разработать научно обоснованные предписания для организации практики полиязычного образования [1].

Этнолингводидактика как междисциплинарная отрасль научных знаний, возникшая на стыке лингводидактики и этнодидактики, выступает теорией полиязычного образования. Выделение объекта этнолингводидактики основывается на теоретическом сопоставлении объектов смежных наук. Так, объектом лингвистики является язык, дидактики – способы обучения и учения, объектом лингводидактики выступает языковое образование, этнодидактики – научно-эмпирические знания этнопедагогики. В таком случае, объектом этнолингводидактики является полиязычное образование как целенаправленный процесс формирования полиязыковой личности на основе параллельного овладения тремя и более языками.

Исходя из этого, далее была обозначена и обоснована разработка именно таких методов, которые затем были систематизированы в соответствии с определенными принципами в рамках одного, ведущего, методологического подхода.

Этнолингводидактический подход, представляющий собой совокупность основополагающих принципов, специализированных методов и специфических средств, позволил вычленить, проанализировать сумму проблем полиязычного образования и установить их иерархию, определить стратегию и основные способы их разрешения, а также осуществить прогнозирование перспектив развития полиязычного образования как целенаправленного процесса формирования полиязыковой личности на основе параллельного овладения тремя и более языками.

Исходя из сущности культурологической парадигмы языкового образования в целом нами произведен отбор ряда подходов, имеющих непосредственное отношение к полиязычному образованию, т.к. разработаны в рамках языкового образования: антропоцентристский; коммуникативно-деятельностный; синергетический; культурологический; аксиологический; этнопедагогический; акмеологический; средовой. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.

В лингвистической науке сложились разные подходы к реализации антропологического принципа в зависимости от основополагающей гипотезы: включение «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки к ее истории) [2; 43]; признание языка как части человека [3; 80–81]; признание предметом языкознания человека – пользователя языка [4; 11]; признание языка как той составляющей, которая делает человека человеком. Последний подход к реализации антропологического принципа был разработан еще В.Гумбольдтом, полагавшим, что изучение языка подчинено «цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [5; 383].

Продолжением и существенным дополнением антропоцентрического подхода к изучению языковых явлений, связанных с репрезентацией человека в языке, должен стать аксиологический аспект, предполагающий определение того, что человек считает ценным для себя, окружающих его людей и общества. Следовательно, аксиологический аспект исследований в лингвистике является закономерным продолжением и дополнением антропоцентрического.

«Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей, единстве целей и средств, приоритете идеи свободы» [6; 439]. Аксиологический подход позволил выявить системы конкретных форм ценностного отношения человека к миру в различных культурах через механизм культурных универсалий путем сопоставительного изучения культур и обосновать их как ценностные основания поликультурного языкового образования.

Культурологический подход в теории и практике педагогического образования рассматривается в контексте общефилософского понимания культуры. Данный подход позволил подойти к процессу формирования полиязычной личности как к культурному процессу, осуществляемому в культуросообразной образовательной среде, способствующему проявлению индивидуальности личности, ее способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире национальных и мировых культурных ценностей.

Позволим себе добавить к данному ряду следующие подходы, формирующие методологическую основу исследования сущности этнолингводидактического подхода как методологического обеспечения практической реализации идей полиязычного образования:

- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.), способствовавший созданию условий для активного освоения личностью общечеловеческой культуры, принятию гуманистических общечеловеческих ценностей, формированию собственной социокультурной позиции;

- личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, С.В. Кульневич, и др.), что способствовал пониманию процесса формирования полиязычной личности как субъекта процесса полиязычного образования.

Следует отметить, этнолингводидактический подход не является исчерпывающим методолого-технологическим инструментарием полиязычного образования. Представляя собой центральную стратегическую линию организации полиязычного образования, он лишь в комплексе с другими, наработанными в педагогике методологически значимыми подходами, может усилить позиции полиязычного образования.

Литература:

1. Жетписбаева Б.А. Теоретико-методологические основы полиязычного образования: автореф. дис. д-ра педагог. наук / Б.А. Жетписбаева Караганда, 2009. – 46с.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. - 262с.

3. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии. М.: Прогресс, 1977. - 159с.

4. Харитонова И. В. Системное исследование языка: философско-методологический аспект: автореф. дис. д-ра филос. наук / И.В. Харитонова. М., 2004. - 32 с.

5. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 449 с.

6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии. Хрестоматия по педагогической аксиологии. Москва: НПО МОДЭК, МПСИ, 2005. - 480с.