Педагогические науки/4. Стратегические направления

реформирования системы образования

д.п.н., Панькин А.Б.

Калмыцкий государственный университет, Россия

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», т.е. определение стратегии развития образования предполагает анализ и осмысление пройденного пути, извлечение исторических уроков. Целостное рассмотрение процессов развития российского образования позволило историкам образования (В.Г. Пряникова, З.И. Равкин) определить ряд повторяющихся, достаточно устойчивых закономерностей: уже с начала XVIII века они выделяют, прежде всего, парный характер преобразований, когда после реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы – изменение направленности (философии) образования, основных типов учебных заведений, содержания образования, - неизменно осуществляется стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам, несколько осовремененным в соответствии со спецификой социально-политической ситуации.

Эта же закономерность прослеживается и в истории развития школ России с этнокультурным содержанием образования. Различие только в том, что в ходе стабилизации, обычно, сворачивается деятельность школ национальных меньшинств: коренизированных, национальных и просто этнокультурно ориентированных образовательных учреждений.

Так, в XX веке выделяется три реформы-контрреформы образования страны, в том числе и школ с этнокультурным содержанием образования.

В 1917 – 1931 гг. – кардинально преобразуется вся система просвещения. С 1918 г. «школа национальных меньшинств» получает полноправное место в школьной системе. В 20-30 годы - создаются коренизированные школы, широко используется «национально-региональный компонент». В 1930-1940 гг. – необходимость понимания друг друга правительством и народами приводит к стабилизирующей контрреформе, начинается унификация образовательной системы страны.

Конец 50-х – вторая половина 60-х (содержание реформы отражено в Законе «Об укреплениии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г.) развиваются национальные школы. Преобразования конца 60-х – первой половины 80-х гг. носили характер контрреформы. С 1962 года руководство страны, продолжая процесс формирования единого советского народа с единым языком обучения, закрывает национальные классы, школы. Продолжается формирование унифицированной системы образования, эффективной в количественном распространении знаний. Национальной школой стала называться школа с нерусским контингентом учащихся, но с русским языком обучения. Реформа 1984 г. (Постановление «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы») - венец контрреформы.

Таким образом, просматривается парадоксальная закономерность: 10-15 лет реформа развития, затем в течении 30-40 лет - контрреформа, «стабилизация», стогнация этнокультурной школы, разрушение традиционного механизма воспроизводства этнокультуры (6).

Последняя пара реформ-контрреформ – конец 80-х гг. XX века –начало XXI в. С конца 80-х годов, на основе этнопедагогической концепции академика Г.Н. Волкова (2), начинается возрождение национальных школ, насыщается содержанием понятие «национально-региональный компонент». Этнокультурная тематика включается в учебный процесс. Многие этнокультурные темы изучаются на протяжении определённого, но ограниченного промежутка времени, а затем исключаются из учебного материала, подлежащего активной проработке.

К 2012 году успешно формируются контреформенные стабилизационные процессы в виде глобализации, ЕГЭ-изации, образовательных стандартов, из которых исчезает понятие «национально-региональный компонент». Венец стабилизирующей контрреформы – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (8). В нём только однажды, в гл. 8. «Государственное регулирование и управление в сфере образования», ст. 73. «Реализация государственной политики в сфере образования», в пункте 6. устанавливается, что субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации.

Но особенности истории российского образования и современные реалии дают основания прогнозировать, что субъекты Российской Федерации, скорее всего, воспользуются альтернативным правом – не разрабатывать и не осуществлять. Таким образом, этнокультурное образование, после принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» скорее всего исчезнет, по крайней мере, на ближайшие 30-40 лет.

В условиях глобализации единственным каналом передачи, воспроизводства и развития этнокультурного опыта становится этнокультурная коннотация (англ. connotation – добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова (1,203), содержания образования. Этнокультурная коннотация не ограничивается изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически ориентированных предметов. В её основе идея формирования этнической картины мира через содержание образования.

Согласно концепции «центральной зоны культуры», имеется стержень этнической культуры – центральная культурная тема этноса (система этнических констант), неотъемлемая часть его этнической картины мира, вокруг которой сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия» (10). Культурообразующая функция образования заключается в  сохранении и развитии структурных элементов центральной темы культуры этноса (системы этнических констант), через их систематическое использование в повседневной педагогической практике.

Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса, присутствующих во всех компонентах образовательной системы, как система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания и мышления, развивающая в ребенке уверенность в своих способностях (5).

Этнокультурная коннотация требует иного подхода к содержанию образования, с точки зрения адресата, поскольку содержание образования, в аспекте формирования определённых знаний должно различаться в зависимости от того, к какой именно культуре (культурному ареалу) принадлежат учащиеся, опора на их этнокультурный опыт. Освоение содержания образования организуется в виде систематически присутствующей сквозной этнокультурной темы – однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант. Понятие «сквозная этнокультурная тема», имеет интегративный характер – это однотемный по содержанию учебный материал, относящийся к какой-либо из важнейших сфер этнокультурного опыта (этническая константа).

Сквозные этнокультурные темы вводятся в самом начале обучения и продолжаются на протяжении всего учебного периода, постоянно присутствуют в учебном процессе, что позволяет педагогу неоднократно возвращатся к тематически однородному учебному материалу (с различной степенью интенсивности, обращаемости и по принципу концентрического нарастания трудностей). Они проходят (коннотируются)  через весь курс обучения, определяются программой и составляют ядро содержания образования всего учебного курса и связаны между собой отношениями преемственности.

Важнейшей задачей становится отбор, выявление принципов и разработка рекомендаций по эффективной организации содержания образования как сквозной этнокультурной темы на основе учебного концентризма.

Учебные концентры – самодостаточные объёмы учебного материала «однотемные сюжеты», связанные между собой содержательной преемственностью, информация и объём последующего больше и сложнее предшествующего, увеличением и усложнением сведений, движением от основной информации к периферийной (основополагающие сведения излагаются вначале, на них возводится вся система знания), а также соотнесённые с интеллектуальными возможностями учащихся и условиями обучения (3).

Понятие «учебный концентр» имеет имеет существенные признаки: постепенность, последовательность, восхождение от простого к сложному, от усвоенного к новому, обращаемость (повторение), разделение содержания на определённые совокупности качественно однотемной информации, на «минимумы», обладающие такими свойствами, как достаточность, законченность, завершённость, содержательная преемственность между ними, движение от первоначально вводимой основной информации к более периферийной, вплоть до факультативной, согласованность распределённого содержания с соответствующими отрезками времени. Учитель систематически возвращается к тематически однородному учебному материалу (с различной степенью интенсивности, обращаемости и по принципу концентрического нарастания трудностей)

Учебные концентры сквозной этнокультурной темы особенно эффективны при комплексном учёте трёх критериев – языкового, включающего в себя употребление языка как средства обучения; ознакомительного, реализуемого в пределах учебно-воспитательной целесообразности; этнокультурного, предполагающего учёт степени важности и первоочерёдности информации с этнокультурологических позиций.

Учебный процесс представляет собой движение от концентра к концентру, становится согласованным с этнолингвокультурологическим полем, обеспечивает организацию «сквозной этнокультурной темы». «Обращаемость» одной темы на различных уроках, тематический, межпредметный параллелизм позволяет ученику на определённый промежуток времени «погружаться» в определённый этнокультурный учебный концентр, что позволяет формировать и закреплять необходимые знания и качества личности ребёнка.

Образовательные системы, реализующие принцип этнокультурной коннотации, ориентированы на обеспечение полноценного базового образования по федеральным стандартам и приобщение детей к родному языку, культуре, истории, традициям, духовным ценностям, обеспечивают уважение ценностей собственной культуры, а также ценностей других народов, ответственности за сохранение и развитие родной и общемировой культурной традиции (5). Общечеловеческие ценности превращаются в конкретные, узнаваемые в своём духовном наследии. Только глубоко познав себя, можно понять общечеловеческие цели и ценности, и только этническое чувство делает индивида способным постичь всеобщее.

Основная функция образования заключается в трансфере этнокультурного опыта, зафиксированного в этнокультурных традициях и ориентированного, прежде всего, на воспроизведение единой этнической картины мира, на ценности, идеалы, интересы и верования, опыт и нормы, закреплённые в языке. Цель - сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, эмоциональное развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, воспитание в нём чувства ответственности за будущее этноса, включение в действие глубинных процессов, генетически связанных с особенностями психологии народа и выведением этих процессов на современный уровень.

Для того, чтобы сохранить этнокультурное содержание образования (речь уже не идёт о развитии) до следующей образовательной реформы, т.е. приблизительно до 2040 года, необходимо: в соответствии с учебным планом, структурные элементы центральной темы культуры этноса коннотировать в объективные, стабильные продукты учебного процесса – программы, учебники, учебные пособия - по всем учебным предметам и образовательным ступеням системы непрерывного образования.

Литература

1.     Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

2.     Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: Монография. – Элиста: 2009. – 576 с.

3.     Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997. 334 с.

4.     Сабольчи М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ // Перспективы. № 2, 1990.

5.     Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования [Текст]: Монография / А.Б. Панькин. – Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. – 380 с.

6.     Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград. Перемена. 2001. 446 с.

7.     Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

8.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Проект).

9.     Языковые права этнических меньшинств в сфере образования: Сб. материалов // Авт., пер. и сост. Г.В. Хруслов. М., 1994. С. 20-35.

10.  Shils E. Centre and Periphery // Polanyi M. (ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. – London, 1961.