Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

К.п.н. Хворостов Д. А.

Орловский государственный университет, Россия

Компьютер как новое средство обучения студентов

художественно-графического факультета

 

Специфика обучения студентов художественно-графических факультетов в основном основана на методе «работы от руки». Но вошедший за последние годы в нашу жизнь компьютер полностью изменил традиционный подход к обучению. Произошла глобальная компьютеризация рабочих процессов во всех сферах человеческой деятельности. Выпускник художественно-графического факультета уже не мыслим без знания нескольких профессиональных компьютерных программ. Процесс обучения тоже очень сильно изменился. Наряду с традиционными методами и средствами обучения, появились совершенно новые. Новый элемент педагогической системы - компьютер, может во многом изменить ее и позволит добиться интересного педагогического результата. Работа педагога, его живое слово  в сочетании с современными средствами обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, современные средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Активный переход современного общества от индустриального к информационному этапу развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования и совершенствования знаний основ информационной культуры. Знания современных информационных технологий становятся неотъемлемой частью любой предметной профессиональной области. Одно из современных требований к учебному процессу в Вузе является использование компьютера при изучении различных дисциплин. Работа преподавателя и студента, организованная с использованием компьютера становится более наглядной, интересной, технологичной.

В данное время существуют различные сайты электронных образовательных ресурсов. Их смело можно отнести к новым, компьютерным средствам обучения. Они поддерживаются и развиваются на Федеральном и Региональных уровнях. Федеральные образовательные ресурсы содержат перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Перечислим некоторые из этих сайтов: «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», «Образовательные ресурсы сети Интернет», «Российское образование. Федеральный портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».

В преподавании дизайна среды и интерьера особое внимание уделяется компьютерному проектированию, масштабированию и макетированию. Как показала практика, наиболее эффективное воздействие на студентов оказывает сочетание современных компьютерных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения, электронных образовательных ресурсов и традиционных средств обучения - наглядных пособий, технических средств обучения, дидактических материалов.

Студент, будущий дизайнер, не только художник, но и конструктор, чертежник, проектировщик и прораб. Он разрабатывает идею нового проекта сначала в эскизе, затем в чертежах и окончательно оформляет ее, визуализируя на компьютере. Поэтому акцент в обучении делается на объемно-пространственном проектировании. Студенты выполняют макеты геометрических фигур, различных предметов, объектов ландшафтного дизайна и городской архитектуры. Для плодотворной профессиональной работы на компьютере они должны освоить несколько графических пакетов: 3DStudio Max, ArchiCAD, Adobe Photoshop.

3DStudio Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей. С его помощью можно создавать реальные объекты окружающего мира - детали мебели, перспективы интерьера, сцены ландшафта.

Моделирование на основе стандартных объектов, часто является основным методом моделирования и служит отправной точкой для создания объектов сложной структуры, что связано с использованием примитивов в сочетании друг с другом как элементарных частей составных объектов. Сочетание различных примитивов друг с другом, например параллелепипед и шар, цилиндр, призма, может служить наглядным пособием на занятиях начертательной геометрией и черчением.

Программа 3DStudio Max позволяет выстраивать интерьерные и экстерьерные сцены и проектировать мебельные группы и отдельные предметы и аксессуары. Такое проектирование необходимо в обучении студентов отделений дизайн среды и искусство интерьера. Студенты отделения декоративно-прикладного искусства, художественной обработки дерева, металла, керамики с помощью программы 3DStudio Max выполняют эскизы будущих изделий в цвете и объеме с применением реалистичных текстур различных пород древесины, с использованием металлических поверхностей, имитацией глазурей и ангоб для керамики.

Встроенные визуализаторы 3DStudio Max и добавляемый к программе визуализатор V-Ray, дают возможность показать выполняемые проекты с максимальной технологической точностью и реалистичностью.

Использование 3DStudio Max при изучении курсов «Информационные технологии в дизайне», «Компьютерная графика», «Основы композиции в проектировании интерьеров (пропедевтика)», «Художественное проектирование интерьеров», «Материаловедение», «Отделочные материалы в интерьере», «Технология конструкционных материалов», «Начертательная геометрия и технический рисунок» позволяют наладить устойчивые межпредметные связи, выявить особенности применяемых в проекте материалов и технологий.

ArchiCAD - графический программный пакет САПР для дизайнеров и архитекторов, созданный фирмой Graphisoft. Программа предназначена для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также построения интерьеров, ландшафта, мебели и т. п.

При работе в пакете используется концепция виртуального здания. Суть её состоит в том, что проект ArchiCAD представляет собой выполненную в натуральную величину объёмную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, применяя реальные размеры. При этом используются инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, двери, лестницы, разнообразные объекты мебели. После завершения работ над «виртуальным зданием», дизайнер - проектировщик получает возможность извлекать разнообразную информацию о спроектированном объекте: поэтажные планы, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, презентационные материалы и пр.

При построении поэтажных планов применяются все законы и принципы черчения, что позволяет студентам лучше освоить разделы машиностроительного и строительного черчения и научиться применять полученные навыки на практике.

Adobe Photoshop многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Использование Adobe Photoshop на занятиях проектированием раскрывает широкие возможности для быстрого и качественно выполнения реалистичных эскизов, работе с аналогами, оформлении готовых проектов.

При внедрении новых средств обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. Как все новое, вместе с хорошим и прогрессивным, компьютер, принес и плохое. Началось полное отрицание ручного труда художника, нежелание учиться рисовать и чертить «от руки». Особенно это было заметно у студентов младших курсов еще не проходивших проектные производственные практики и нигде не работавших по специальности. Появилась иллюзия мгновенного успеха – полчаса посидеть за монитором, сделать что получилось, распечатать на цветном принтере, и восторг друзей обеспечен.

Эти тенденции отрицания старого и проверенного встречались в истории уже не раз. Изобретение фотографии поставило под сомнение существование живописи. Появление телевидения вроде бы не давало будущего театру. Но время все расставило на свои места.

Так и компьютер, после первых бурных восторгов от него, как от панацеи от всех художественных проблем, превратился  в рабочий инструмент художника. Компьютер не должен подменять собой все технические средства выполнения проекта – ручную прорисовку, архитектурную отмывку, гуашевые и акварельные проработки. Компьютер, только одно из технических средств проектирования. В то же время компьютер дает такие возможности профессионального и информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было, он позволяет наладить устойчивые межпредметные связи, по-новому объединить различные изучаемые предметы и циклы.

В данное время существует серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество изобразительного педагогического процесса. Поэтому приступая к планированию учебного процесса с использованием современных интерактивных средств, преподаватель должен знать методику обучения с применением компьютера.

Сегодня правомерно ставить вопрос о новой технологии обучения, которая давала бы преимущества, компенсирующие затраты на приобретение компьютеров, профессиональных компьютерных программ и на овладение навыками работы с ней. Для этого нужен поиск принципиально новых перспективных решений использования компьютера как эффективного средства обучения.

 

Литература

1. Александр Ефремов. Цифровая фотография и Photoshop. Уроки мастерства — СПб.: Питер, 2009. - 192 с.

2. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа.. — К.: Диалектика, 2005. -736 с.

3. Сергеев А. П., Кущенко С. В. Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и CorelDRAW - два в одном. Самоучитель. - М.: Диалектика, 2006. - С. 544.

4. Хворостов Д. А., Краснова. Я. Н. Проектирование интерьеров. Использование программы 3D Studio Max на занятиях со студентами отделения Искусство Интерьера. Учебно-Методическое пособие. Орел. 2010, 77 с. С ил.

5. Хворостов Д. А. Интерьер в истории русского изобразительного искусства и современные компьютерные технологии. Вестник Орловского государственного университета. № 1, 2011.

        6. Хворостов Д. А. Компьютерная двумерная графика как инструмент подготовки профессиональных кадров на художественно-графическом факультете. Вестник Орловского государственного университета. № 3, 2011.

7. Хворостов Д. А. О профессиональной подготовке художника – проектанта. Компьютер и работа «от Руки». Вестник Орловского государственного университета. № 3, 2011.

8. Шимко В.Г. Архитектурно- дизайнерское проектирование. Основы теории/ В.Т. Шимко. – Учеб. пособие. – М.: Архитектура, 2004, –  296 с.