Педагогические
науки / 5. Современные методы преподавания
Матюшина Л. Е.
ГОУ ВПО Московский Городской
Педагогический Университет
музыкально-педагогический факультет
кафедра пения и хорового
дирижирования
Потенциал
полимодальных методов обучения
на
уроке музыки в начальной школе.
За время существования урока музыки как части
учебной программы в общеобразовательной школе сложилась определенная структура
музыкальной деятельности, с закономерностями организации, видами, компонентами,
и системными особенностями. Из исследовательских работ за последнее десятилетие
по влиянию музыкальной деятельности на развитие младших школьников большая
часть ~93% рассматривает каждый вид музыкальной деятельности обособленно, и
лишь ~7% - как целостную систему. Из проведенного опроса среди учителей музыки
(со стажем более пяти лет и молодых специалистов) выяснилось, что большинство педагогов
(~88%) определяя цели и задачи урока,
перспективу занятий выбирают виды музыкальной деятельности, которые им
предпочтительней. Все это не соответствует основной цели музыкального
воспитания, а именно, всестороннего развития личности ребенка. В связи с этим,
возникает необходимость поиска определенных методов обучения, которые позволят
учителю: учесть индивидуальные особенности восприятия информации каждым
учеником (аудиальной, визуальной, кинестетической, полимодальной), оценить
степень включенности школьников в учебную деятельность, создать условия
организации музыкальной деятельности, систематизировать виды музыкальной
деятельности, проанализировать качество усвоения видов музыкальной
деятельности, определить целенаправленность и перспективу учебного процесса. Проанализировав
различные классификации методов, мы пришли к выводу, что для урока музыки
больше соответствует классификация по источнику получения информации [1,134].
Основных, ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук,
изображение, мышечное усилие и комплекс этих ощущений. Соответственно этому мы
определили четыре группы методов
обучения: аудиальные (звуковое восприятие), визуальные (зрительное восприятие),
кинестетические (тактильно-мышечное восприятие) и полимодальные (смешанное
восприятие информации). Полимодальные методы обучения –
аудиовизуальные, визуально-кинестетические, аудиально-кинестетические,
аудиовизуально-кинестетические не только формируют различные
виды музыкальной деятельности: слушание-восприятие, исполнительство, творчество, но и создают условия для
индивидуально-творческого, и личностного развития учащихся. Урок музыки – это урок
искусства, и уровень профессиональности учителя музыки определяется тем, как на
практике реализуется принцип индивидуального, творческого подхода к каждому
ребенку. Проблема индивидуализации
обучения, одна из основных психолого-педагогических проблем современного урока.
Сложности заключаются не только в необходимости поиска возможностей
индивидуального подхода, но в
отсутствие конкретного способа решения данной проблемы. Все дети воспринимают,
запоминают и усваивают материал по-разному. Некоторые дети, с интересом прислушиваются
к звукам, им важно, что они слышат (аудиалы), кому-то необходимо чувствовать,
двигаться под музыку, трогать руками, ощущать (кинестетики), другие дети воспринимают зрительные образы, запоминая, рисуют под музыку
(визуалы). Конечно, ребенок воспринимает мир всеми пятью чувствами, однако
сталкиваясь с новой информацией, часто использует ведущую модальность
восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности
восприятия в наибольшей степени оказывают влияние на процесс обучения ребенка. И
поиск путей и средств обучения должен происходить с учетом особенностей каждого
ребенка. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что
обучение эффективно тогда, когда происходит с опорой на ведущую модальность
восприятия ребенка.[2,68] Если способ передачи информации совпадает с ведущей
модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его
запоминает. А в связи с возрастными особенностями младших школьников, если
педагог переключается с ведущей модальности на другую, при переводе информации
в свою модальность, дети 7-12 лет временно отключается от реальности и в этот момент не слышат и не усваивают
последующую информацию. Именно поэтому на уроке музыки доминирующими методами
обучения должны являться полимодальные методы обучения, так как:
- в процессе применения полимодальных
методов обучения знания, умения и навыки учащихся приобретают, прочность,
разносторонность, активность;
- использование полимодальных методов
формирования музыкальной деятельности позволяет детям гармонично развиваться,
накапливать музыкально-образный, музыкально-языковой тезаурус, привлекать в
постижении музыки всю глубину, широту, чувственного, эмоционального,
когнитивного опыта.
- применение полимодальных методов в
организации музыкальной деятельности делает учебный материал доступным к
пониманию всех детей без исключения;
-
позволяет даже на групповых занятиях сделать восприятие материала
индивидуальным и творческим.
Изучение
полимодальных методов обучения стало актуально только в последнее десятилетие
(появилось несколько исследований связанных с использованием полимодальных
методов на уроках музыки), но описание и применение этих методов имеет
встречается в трудах И. Ньютона, А. Римингтона, А.Б. Гектора, Т.Вильфреда, Ч.А.
Измайлова, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, П.В. Яньшина, Б.М Галеева, И.Л. Ванечкиной и д.р.
Частично полимодальные методы обучения применяются, например, в
выражение музыкального образа в различных знаковых системах средствами
музыкально - пластического интонирования, изобразительного искусства,
художественного слова; в компьютерных технологиях; созданиях музыкально-литературных
композиций с привлечением произведений изобразительного искусства, проявляются
в художественных обобщениях; в создании художественного контекста,
предполагающего соединение разных видов искусства в едином художественном
действии; в программах, основанных на синтезе искусств. Применение
полимодальных методов, также позволяет осуществлять: краткий (оценочный)
анализ урока - общую оценку
образовательно-воспитательной функции урока, характеризующуюся решением образовательной,
воспитательной и развивающей задач и дающую оценку их реализации; структурный
(поэтапный) анализ - выявить и оценить доминирующие структуры (элементы) урока,
их целесообразность, обеспечивающие организацию музыкальной деятельности
учащихся. Полимодальные методы позволяют оценить урок музыки в полном объеме,
выявить его перспективу, структуру, целостность урока, рассмотреть детально и
всесторонне изучить и оценить под определенным углом зрения какой- либо стороны
или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Полимодальные методы обладают так же системообразующим характером по отношению
к музыкальной деятельности, что достигается за счет соотнесения целей задач, их
анализа, оценки по параметрам - характера, количества, качества (сочетания друг
с другом), проектирование во времени, это
позволяет предвидеть результаты обучения и эффективней воплощать задуманное на практике.
Литература:
1.
Кушнер
Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое
пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. -с.66
2.
Паламарчук
В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Просвещение, 1982. - с.
235