Никитина М.В.

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Категория сравнения

 

         По данным толковых словарей «сравнение» это – 1. действие по глаголам «сравнить», «сравнивать»; результат этого действия – названные указанные черты сходства; 2. фигура образной речи – уподобление одного предмета другому.

         Степени сравнения – формы качественных имен прилагательных и наречий, служащие для обозначения различных степеней качества: положительная, сравнительная, превосходная степени сравнения [6, c. 1003].

         «Сравнительный» – основанный на сравнении, выражающий сравнение, служащий для сравнения, полученный в результате сравнения: сравнительное языкознание, сравнительно-исторический метод.

         «Сравнить» – сопоставить для установления сходства или различия.

         «Сравниться» – оказаться равным кому-, чему-либо, одинаковым с кем-, чем-нибудь в каком-нибудь отношении.

         «Сравнение» – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому [4, c. 749].

         По данным словарей лингвистических терминов: «сравнение» – 1. понятие большей или меньшей степени качества, находящее своё выражение в грамматической категории степеней сравнения имен прилагательных и наречий; 2. троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака [5, c. 459].

         «Сравнения» – понятия равенства-неравенства, большей или меньшей степени качества, находящие выражение как в грамматической категории степеней сравнения прилагательных и наречий, так и в лексике и фразеологии [1, c. 449].

         По данным «Поэтического словаря» А. Квятковского: «сравнение» – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

         Поэтика сравнения сложна и до сих пор теоретически не разработана. В системе разнообразных поэтических средств выразительности сравнение является начальной стадией, откуда в порядке градации и разветвления вытекают почти все остальные тропы – параллелизм, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и пр. В сравнении – истоки поэтического образа. Простейшая форма сравнения выражается обычно посредством подсобных слов – «как», «точно», «будто», «словно», «подобно», «как бы», «как будто», «похож на», «вот так бы» и т.д. [2, c. 280].

         Данные специальных исследований, посвященных явлению сравнения: в книге М.И. Черемисиной «Сравнительные конструкции русского языка»: сравнение понимается как особый синтаксический смысл, обусловленный спецификой синтаксической организации высказывания.

         «Сравнения», по мнению Р. Юсупова, это такая часть тропов, которая более всего характеризуется общими свойствами в разных языках. Автор считает, что сравнения состоят из двух основных видов: 1) так называемые языковые, или, общенародные, т.е. сравнения, созданные народом, и 2) индивидуальные, т.е. сравнения, созданные отдельными мастерами слова.

         В.А. Маслова полагает, что одним из ярких образных средств, способных дать ключ к разгадке национального сознания, является «устойчивое сравнение», что устойчивое сравнение не только понятие, фигура речи или стилистический прием, но особое языковое явление, особая языковая единица, наделенная значением и особой формой его выражения… Поэтическое сравнение – ещё более простой способ уловить национальную специфику видения конкретного предмета, явления [3, c. 145-146].

         В филологии сравнение рассматривается как один из видов тропа (в литературоведении); как грамматическая категория степеней сравнения (в лингвистике); в психологии как один из видов мыслительных процессов; в философии – как мощное средство познания мира. Естественно, мыслительный процесс и средство познания мира как раз и заложены в устойчивых сравнениях, т.е. сравнение в них представлено как способ познания мира. Индивидуальные (авторские, поэтические) сравнения – способ представления эмоции и оценки говорящего, пишущего (автора). Такие сравнения как «океан пек тарăн куçсем», «мир – огромное озеро» придают особую экспрессивность высказанному; они призваны поразить читателя (слушателя) красотой, глубиной, необычностью сравнения (высказывания).

 

Литература:

 

1.     Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 608 с.

2.     Квятковский, А. Поэтический словарь / А. Квятковский. – М.: Сов. энциклопед, 1966. – 369 с.

3.     Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. – М.: Наука, 2001. – 204 с.

4.     Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2 издание, исправленное, дополненное / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.

5.     Розенталь, Д.Э. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1976. – 543 с.

6.     Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2007. – 1239 с.

7.     Черемисина, М.И. Сравнительные конструкции русского языка / М.И. Черемисина. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1976. – 181 с.

8.     Юсупов, Р.А. Сравнения / Р.А. Юсупов // Соотношение разноструктурных языков и вопросы перевода. – Казань, 2005. – 227 с.