Филологические науки/ 9. Этно-, социо- и психолингвистика

 

Д-р филол. н. Ерофеева И.В.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия

Цвет как архетип в медиатексте:

 особенности репрезентации

Архетипы есть некие суммированные первичные представления о мире и жизни, которые передаются по наследству и составляют структуру видения бытия. Современная наука утверждает, что архетипы раскрывают свое содержание иконически, посредством изобразительной формы, черты которой обусловлены культурной средой, национальной философией и креативным потенциалом репрезентанта. Обнаруживая  свое присутствие в символически-образной форме, архетип воздействует на ощущения человека через неразрывно связанные между собой образ и эмоции.

Автору медиатекста желательно стремиться к устойчивости архетипа. В современных условиях глобальной информационно-психологической войны идет яростный «штурм символов» (К. Юнг), позволяющий трансформировать традиционную систему ценностей.

Цветовая гамма является частью архетипических представлений. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, берет начало в той эпохе, когда человек научился использовать природные краски. С момента своего возникновения цветовой символизм был неразрывно связан с магией и религией. В язычестве цвет непосредственно отождествлялся с божеством, в христианстве он стал атрибутом божественных сил. Цветовая триада – красный, черный, белый – воспроизводит архетип человека и человеческого общества. Именно в цветовых предпочтениях отражается специфика определенной культуры, на протяжении всей истории мировой цивилизации различные цветообозначения выступали в функции идентификатора антиномии «мы-они», отражая разнообразные межгрупповые и национальные отношения [подробнее см.: 2].

Учеными семантика цвета стала разрабатываться в середине ХIХ в. Психология цвета относится к классическим темам в сравнительно-культурной психологии и этнопсихолингвистики, так как архетипическое содержание цвета определяется, как уровнем общечеловеческих психофизиологических свойств отражать характеристики предметов, так и реальными условиями формирования и существования народа. В подсознании цвет представлен физиологической составляющей и психическим настроем, он имеет смысловое духовно-общественное выражение, он – символ определенных ценностных категорий, идей и вечных начал.

Расчленение цветового спектра осуществляется при активном участии языка, соответственно разные народы при решении задач на узнавание цветовых оттенков используют разные языковые стратегии. Потенциальная возможность считывать и вербально оформлять цветовую гамму находится в зависимости от многих факторов, среди которых доминирующими являются среда и климатические условия. Иными словами, тот человек, кому проще обозначить цвета, наблюдаемые с детства, легче их узнает. Например, представители народности беринмо с Новой Гвинеи термином «нол» охватывают синий, зеленый и фиолетовый цвета. А в языке эскимосов существует около двадцати слов для обозначения белого цвета, ассоциирующегося со снегом [подробнее см.: 4, с. 65].

Цветовой спектр – недискретный континуум, образуемый плавным изменением длины световой волны (которые воспринимаются глазом как разные цвета). В природе существуют цветовые волны, длина которых варьируется в диапазоне, а сам цвет является результатом деятельности мозга и глаза.

Современная психология выделяет в цветовом зрении несколько качественных уровней: ощущение цвета (простейший психологический акт), восприятие цвета (сложный процесс, опосредованный рядом психологических законов) и чувство цвета (эстетическая и эмоциональная сферы восприятия). Соответственно, в медиатексте целенаправленная концентрация внимания (через картинку или лексические средства) на определенной цветовой гамме вызывает ту или иную совокупность чувств и эмоций, обусловленных культурно-исторической спецификой и отправляющей нас к некой системе ценностей.

По утверждению А. А. Потебни, названия цветов имеют непосредственное отношение к свету, именно поэтому цвета принимают символические значения [3, с. 28]. Тот или иной цвет образует особое поле ключевых значений, которые, фокусируя чувственную энергию, обладают целым спектром информационно-эмоционального воздействия. Так, например, красный цвет в Америке символизирует любовь, в Китае – торжество, в России – высокую активность (он «дразнит и раздражает»). Желтая гамма в Америке означает процветание, в Бразилии – отчаяние, в России – яркость, нелепость, детскость (чеховский Лопахин предстал в «Вишневом саде» в желтых ботинках). Голубой цвет в Китае сопутствует трауру, в Америке знаменует веру и надежду, а в России ассоциируется с духовной (небесной) чистотой. Зеленый цвет в Германии символизирует природу, здоровье и свежесть, а в Индонезии вызывает сугубо неприятные ассоциации.

Столь же неоднозначное отношение в разных культурах существует и к черному цвету. В Германии он ассоциируется с функциональностью и практичностью, что обуславливает его активное использование в автомобильной промышленности, во Франции черный цвет вызывает печаль и грусть. Черный цвет, «вышедшей из огня», имеет значение «безобразия, ненависти, печали, смерти», противоположное переносным значениям света [подробнее см.: 3, с. 32]. В монашестве черное одеяние подчеркивает «ритуальную смерть» – смерть для мира, уход из суеты бытия. В рамках российской модели мира черный цвет символизирует также зло, грех, ад и смуту. В одном из репортажей о Норд-Осте журналист Ирада Зейналова удачно использует черную цветовую гамму в совокупности с еще одним архетипом «дом»: «Дети очень хотели спрятаться, как в игре, когда можно крикнуть: «Я в домике». И уже не осалят. И когда в черную-черную комнату уже не войдет черный-черный человек» (Вести - Россия. 2002. 3 ноября).

В современной журналистике, авторы, увы, не часто прибегают к акцентуации ментальных ценностей с помощью цветового архетипа, тем самым игнорируя достаточно яркую технику создания «эффекта присутствия» в визуальном и смысловом аспектах. Вербальное обозначение цветовой гаммы создает живописный образ реальности в воображении аудитории, дополнительно позволяет «играть смыслами» в небольшом отрезке текста (например: «Время, в котором мы с  ним жили, было, как у Бродского, серой краской окрашено. А он появился светлый, звонкий, лучистый, принес в нашу жизнь разноцветье. Первым надел жабо, яркие пиджаки. И сдвинул с этой черной тональности всю страну». КП. 2008. 28 октября).

Осознанное использование цветового архетипа в медиатексте – процесс, требующий соблюдение ряда неукоснительных правил. Прежде чем выбрать архетип для введения в медиапроизведение, необходимо определиться с темой – идеей целого текста или его отрезка, затем сформулировать те чувства, настроения и ассоциации, которые автор желает вызвать у аудитории. Лишь следующий этап творческого процесса связан с поиском подходящего для используемой фактуры архетипа. Далее начинается активная работа над стилем преподнесения материала, канвой сюжета, композицией, изобразительным архетипическим рядом (в зависимости от канала коммуникации). Выбор технического инструментария подчиняется правилу «единства и непротиворечивости текста»: медиапроизведение должно быть релевантным, лаконичным и понятным в своей целостности.

В целях соблюдения принципа «прозрачности текста» желательно ограничить введение архетипов в количественном аспекте. Использование уже двух ментальных образов рождает качественный (смысловой) дисбаланс.

Следует подчеркнуть, что цветовые архетипы всегда привлекательны для аудитории. Использование последних в журналистском тексте позволяет усилить подсознательные впечатления, «всколыхнуть забытые воспоминания» (К. Г. Юнг). Сакральные образы обеспечивают недостающее звено между мотивацией потребителя СМИ и реализацией медиапродукта. Внутреннее поле символа завораживает, его эмоциям и «специфической энергии» противостоять практически невозможно.

Архетипы не вызывают отторжения, воспринимаются как знакомый контекст, стимулируя эффект доверия к информационному продукту, так как первообразы представляют собой врожденные идеи, мысленные представления, изначальные, испокон века существующие образы восприятия и действования.

Архетипы помогают за минимальное количество времени донести максимум информации. Удачно воплощенный архетип позволяет ощутить реальность во всем ее многообразии, в мельчайших каплях смысла, предлагаемый факт превращается в чувственно-интеллектуальную целостность, в которой, несмотря на идейный стержень, существует множество значений.

И, наконец, основное преимущество использования цветовых архетипов в медиатексте. Первообразы, будучи средством концентрации национальных представлений, при грамотной репрезентации не влекут за собой деструктивных эффектов воздействия на аудиторию. Адекватные операции с архетипами в процессе воздействия на аудиторию оживляют сложившуюся систему ценностей и необходимых для существования святынь.

 

Литература:

1.     Капран В. И. Психология и разработка рекламной продукции. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2.     Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.

3.     Потебня А.  А. Полное собрание трудов: мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.

4.     Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2006.

5.     Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Акад. Проект, 2007.