Бурносова И. В.

Концепция  взаимоотношений человека и природы

в творчестве И. Д. Пиняева

 в контексте философской лирики Мордовии

 

Феномен экологического сознания, широко распространившийся в философии  второй половины XX века, был вызван к жизни осознанием кризисной ситуации взаимодействия человека и природы. В этот период природная основа существования человека подвергалась стремительному разрушению вследствие его технической деятельности. Осознание этого привело к необходимости переоценки ценностей и формирования чувства ответственности за сохранность биосферы земли. Эта философская проблема, в одночасье ставшая глобальной, нашла отражение в художественной литературе, в том числе, и литературе Мордовии. Прямым следствием экологического кризиса является разрушение творческой атмосферы. В связи с этим, уместно высказывание Д.Р. Винера, который подчеркивает, что «природа часто мыслится как живая муза… На почве ущербной, деградирующей природы никогда не смогут пробиться ростки поэзии» [Винер, 1995: 84]. Таким образом, мы наблюдаем смену парадигмы сознания (от устроителя и покорителя природы  - к осознанию себя как части всего живого).

На поэтическом пространстве Мордовии, одним из первых  современное состояние отношений человека и природы как угрозу для общества обозначил И.Д. Пиняев. В его многочисленных стихотворениях философские идеи обусловлены активной позицией человека, живущего среди природы, ощущающего происходящие в ней изменения и склонного анализировать их причины. В воссоздании природных образов основополагающей становится философская мысль. И.Д. Пиняев объединил природу и поэзию в единое целое, обозначив невозможность существования одного без другого:

«В легкой дымке, в буйстве белоцвета / Яблони стоят, как на подбор… / Вот из белой кипени бы этой / Выткать мне стихов своих узор! / В строчки бы вдохнуть такую силу, / Силу доброй матушки-земли, / Чтоб сказала милая Россия: / – Яблони мои не зря цвели…»[Пиняев, 2005: 43].

Налицо принцип извечного круговорота: поэт живет, чтобы воплотить в стихах гармоничную естественную красоту, которая создается природой и является основным стимулом его творчества. По свидетельству                          А.В. Алешкина, «природа, окружающая человека, обстановка быта, подмеченная пытливым взглядом, становится у И.Д. Пиняева своего рода философской школой… Поэт увлечен богатством и щедростью природы, несущей людям радость и красоту и пейзажи родного края он разворачивает перед читателем в картину, необычайно емкую по своему звучанию, непроизвольно перекликающуюся с раздумьями поэта о полноте и радости человеческого бытия» [Алешкин, 1975: 72]. Таким образом, природа облагораживает внимательного к ней человека, формирует не только внутреннюю красоту, но и высокие нравственные и творческие качества.

Несмотря на очевидность обоюдной выгоды, союз природы и человека все чаще нарушается. Главной причиной этого поэт считает изменение мировоззрения современников. Идея покорения природы, распространенная в философии XX века, породила понимание природы как неодушевленной материи, лишенной активной энергии. Вся сила, согласно этой концепции, концентрируется в воздействующем субъекте. И.Д. Пиняев опровергает эту точку зрения, призывая вспомнить, что человек – не единственное существо во вселенной, имеющее право на свободное, естественное существование: «Все живое в мире хочет жить, / К солнцу рвется каждый лист на ветке. / Выпускайте птиц, друзья, из клетки / Дайте в небесах им покружить…»[Пиняев, 2005: 71].

Интересно отметить, что позиция И.Д. Пиняева, высказанная в XX веке, перекликается с выводами философов XXI века. В частности, Е. Новак  утверждает, что «доминантой развития человечества становится сохранение биосферы. Реализация доминанты на практике означает отказ от стихийных действий и переход к осознанному согласованию общественных потребностей с окружающей средой» [Новак, 2007: 15]. Новый взгляд на природу предполагает проявление внутренней культуры личности, возрождение естественной системы ценностей. Герои стихотворений И.Д. Пиняева воспринимают природу как источник поэзии и сосредоточие гармонии. Они вдохновляются ей, восхищаются, робеют перед ней, через нее познают мироздание. Поэт утверждает, что соединиться с природой может каждый человек в отдельности, и у каждого это будет происходить по-своему. Общего алгоритма не существует. По мнению           Л.И. Василенко, «опыт слияния себя с окружающей жизнью обычно остается за рамками теоретических построений, но он важен для гармонизации отношений человека с миром, для очищения и наполнения его действий энергией, побуждающей к совершению нравственной правды» [ Василенко, 1995: 41].

«Гармонизация отношений», по нашему мнению, в данном случае означает процесс построения конструктивного диалога между сознанием человека и природным созиданием, основанного на взаимном доверии и понимании сторон: «Всем, всему живущему – свободу! / Утверждает так природа-мать. / Не стремитесь покорять природу, / Вы ее учитесь понимать…» [Пиняев, 2005: 71].

Литература

1. Алешкин, А. В. Лирика русских поэтов Мордовии / А. В. Алешкин //Вопросы мордовской литературы: труды, выпуск 51.  – Саранск :        Мордов. кн. изд-во, 1975. – С.

2. Василенко, Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму / Л. И. Василенко // Вопросы философии. – 1995. – № 3. – С. 37-42.

3. Винер, Д. Р. Экологическая идеология без мифов / Д. Р. Винер // Вопросы философии. – 1995. – № 5. – С. 82-97.

4.  Новак, Е.  Экология вместо идеологии /Евгений Новак  //Свет: природа и человек . – 2007. – № 3. – С. 12-15.

5. Пиняев, И. Д. Мой край заветный: стихотворения / И. Д. Пиняев. – Саранск :  Мордов. кн. изд-во, 2005. – 120 с.