Философия/2. Социальная философия
К.и.н.
Григоров Е.В.
Барнаульский
юридический институт МВД России, Россия
О правой и левой критике основ современной цивилизации (Рене Генон и Ги
Дебор)
Le
libéralisme a mauvaise presse en France[1]. Это выражается в частности в том, что критика
либеральных, капиталистических принципов организации общества сближает даже
непримиримых врагов. Благодаря чему, отчасти, был выработан тезис «о совпадении
правого и левого экстремизма», что, конечно, далеко от действительности. Выявление
точек совпадения в критики современного общества в трудах классиков правого и
левого движения позволяет понять как проблемные узлы современного политического
мэйнстрима, так и глубже проникнуть в сущность крайне правых и кране левых
идеологий.
Предметом нашего анализа стало творчество
гипертрадиционалиста Рене Генона и основателя крайне левого, анархистского
Ситуационистского Интернационала Ги Дебора.
Взгляды этих мыслителей на цели
общественного развития, на структуру общества, на ход и направление
исторического процесса диаметрально противоположные. Ценности одного, чаще
всего – антиценности другого.
Р. Генон видит общество строго
иерархическим, сакральным, управляемым интеллектуальной элитой. Развитие
общества – это цикличность от торжества сверх рационального, сверхчеловеческого
Принципа – Бытия к его угасанию, материализации, это движение от высшего к
низшему, упадок. «Этот процесс нисхождения проявления (Принципа – Е.Г.) можно было
бы назвать «прогрессирующей материализацией», так как сам Принцип соотносится с
чистой духовностью, являющейся его прямым выражением» [2]. Для Ги Дебора исторический
процесс, напротив, тождественен прогрессу, ведущему к установлению абсолютного
равенства, истинной демократии в виде Советов, отмене всякой иерархии. Ведущей
силой такого прогресса является пролетариат, массы. Принципу Единства Генона,
выраженного в монархии, в структурированном кастовом обществе, основанном на
Традиции, Дебор противопоставляет анархический идеал свободных людей,
осуществляющих прямую демократию и организованных в свободные, открытые для
входа и выхода, самостоятельные общины, связи между которыми возникают и
прекращаются по мере необходимости.
Трудно представить себе, что эти мыслители
смогли бы между собой о чем-нибудь договориться, но ситуация кардинально
меняется как только речь заходит о современном западном обществе. Читая тексты
посвященные современному укладу, трудно определить какие из них принадлежат
Дебору, а какие Генону.
Рене Генон первым разработал концепцию
«современности», «современного языка» как основу любых возможных высказываний,
теорий современной социально – политической мысли, и противопоставил ее
Традиции «языку Традиции». Кроме того, он ввел в эту дихотомию этический
аспект. Традиция – это положительный полюс, Современность – отрицательный. По
Генону, пишет его российский последователь А.Г Дугин, «современность… наше
пресловутое «всё», есть навязанная нам злономерная, аномальная, порочная,
глубоко неорганичная и негармоничная, искусственного происхождения иллюзия,
артефакт, симулякр, махинация, а вовсе никакое не «всё» [3, с. 25].
Ги Дебор использует для характеристики
современности термин «спектакль», но его признаки практически совпадают с
признаками «современности» Генона. «Спектакль – это техническая реализация
изгнания человеческих сил в преисподнюю; это окончательное разделение внутри
человека» [4, § 20]. «Спектакль – это псевдосакральная сущность» [4, § 25].
Другой основатель Ситуационистского интернационала Рауль Ванейгем выразился еще
более прямо: «спектакль открывает свою истинную природу: болезнь» [5, § 20]. У
Р. Генона мы встречаем: «анормальная и извращенная цивилизация» [2],
«беспрецедентным является возведение целой цивилизации на чисто негативных
основаниях» [2]. И общим выводом звучат слова Р. Генона: «в современной
западной цивилизации полностью отсутствуют элементы, необходимые для того,
чтобы она была нормальной» [2].
Что же больше всего вызывает неприятие, в
современной цивилизации, у этих авторов.
Современное общество это итог развития
либеральных принципов, тесно связанных с товарным капиталистическим
производством. Победивший класс буржуазии видит свой главный интерес в
экономической сфере. Это привело к тому, что «спектакль есть не что иное, как
экономика, развивающаяся ради себя самой» (Дебор) [4, § 16] или «современная
цивилизация вступила на путь деградации, завершившихся обращением к уровню
нижайших элементов в человеке и ориентацией на удовлетворение его наиболее
грубых, материальных запросов» (Генон) [2]. В результате меняется соотношение
таких фундаментальных понятий как цель и средство, бытие и становление,
качество и количество, время, труд и т.п. «В спектакле, который является
образом господствующей экономики, цель – ничто, развитие – всё, спектаклю не
нужно ничего иного, кроме себя самого» (Дебор) [4, § 14], «… движение и
изменение прославляются сегодня ради них самих, а не ради той цели, к которой
они должны были бы привести» (Генон)[2]. Становление заменило бытие.
«Становление оказывается единственной формой существования бытия» [3, с. 33].
Количественное накопление становится самоцелью, но такое бесконечное накопление
теряет смысл. Время превращается в бесконечную череду не ведущих никуда
событий. Труд в процессе своего постоянного воспроизводства, так же, теряет
осмысленность. Человек в таком мире не живет, а выживает. Смысл жизни человека
и цель развития общества в современной цивилизации абсолютно утрачены.
Экономизм современного мира вызывает общее
упрощение и деградацию мира, потерю «цветущей сложности» (термин К. Леонтьева).
«Вместе с возникновением спектакля утрачивается былое единство мира» (Дебор) [4,
§ 29], а на самом деле «в универсальном порядке во главе иерархии стоит
Единство, поскольку именно Единство, Единица есть изначальный принцип, из
которого происходит в дальнейшем всякая множественность» (Генон) [2].
Утрата сложности связывается Р. Геноном с
индивидуализмом, который он рассматривает «как главную причину настоящего
упадка Запада» [2]. С чем, безусловно, соглашается Г. Дебор: «В спектакле одна
крошечная часть мира хочет выдать себя за весь мир в целом, она даже считает
себя лучше и полноценнее этого мира» [4, § 29]. Если Традиция это, прежде
всего, холистический взгляд на мир, то «разделение – это альфа и омега
спектакля» [4, § 25].
Человек, как в крайне правой, так и в
крайне левой антропологии, более сложный феномен, чем в либеральной трактовке.
У традиционалистов он встроен в сакральную, иерархическую структуру мира, у
анархистов, он как открытая система, может стать кем угодно. И те и другие
видят цель и предназначение человека выходящими за пределы простого выживания в
материальном мире, они ставят сферу духа над сферой материи. Они ждут и готовы
принять новый качественный этап человеческого бытия.
Литература:
1. Colombani A. Un ou plusieurs libéralismes ? // http://www.laviedesidees.fr/Un-ou-plusieurs-liberalismes.html?decoupe_recherche=conservatisme
2. Генон Р. Кризис современного мира // http://www.philosophy.ru/lib/relig/
3. Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., Арктогея-Центр,
2002.- 624 с.
4. Дебор Г. Общество спектакля // http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/
society_of_spectacle.html
5. Ванейгем Р. Прописные истины // Internationale
Situationniste/ - № 7. – 1963. http://avtonom.org/old/lib/theory/vaneigem/pi/part1.html