Философия / 2. Социальная философия
к.ф.н., Полюшкевич О.А.
Иркутский
государственный университет, Россия
Универсальность социокультурной
солидарности
Любые общественные трансформации не происходят
случайно. Они являются закономерным результатом постепенного развития,
переосмысления и переоценки прошлого опыта. В последнее время, все чаще
говорится о необходимости проявления общественной солидарности. Солидарность – это общественное
состояние, выраженное в интеграции восприятия и реагирования на любые социальные
изменения, касаемые всех сфер жизни человека и общества. Социальная
солидарность также проявляется в степени или типе сплоченности, проявляемые
обществом или группой. Солидарность можно определить как принцип социального
существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов
отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов
находятся в равновесии с интересами общности.
Солидарность следует рассматривать как механизм
социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного
организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов
общества для индивидуального и всеобщего блага.
Мы же полагаем, что социальная солидарность
невозможна без формирования социокультурной солидарности общества.
Социокультурная солидарность – это система взаимосвязи культурно-исторических
особенностей индивида или группы людей в конкретных социальных условиях. Законы
функционирования социокультурной солидарности не имеют территориальных
исторических или каких-либо других границ – они универсальны.
Ряд отечественных и зарубежных ученых занимались
вопросами социокультурного развития (А.С. Ахиезер [1], З. Бауман [2], У. Бек
[3,4], П. Бергер и Т. Лукман [5], С.Н. Гавров [6], Э. Гидденс [7], Л.Г. Ионин
[8], Н.И. Лапин [9], П.А. Сорокин [10], П. Штомпка [11] и другие), но никто из
них не затрагивал процессы солидаризации общества на социокультурной основе. Мы
полагаем, что любые формы социальной солидарности в сфере экономики и политики,
бизнеса и образования формируются на социокультурном основании.
Процессы социокультурной солидарности строятся
по принципу "структура – процесс". Социокультурная солидарность это
процесс выражения разнообразных черт глобализации. Изменение социальных условий
(все большее и большее включение глобалистских тенденций) ведет к трансформации
социокультурной солидарности.
Чтобы социокультурная система была устойчива – необходимо применять
систему ограничений, в рамках которых и будет развиваться коммуникация. В
российском обществе, данную систему контроля осуществляла власть через
ограничение взаимодействия с внешней религиозной, социальной, культурной
средой. Таким методом формировалась идентичность русских – через воспроизводство
своей культурной, религиозной, социальной идентичности, через социальный
контроль власть ограничивала процесс социокультурной динамики и трансформации.
Данная политика плодотворно влияла на формировании уникальной русской культуры,
но в то же время тормозила процессы коммуникации с другими культурами,
народами, государствами.
Нынешние процессы глобализации ускоряют
социокультурную динамику российского общества, все более и более интенсивно
включая его в общемировые процессы трансформаций, на всех уровнях – от экономики и
политики, до культуры и личной жизни.
В повседневной жизни, мы чаще пользуемся
виртуальными образами нашей состоятельности – кредитными карточками, – а не реальными
бумажными или металлическими деньгами. Пересечение государственных границ
становится все больше формальной чертой, а не знаковым событием в жизни.
Стираются не только политические, но и культурные границы, на примере
музыкальных произведений, художественных фильмов и т.д., когда язык, культура,
социальный уровень зрителей и слушателей для создателя произведения не имеют значения.
Уровень и формы личного общения могут быть сведены к межнациональному сленгу и
люди говорящие на разных языках и живущие в разных странах в реальности, в
определенном месте – реальном (международные шоу и сейшины) или
виртуальном (форумы, чаты), – благодаря созданному языку могут легко понимать
друг друга.
Эти процессы повышают уровень свободы,
переструктурируют как личное, так и национальное пространство, культурные
традиции и нормы, ценности жизни и мотивы поведения. Изменяются формы
социальной престижности, референтные модели и стратегии поведения, нормы и
ценности определяются глобальным информационным и культурным пространством и
личными или групповыми стратегиями адаптации к нему.
Наши современники, все меньше опираются на
религиозную или национальную идентичность, а все более ориентируются на
идентичность приобщения к некой группе (любителей кока-колы, или любителей
экстрима, или футбольных фанатов и т.д.). Эта идентичность придумана и
иллюзорна, но она необходима для выражения солидарности и идентичности
человека, т.к. без этих характеристик нет понятных рамок, определяющих границы
и условия его существования. Некоторые ученые, например С.Н. Гавров, называют
подобные тенденции "редукцией общества в сравнении с религиозной
солидарностью" [6, c. 120], мы же не совсем
согласны с такой позицией, т.к. глобализация несет в себе новые смыслы и формы
религиозности, где шкала оценок из прошлого просто утрачивает свой смысл и
ценность.
Сейчас есть у людей возможность отождествлять
себя не с какой-то отдельной территорией, пространством, принадлежностью к
определенной социальной группе, а к гораздо большим сообществам, унифицирующим
национальные, гендерные, политические ограничения, во главу угла ставятся
интересы данной группы, а не интересы государства, нации или религии.
Социокультурная динамика существенно изменила не
только интенсивность, скорость протекания всех процессов, но и направленность.
От институциональных, вертикально интегрированных форм социальной солидарности
и культурной идентичности к сетевым формам, общественным движениям, глобальным
нормам и ценностям, моделям поведения и образу жизни. Современный человек может
отождествлять себя с различными группами антиглобалистов, сексуальных
меньшинств, феминисток, молодежных движений, владельцами автомобилей,
стиральных машин, шампуня, с потребителями определенных рефернетных марок
товаров и услуг и т.д.
В этих процессах и проявляются универсальные
процессы социокультурной солидарности. Новые формы идентификации представляют
собой отождествление с продуктами производимыми массовой культурой (фильмами,
журналами, музыкальными произведениями, шоу и т.д. распространяемыми в
глобальном масштабе). Та же реклама является способом идентификации человека с
престижной социальной группой при использовании того или иного рекламного
продукта. Стали изменяться жизненные приоритеты, цели и задачи целых поколений.
Глобализация влияет на социокультурный процесс
таким образом, что стирает локальные отличия и формирует универсализм (нет ни
эллина, ни иудея). Глобализация актуализирует универсальное и способствует
деконструкции национального, локального. Глобализация является продуктом
ускорения социокультурной динамики в масштабе всего мира, что приводит к
расположению географически, социально, культурно удаленных локальностей в
единый пространственно временной континуум, в единое пространство
причинно-следственных связей. Это позволяет нам заключить, что динамика
универсальных социокультурных процессов связана с тенденцией изменения человека
в ходе общественного развития. Изменение разнообразных форм социальных
отношений ведет к общей трансформации социокультурных процессов. И как
результат – трансформации социокультурной солидарности.
Таким образом, о социокультурной солидарности
общества можно говорить как об основном факторе современного социального
развития. Раскрытие перспектив и возможностей универсальных форм социокультурной
солидарности может служить базисом для дальнейшего развития.
Литература:
1. Ахиезер А.С.
Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в ситуации смены циклов:
Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных
процессах / А.С. Ахиезер. – М.: Наука, 2002. – С. 116-135.
2. Бауман З.
Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева / З.
Бауман. – М.: Логос, 2002. – 390 с.
3. Бек У. Общество риска.
На пути к другому модерну: Пер. с нем. / У. Бек. – М.: Прогресс- Традиция,
2000. – 384 с.
4. Бек У. Что такое
глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию:
Пер. с нем. / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.
5. Бергер П., Лукман Н.
Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с
англ. Руткевич Е. / П. Бергер, Н. Лукман. – М.: Academia – Центр-
Медиум, 1995. – 323 с.
6. Гавров С.Н.
Социокультурная традиция и модернизация российского общества / С.Н. Гавров. – М.: МГУКИ, 2002. – 146 с.
7. Гидденс
Э. Ускользающий мир: как
глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. / Э. Гидденс – М.: Весь мир, 2004.
– 120 с.
8. Ионин
Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие
для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.Г. Ионин. –
М.: Логос,
2000. – 431 с.
9. Лапин Н.И. Пути России:
социокультурные трансформации / Н.И. Лапин. – М.: ИФРАН, 2000. – 194 с.
10.
Штомпка
П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова / П.
Штомпка. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.