Философия/4. Философия культуры
К.филос.н.
Кузнецова М.Ф.
Сибирский
федеральный университет, Россия
Философия современной книжной культуры в условиях
глобализации общества
Феномен глобализации сегодня мало кем
оспаривается и ставится под сомнение. Его по-разному понимают и трактуют.
Однако сам факт становления единого взаимозависимого мира, получившего
наименование «глобального», зафиксирован и признан как многими исследователями
современности, так и политиками, деловыми кругами, деятелями культуры и широкой
общественностью.
Современные трактовки сущности и
содержания глобализации как исторического явления в жизни человечества сводятся
к следующим положениям. Глобализация есть многомерный, объективный процесс
становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве
с природной сферой планеты. Это процесс замещения локальных, изолированных форм
и норм жизнедеятельности людей общемировыми; процесс формирования единообразия,
взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных
континентов, стран, наций в рамках единого мира, в условиях распространения
принципов свободы личности, а также открытости и устранения барьеров на пути к
установлению материальных, интеллектуальных, этических, эстетических и иных
форм общения между людьми. При этом такие процессы оказывают на жизнь
отдельного человека и человечества в целом как положительное, так и
отрицательное влияние.
Развитие мировосприятия человека,
расширение и углубление его знаний о мире и о себе в нём в современных условиях
претерпевают кардинальную «ломку», находятся на переломном этапе, в состоянии
определённого кризиса. Если до XX столетия люди
жили в условиях длительно устойчивой
общественной атмосферы, при прочных ценностных нормах (зафиксированных
многовековым словесным, книжным творчеством, в произведениях искусства, научным
и религиозным концептом и т.д.), в условиях единообразия менталитета, то XX в.
сломал эту ситуацию, поставил перед людьми множество альтернатив и дилемм, внёс
разброд и шатания в человеческие умы. В целом развитие объективных процессов в
бурном двадцатом веке было таким, что в менталитете и настроениях людей
укрепилось больше пессимизма, чем оптимистических взглядов на действительность.
А отсюда и постоянная, неуёмная жажда перемен, динамичности, а следовательно,
мобильности.
Нынешняя историческая эпоха определяется
как информационное общество, что связано с исключительным значением информации,
информационных технологий и информатики во всех сферах современной общественной
жизни. «Растёт не только значение информации в судьбах нации, но происходит и
качественное изменение того типа информации, который в наибольшей степени
влияет на характер исторического процесса» [1. С.105]. На рубеже XX – XXI вв.
подавляющая доля технических достижений приходится на информационную технику и
технологии: сверхмощные компьютеры, спутниковое телевидение, Интернет,
электронная почта, цифровые устройства, мобильные телефоны и т.д.
В результате интенсивного проникновения
информационных потоков во все уголки земного шара, до глаз, ушей, сознания
почти каждого человека происходит унификация представлений о жизненных нормах,
рождается стремление к единым жизненным параметрам и образу жизни. «Всё больше
людей во многих уголках планеты настойчивее мечтают и размышляют о расширении
«возможностей» жизни, чем это делалось до сих пор. Главный источник этой
перемены – средства массовой информации, Интернет, постоянно поставляющие
пёстрые картинки такой «возможной» жизни. Таким образом, создаётся впечатление
виртуальной близости к символическим фигурам, насаждаемым СМИ. Люди видят и
оценивают свою жизнь, своё положение, свои надежды и разочарования сквозь
призму «возможных» жизней, которые беспрерывно тиражирует и пропагандирует
«телевидение» [2. С.100]. Предпочтение
отдаётся именно телевидению, Интернет-связи как наиболее мобильным средствам
трансляции и тиражирования информации.
На этом фоне основная проблема современной
книжной культуры видится нам в том, что книжная культура со своим свойством
монументальности, обеспечивающим историческую память общества, свойством оформленности
и непроницаемости не всегда вписывается в «сумасшедшую» динамику современного
процесса поступления и накопления информации. В отличие от Интернет-сайта
печатная продукция попадает в руки пользователя в уже оформленном завершенном
виде, не допуская более информационного вторжения и персональной корректировки
(исключая переиздания, длительные по времени и затратные по финансам). Таким
образом, исключается спонтанное соавторство, реальный диалог автора и читателя.
Именно это свойство стало одной из причин частичной замены книг-учебников в процессе
образования на мобильные, способные фиксировать диалог и осуществлять контроль
реакции компьютерные средства обучения (различные алгоритмы, системы
самоучителей, компьютерные тесты, электронные учебники с «живыми» картинками и
визуализацией абстрактно-теоретических понятий и т.д.). Однако некоторые типы
современных технологий, обеспечивая вполне комфортное обучение (тренинг,
контроль, доступ к информации) могут отрицательно сказываться на так называемой
исторической памяти общества, что наиболее сильно проявляется в сфере культуры.
Литература и искусство в условиях глобализации также находятся в весьма сложном
положении.
И сегодня народное творчество, классика
еще сохраняют свое свойство питать духовную жизнь многих народов, но уже
испытывают разлагающее воздействие со стороны массовой культуры и популярного
«искусства». Если до середины двадцатого века авангардом мировой культуры были
классические формы искусства, то ныне на гребне «культурной» волны находятся
массовые, популярные жанры, продукция шоу-бизнеса.
Спасительным является лишь то, что книжная
культура, искусство развиваются, не поглощая предыдущие свои произведения, а
добавляя к ним новые, таким образом, расширяя свое поле. Чего нельзя сказать о
мировой Интернет-сети, где ранее созданные информационные объекты (например, сайты),
как правило, динамично обновляются, то есть идет постоянный непрерывный процесс
замены новым старого, а не его дополнения, накопления. Это, конечно, позволяет
избавиться от устаревшей информации, при этом создать малогабаритные,
информационно-объемные базы данных, но разрушает принцип преемственности
культурного наследия, накопления человеческого опыта и целостность исторической
памяти как отдельного национального субъекта, так и человечества в целом. То
есть исчезает процесс естественного постепенного отсеивания информации.
В прошлом представления общества, нации,
социальной группы, семьи о будущем определяли, что они должны взять из своего
прошлого, чтобы подготовить будущее; это придавало смысл настоящему, которое
служило лишь как «тире» между «раньше» и «потом». При этом будущее могло
представляться в трех формах: реставрации прошлого, прогресса и революции.
Сегодня мы сталкиваемся с абсолютной неопределенностью в отношении того, что
готовит нам будущее. И эта неопределенность приводит в настоящем, которое
обладает невиданными ранее техническими возможностями сохранения прошлого, к
тому, что настоящее чувствует себя обязанным «помнить». Мы не знаем, что наши
потомки захотят знать о нас, чтобы понять самих себя.
Ускорение истории приводит ко все большему
отрыву от прошлого. Мы больше не живем в этом мире, его голос нам уже мало
понятен, но мы вынуждены обращаться к нему с вопрошанием, так как именно в нем
ключ к пониманию нашей идентичности, того, чем мы являемся сегодня.
Реконструируя нашу память, мы собираем в нее столь много, распространяем ее
столь широко, что она грозит совсем вытеснить историю. К концу XX в. в
связи с глобализацией, развитием туризма, появлением новых технологий СМИ
государства становятся все более космополитичными, мультикультурными и
мобильными. Быстрая эрозия своеобразия и идентичности обществ и наций
заставляет историков современности попытаться инвентаризировать и
проанализировать те объекты, в которых как бы сосредоточилась национальная
память. Это не только географические пространства, памятники, города, музеи, но
также события (фестивали, годовщины, празднования) и книги (словари, учебники,
научная и художественная литература и другие тексты).
Опасность навсегда потерять национальную
самобытность, ставшая следствием современной глобализации, выражается не только
в интеграции и ассимиляции культур, но и в разрыве связей между памятью и
историей. В то время как память представляет собой живую, экзистенциальную
связь с прошлым, история выступает как простое представление прошлого. Чем
меньше память живет внутри нас, тем больше она нуждается в поддержке внешними
данными. Повышенный интерес, который проявляется сегодня к разного рода архивам
и библиотекам как «национальному достоянию», также свидетельствует об этом. И
еще раз напоминает о всей важности поднятой проблемы. Но следует отметить, что
по большому счету самой культуре кризис в прямом его значении грозить не может.
Литература и искусство нетленны. Кризис связан с людьми как потребителями
продуктов творчества, с состоянием их духовности, деформированной
невостребованностью культуры.
Таким образом, одним из решений
создавшейся проблемы может стать выработка у читателя (пользователя)
определенного тонкого вкуса взамен культурной «всеядности». И здесь нам может
помочь, прежде всего, не хай-тек, а традиционная книжная культура, проверенная
и очищенная временем.
Литература:
1.
Барлыбаев Х.А. Общая
теория глобализации и устойчивого развития. М: издательство Гос.думы, 2003.
2.
Бек У. Политическая
динамика в глобальном обществе риска. Мировая экономика и международные
отношения. 2002. №5.
3.
Пьер Нора Идея
всемирного пришествия памяти. Париж, 2004.