Философия / 4.Философия
культуры.
Пророчук
Н.Ю.
Научный руководитель: Погребная В.Я.
Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Исследования семиотики моды требует удержания равновесия на грани между недоказательными суждениями и скучным школьным теоретизированием. В некоторой степени это объясняется спецификой самой моды, а по большей мере – своеобразием ее взаимодействия с социумом.
Мода и стара, и нова. Как социальный феномен она и рациональна и абсурдна одновременно. Глубоко рациональна, поскольку побуждала людей становиться модельерами, обещая, приносить им вследствие, баснословные прибыли. Но она и бессмысленна: ведь именно мода заставила французскую императрицу Евгению в 1869 г. взять с собой двести пятьдесят платьев на праздник открытия Суэцкого канала и именно мода вынудила двадцать семь парижских швей в том же XIX в. за одиннадцать дней изготовить бальное платье из ста метров ткани.
Целью данной работы является рассмотрение моды как феномена культуры.
В широком смысле модой принято называть существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомобилям, одежде. Чаще всего при употреблении слова «мода», говорят о постоянном и, с позиции разума, необъяснимом стремлении к изменению всех форм проявления культуры.
Феномен моды состоит в подражании
одних людей и социальных групп другим, но не любым другим, а авторитетным, лучшим,
значимым. Копирование внешних форм поведения – это попытка приблизиться к авторитетам,
сравняться с ними - значит идентифицировать себя с лучшими и значимыми.
В изменении и
изменчивости моды каждый раз снова и снова возникает обещание определить окончательный
идеал «красоты», которого нет. Человек
верит этому обещанию, и вынужден покориться велениям новой моды.
Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Каждая
эпоха создает свои собственные масштабы эстетического идеала человеческого
тела. Наиболее отчетливо эти различия обнаруживаются в изменениях идеала
женской красоты, от пышных форм рубенсовского идеала до предпочитаемых в наше
время стройных, узких, высоких линий.
Таким
образом, одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела для
приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она подправляет и стилизует.
Характерным примером этого является средневековый силуэт женской фигуры с
несколько выступающим животом, или силуэт в стиле рококо с чрезмерно тонкой
талией. Лишь в XX столетии, когда человечество вспомнило о естественных линиях
тела, был положен конец деформации туловища корсетом.
Каждая эпоха
создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию
костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды
существования сословного общества костюм был средством выражения социальной
принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее
структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.
Одно из
серьезных заблуждений семиотики моды состоит в том, что она не уделяет
достаточного внимания соотнесения структуры моды и различных статусно-ролевых
социальных функций полов. Семиотика
моды не проводит внешних различий между мужской и женской модой. Феномен моды
иногда напрямую связывают с полом.
Экскурс в историю женских и мужских костюмов позволяет обратить внимание на одну парадоксальную, с первого взгляда, деталь. Вопреки всем сатирическим высказываниям о непостоянстве женских пристрастий в моде, женское платье со времен первых цивилизаций до Второй мировой войны перетерпело значительно меньше перемен в форме и пережило несоизмеримо меньше эксцессов, чем мужское. Это совсем не означает, что, например, древнеримская стола во всем соответствует кринолину XIX в., однако контуры и структура женского костюма, по меньшей мере, три с половиной тысячи лет сохраняются с завидным постоянством. Длинная юбка и узкий лиф, несмотря не все модификации в форме, размерах, способе кройки и украшениях. При этом столь высокая стабильность в женской одежде оттесняется бурными и непрерывными изменениями в мужской.
Более того,
неизменность женского платья на протяжении почти всей истории до эпохи
постмодерна не только господствует во временной сфере, но и не знает
пространственных границ. Весьма показательно, что в совершенно различных
культурах, никак не связанных между собой, присутствуют практически одинаковые
каноны женских нарядов, мужские имеют мало общего. Стабильность основных форм
женского платья можно объяснить строгими ограничениями со стороны принятой в
обществе системы нравственных ценностей и предписаний. При этом мужская одежда
постоянно менялась из-за того, что сильный пол никогда не был настолько сдерживаем
рамками нравственности.
Можно сделать
вывод, что женская мода во временном пространстве носит менее изменчивый
характер, чем мужская мода, которая постоянно изменяется и обновляется. Феномен
моды заключается в том, что ее динамичность оказывает прямое влияние на
развитие культуры общества.
Литература:
1.
Шаров, К. С.
Гендерные аспекты семиотики моды / К. С. Шаров // Вопросы философии. - 2007. -
N 12. - С. 50-64.
2.
Жан Бодрийяр Символический
обмен и смерть. — М.: "Добросвет" 2000 — 387 стр.
3.
Барт Р. Система
Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.