Пылаева М.Д.
аспирант 3 года обучения
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова,
философский факультет, Москва, Россия
Вопросы светского и религиозного
воспитания в гуманистической философии
Леонардо Бруни
Светские мыслители эпохи Возрождения видели
целью своей деятельности не только создание новых форм культурного и
исторического наследия, но и развитие новых тенденций в системе воспитания и
образования – основополагающих категорий в контексте формирования личности
нового типа. Принципы, предложенные гуманистами, определили новый этап в истории
европейской педагогики. Итальянский философ Раннего Возрождения Леонардо Бруни
(1370-1444) также не оставил без внимания этот важный для развития человечества
вопрос.
Вклад Бруни в развитие педагогического
учения сложно назвать фундаментальным, тем не менее некоторые его идеи были
новыми и передовыми для того времени. К главным концептуальным проблемам, о
которых говорит философ, относятся следующие – изучение античного наследия, древних
и современных языков, развитие герменевтики, а также вопрос женского
образования.
Гуманистическая позиция Бруни предполагала понимание образования как главного условия нравственного совершенства человека. Этические нормы, морально-нравственные принципы – фундамент для развития личности в свободном, демократическом обществе, поэтому вопросы воспитания и образования являются основополагающими для гуманиста. Смысл образования философ видел в изучении античного наследия и трудов выдающихся гуманистов, таких как Данте, Петрарка, Боккаччо, Салютати. При этом овладение теорией, как и дальнейшая разработка ее не должны быть самоцелью, подчеркивал Бруни. Наука плодотворна, когда она сочетается с практикой, ведь ее цель — служить человеку и обществу в целом.
Под образованием Бруни понимает «не то
обычное и бессистемное, которое получают занимающиеся теологией, а настоящее и
свободное, соединяющее умение владеть языком с фактическим знанием»; такое
образование получили Лактанций, Августин, Иероним – «поистине великие теологи и
мужи, преуспевшие в языке». Гуманист критикует современных ему учителей и
теологов за плохое знание языков: «тем же, кто нынче занимается теологией,
должно быть стыдно за то, сколь мало они владеют языком». По мнению Бруни, человеку,
стремившемуся достичь превосходства, необходимо владение языком; без этого
фундамента никто не сможет построить для себя ничего славного и высокого. В
изучении же письма важно не только знание правил, но и наличие усердия и
заботы. Знание языка необходимо для верного понимания и истолкования текстов.
Искусство герменевтики, получившее широкое распространение в Средние века, не
должно сходить на нет, но наоборот, должно совершенствоваться, в первую
очередь, с помощью роста знания ученого. Именно поэтому Бруни предлагает свою
систему интерпретации текста. Основной акцент он делает на отборе для чтения
книг, написанных лучшими и опытнейшими авторами. Такие книги должны лежать в
основе любого учения, только сочинения известных ученых и философов, прошедшие
испытание временем, могут дать знание, достойное человека новой эпохи. Для
философа образовательный процесс должен включать не только научение, но и
самообразование. В этой связи чтение вслух классических произведений на латыни
– одна из лучших методик.
Бруни также говорит об образовании для
женщин. И в первую очередь, женщину следует обучить письму, так как именно
умение грамотно писать «служит серьезным доказательством знания». Гуманист
акцентирует внимание на религиозной принадлежности обучающегося. Так, например,
«женщина-христианка пусть стремится приобрести знание священных книг», так как
с их помощью «она многое сможет исследовать и обсудить, многое познать в себе».
Бруни предпочитает глубокое изучение сочинений древних авторов и ознакомление с
современными работами: «какой толк в том, что образованная женщина знает
последних и ничего не может сказать об Августине». Женщина не должна полностью
концентрироваться только на изучении Священного писания и его толкований. По
мнению Бруни, для образованной женщины важно также знакомство с работами
светских философов, а именно с их идеями относительно этического воспитания,
просвещение по вопросам справедливости, добра и зла, богатства и бедности.
Таким образом, гуманист вводит женщину в две области знания – религиозную и
светскую. Ко второй Бруни относит, помимо перечисленного, изучение истории и
поэзии.
В эпоху раннего Возрождения религиозное
образование все еще занимало важное место в системе воспитания, именно на нем
основывались морально-нравственные категории и принципы.
Как мы видим идеи итальянского философа во
многом совпадают с фундаментальными концепциями гуманистического воспитания, но
некоторые моменты являются новаторскими, открывающими новую ступень в истории
педагогики.
Литература.
1.
Брагина Л.М. Итальянский
гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М.: изд. МГУ, 2002
2.
Бруни
Л. О научных и литературных знаниях. // Эстетика Возрождения. М.: Искусство,
1981
3.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения
(XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд. Московского университета, 1985