Философские науки/6.
Философия науки
К.ф.н.
Сапенок О.В., к.и.н. Добрякова Н.А.
Санкт-Петербургская
государственная лесотехническая академия, Россия
Реформационные
процессы как основание становления нововременной науки.
В зарубежной и отечественной историко-научной
литературе сложилась традиция, идущая от Р. Мертона, в рамках которой процесс становления
нововременной науки связывается с Реформационными процессами. В работе «Наука,
техника и общество в Англии XVII столетия» Р.Мертон выступил
против концепции советского ученого Б.М. Гессена, согласно которой экономика и
военная техника в Англии XVII века оказали решающее влияние на
формирование механики И. Ньютона. Пытаясь избежать «вульгарного социологизма»
сам Р.Мертон не отрицал влияния общественных условий на формирующуюся науку, но
фактором, определившим ее становление в Англии XVII века, считал английский
пуританизм, в котором были выработаны ценности, способствовавшие совместимости
новой науки с традиционным английским обществом. В то же время Р. Мертон
отрицал прямое влияние религии на науку, подчеркивая их противоположность и
даже враждебность, указывая на негативное отношение протестантизма и его
идеологии к разуму и к науке. Не исследуя генезис науки, а беря ее как нечто
данное, Р. Мертон все свое внимание уделял вопросу о том, каким образом
основные ценности пуританизма - полезность, рациональность, индивидуализм и
т.п. санкционировали усвоение новой науки английским обществом. Р. Мертон
пришел к выводу, что в английском обществе, всецело определяемом религией,
этические ценности протестантизма явились именно тем фактором, который имел
решающее значение в процессе социализации науки Нового времени, а значит, любой
процесс социализации должен быть опосредован социальными идеалами и ценностями.
Идеи
Р. Мертона оказались созвучными идеям М. Вебера, исследовавшего протестантскую
этику и связи ее основных ценностей с развивающимся капитализмом. Немецкий социолог считал основой
становящегося капитализма идею экономической рациональности, сформировавшуюся в
лоне протестантизма. По его мнению, эта идея пронизывает все сферы
капиталистического общества - сферу рационального права и управления
(рациональная бюрократия), научной и философской рациональности, рациональной
религии (протестантизма), сферу рационально-хозяйственного жизненного поведения
и даже сферу искусства, где рационализация осуществлялась посредством воздушной
и линейной перспективы. /1, С.46/. Причину возникновения рационального «духа капитализма», охватывающего
все сферы социума и культуры, М. Вебер видел
в религиозной этике кальвинизма и ее идеями о необходимости мирской
деятельности во спасение души, где любые средства хороши, лишь бы вели к цели.
Он пришел к выводу, что «пуританизм стоял у колыбели современного «экономического
человека» /1, С.200/, будучи важнейшим условием рационализации общественной
жизни.
Рассматривая
Реформацию в качестве одного из оснований становления нововременной науки,
важно выявить специфику данной эпохи. Реформация стала специфической
религиозной реакцией на гуманистическое свободомыслие эпохи Возрождения: сыграв
роль «контрренессанса», она обнаружила внутренний кризис ренессансного
гуманизма. Обожествлению человека и прославлению его гуманизмом протестантизм
противопоставил идею ничтожности человека, с его ущербной и испорченной
грехопадением природой, которую ради спасения души необходимо исправлять трудом
и покаянием. Философской основой протестантизма была философия Августина
Блаженного, из которой М. Лютер и Ж. Кальвин позаимствовали идею
предопределения всего сущего божественной волей, отбросив свойственную
августинизму идею свободы воли человека и усилив моменты, связанные с
непосредственным, внутренним индивидуальным отношением к Богу. Протестантизм
санкционировал самостоятельность и независимость от церкви бренной, земной
жизни человека. В кальвинизме с его идеей избранности к спасению особое
значение придавалось мирской жизни человека, поскольку критерий будущего
спасения души усматривался в активной земной деятельности человека, так как, по
мнению Ж. Кальвина, если Бог сам определяет, кто будет спасен, то знаком
избранности к спасению явится удача в делах. Результатом деятельности
реформаторов явилась секуляризация материальной деятельности человека, которая,
несмотря на постоянную религиозную саморегламентацию всей человеческой жизни и даже,
несмотря на провозглашаемую идеологами протестантизма ничтожность человека привела
к утверждению автономности и свободы человеческой личности.
Враждебный
католицизму как религии «личных отношений», протестантизм действительно выражал
дух и смысл зарождающегося капитализма, становясь религией индивидуализма,
порожденной овеществлением общественных отношений, которое принес капитализм.
Субъектом религиозного чувства и веры в протестантизме стала отдельная личность - «социальный
атом», остро ощущающий свое одиночество и страх перед ним, стремящийся к
спасению и в то же время способный определить себя и свою жизнь во имя этого
спасения. Рассматривая Реформационные процессы как основания становления
нововременной науки, следует обратить внимание не только на его роль в
распространении установки на активную деятельность во всем обществе, но и на
его роль в становлении новой картины мира.
Несмотря
на многочисленные высказывания против науки идеологов протестантизма, вообще
враждебно относившихся к разуму, роль реформационной идеологии в становлении
научного мышления Нового времени можно проследить на примере влияния
определенных идей протестантских реформаторов на философское и научное мышление
современной им эпохи и критики идеологами протестантизма картины мира
официального католицизма, выраженной поздней схоластикой. В первую очередь
следует упомянуть идеи, провозглашенные английским пуританизмом: идею
«миллениума» - предстоящего тысячелетнего царства Христова и связанную с ней
идею «Великого восстановления» - восстановления того знания о природе, которым
обладал Адам до грехопадения и той власти над природой, которая была им
утрачена. Эти идеи создавали духовную основу для увеличения знаний о мире и
природе, побуждали к изучению «Книги природы» с целью получения власти над
природой, что было развито нововременными мыслителями и воплотилось в
знаменитом девизе той эпохи «Знание - сила».
Критика
средневековой иерархии церкви и небес протестантскими идеологами выразилась в отрицании
ими иерархической средневековой картины мира. Опираясь на идеи августинизма, Ж.
Кальвин и М. Лютер критиковали аристотелико-схоластические представления о
телесном Космосе с его морально-физическими законами, одушевленном и
иерархически разделенном на «верх» и «низ» - «высшие» и «низшие» уровни бытия.
Они противопоставляли им представления о всепоглощающей и всепроникающей божественной воле, творящей мир и
устанавливающей ему вечные, неизменные законы, действующие сами по себе -
автоматически. Перед мощью этой божественной воли, по мысли идеологов
Реформации, все равны и нет ни «верха», ни «низа», а есть только единая,
однородная, бездуховная Вселенная как результат творения.
Критическая
деятельность реформаторов была также направлена на антропоморфное,
виталистическое понимание природы в поздней схоластике, ренессансном гуманизме
и герметизме эпохи Возрождения.
Подобная деиерархизация, деантропоморфизация и девитализация природы
непосредственно вели не только к «механизации» картины природы, но и
способствовали применению к исследованию природы как количественных, так и
экспериментальных методов исследования.
Таким
образом, интеллектуальные и культурные движения, формы жизни, политические и
религиозные идеи эпохи Реформации подготовили основу для становления новой
картины мира и соответствующего ей стиля мышления. Смешение различных
культурных и интеллектуальных течений и традиций было тем контекстом, в котором
формировалась наука Нового времени, впитавшая и обобщившая в процессе своего
становления опыт предшествующих эпох.
Литература:
1. Вебер М. Протестантская этика
и дух капитализма. - В: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.