Багаева З. Г.
Северо-Осетинский государственный университет имени К.
Л. Хетагурова, Россия
Современные
общественные организации Северной Осетии.
Национальная идея –
огромная мобилизующая сила во всем процессе духовного возрождения. Выступая
против отрицательных моментов в «массовой культуре», многие ученые, педагоги
вузов, учителя средних общеобразовательных учреждений за основу в своей работе
берут национальное, то, что ближе, понятнее молодежи. Так, В. Х. Болотоков
считает, что «человек является наиболее сложным объектом природы. Каждая
личность уникальна… каждый человек – это не просто особь. Он является членом
своей семьи, представителем определенной нации, гражданином страны, где он
проживает».(2)
Республика Северная Осетия – Алания
позиционирует себя как многонациональное сообщество, имея на то все основания.
В этническую структуру Осетии включено более 100 национальностей, многие из
которых сформированы в диаспорные и этнические группы.
В октябре 1990 года в Северной
Осетии было создано республиканское межнациональное общественно-политическое
движение «Наша Осетия», объединившее
все национально - культурные общества.
В современных условиях
глобализации все рассмотренные нами диаспоры восстановили свои структуры,
включающие, как и прежде, храмы, национальные школы, в том числе воскресные,
благотворительные и национально-культурные общества - армянское «Эребуни»,
азербайджанское «Азери», греческое «Прометей», грузинское «Эртоба», еврейское
«Шолом», татарское имени Г. Тукая, немецкая культурная автономия, союз поляков
Северной Осетии «Дом Польский» и другие. Все диаспоры восстановили утраченные
контакты с родиной, демонстрируют диаспорное поведение, активно участвуют в
миротворческой деятельности, в акциях «народной дипломатии», в
общественно-культурной жизни Осетии. В
республиканских газетах появилась рубрика «В национально-культурных центрах».
Для начала рассмотрим армянскую
общину, которая одна из первых в 1987 году создала в Моздоке национальный клуб
«Арарат», в 1989 году - армянский клуб во Владикавказе «Наири», который ставил
перед собой культурно-просветительские цели, популяризацию армянской
культуры. В апреле 1991 года оно было
преобразовано в национальное культурно-благотворительное общество «Эребуни».
Главной задачей общества является рост общественно-политической, культурной и
экономической активности армянского и других народов, проживающих в Осетии. Общество
ставит перед собой цели консолидации армянской диаспоры, укрепления
национального самосознания, создания условий для изучения родного языка,
возрождения традиционной семейной и календарной обрядности. «Эребуни»
налаживает связи с правительственными экономическими организациями и
учреждениями Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания,
Республики Армения, с Армянской Апостольской церковью.
Крепкая еврейская община сохраняется во
Владикавказе, где с 1989 года действует национально-культурный центр «Шолом». Главными
задачами центра являются консолидация еврейского населения, особенно молодого
поколения, возрождение языка, культуры и традиций еврейского народа. Местная
община сохранила еврейство как комплекс этнокультурных, этнопрофессиональных и
этнорелигиозных свойств.
Немецкий
культурный центр, который был основан 8 марта 1994 года, ставит перед собой
такие задачи, как объединение людей в рамках внутриэтнического общения,
сохранение самобытной культуры, организация изучения языка и истории немецких
поселений. Представители этой группы не утратили интереса к национальной культуре и испытывают потребность в
этнически окрашенной информации.
В 1999 году
Немецкий культурный центр был преобразован в региональную Немецкую культурную
автономию, которая является структурным подразделением Федеральной Немецкой
культурной автономии.
В мае 1998 года во Владикавказе было
учреждено греческое общество «Прометей». Оно
ставило перед собой задачи возрождения национальных традиций, родного языка,
народного творчества и ремесел, популяризацию культурных ценностей греческого
народа, установление контактов с греческими общинами в России и за рубежом.
В августе 1990 года в Осетии был создан
азербайджанский национально-культурный центр «Азери», объединивший более чем двух
с половиной тысяч азербайджанцев с целью изучения истории, культуры, традиций,
языка своего народа, коллективного проведения досуга. Основано также Исламская
религиозная организация азербайджанцев. Общество развивает отношения с исторической
родиной – Азербайджаном, с другими диаспорами азербайджанцев.
Во Владикавказе активно действует
грузинское национально-культурное общество «Эртоба», призванное консолидировать
общину, развивать и сохранять культурные ценности грузин. Кроме того, «Эртоба»
проводит многочисленные миротворческие акции.
После грузино-осетинского конфликта
1990-ых годов прогнозировался значительный отток грузинского населения из
республики. Однако отток вскоре прекратился, а многие мигранты вернулись в
Осетию, убедившись в толерантности людей и своей безопасности. Если в 2000г. в
республике насчитывалось чуть больше 10 тысяч, то в 2002г. их насчитывалось
10 803 человека.(2) Не наблюдается существенного оттока грузин и после
августа 2008 года.
Татарская община сохранялась и в годы
советской власти, не имея организованных форм коммуникации. Но в 1990 году
состоялась первая учредительная конференция, где присутствовали 200 делегатов
от 2000 татар, проживающих в Осетии. Был создан Татарский
национально-культурный центр имени Габдуллы Тукая. Члены общества участвовали в
работе П и Ш Всемирных Конгрессов татар в городе Казани, в праздновании
тысячелетия Казани в 2005г.
В сентябре 1997 года во Владикавказе
побывала делегация из Казани во главе с мэром города Камилем Исхаковым с целью
обмена опытом работы администраций двух городов. Был подписан договор между
городами «О принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и
культурной областях».(3) Таким образом, татары проявили важнейший диаспоральный
признак – стремление установить связь с исторической родиной.
Во Владикавказе 27 ноября 2000 года была создана
общественная организация «Союз поляков Республики Северная Осетия – Алания «Дом
Польский». Общество занимается изучением забытых традиций национального
искусства, народного танца, песен, костюмов, польской кухни. Выявлены польские
семьи во Владикавказе, Беслане, Моздоке и станице Архонской.
«Союз поляков Республики Северная Осетия –
Алания «Дом Польский» имеет свое издание «Польская газета – Алания», где
публикуются материалы по истории и культуре поляков, информация о жизни общины.
«Дом Польский» является членом Конгресса
поляков России, установлены контакты с польскими обществами Пятигорска, Санкт
-Петербурга, Волгограда, Краснодара и Сочи.
Заключительным
этапом работы возьмем корейцев. Многие корейцы, особенно старшего поколения, полиязычны. Они владеют родным языком, русским языком, многие знают
узбекский или казахский язык. Следует отметить, что в последние годы у корейцев наблюдается стремление к возрождению
традиций, культуры, языка. Это выражается в поддержке идеи создания национально-культурного центра, в желании обучать молодежь корейскому языку,
так как из-за сложности изучения языка, он перестал быть средством общения,
традиционной обрядности.
Высокая степень
этнической сплоченности корейцев обусловлена этническим предпринимательством,
сохранением семейно-родственных связей, а в настоящее время – и с деятельностью
национально-культурного центра «Коре».
Практика межнациональных
отношений показывает, что сейчас возрастает роль субъективных факторов, среди
которых наибольшую значимость в судьбах людей, в формировании их национального
самосознания имеют этнокультурные связи и личностные отношения. «Нация как
система этнической организации людей является не только объективной формой
человеческой экзистенции, ее характеризуют и субъективные, идеальные компоненты.(4)
Литературы:
1.
Болотоков В. Х.
Генетическая информация и национальный генотип // В сб. «В поисках парадигмы нации». – М. – Нальчик, 1997. – С. 214
2.
Данные Госкомстата, 2002
год.
3.
//Северная Осетия, 19
сентября 1997 год
4.
Болотоков В.Х., Кумыков
А.М. Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья.
Нальчик: Логос, 1996. С. 3.
5.
Канукова З.В. Старый
Владикавказ. Владикавказ, 2008.