Право/8. Конституционное право

 

Д.с.н. Зубова Я.В.

Филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске (УФ)

Правовая культура и правовое образование как национальная идея России

 

 

Качественное обновление российского общества осуществляется посредством модернизации всех сторон жизни государства.  Одним из компонентов данной модернизации, условием ее эффективности является правовая культура общества и личности.  Под влиянием модернизации изменяется и духовная сторона жизни государства. В России изменились многие духовные ценности в результате распада советского государства и перехода к новому демократическому правовому государству, в результате чего образовался «вакуум», произошел рост правового нигилизма, в стране  происходит навязывание западных культурных форм и ценностей, в том числе и в сфере права.       

Укрепление российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня. Создание сильного государства, все структуры которого опираются на право, обеспечивают права и свободы граждан и интересы общества в целом - необходимое условие решения экономических и социальных проблем России.

Подобно тому, как общенациональная культура способствует целостности и интегрированности общественной жизни, так и, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов. Основой правовой культуры человека выступают его идейно-политические и нравственные взгляды, убеждения, являющиеся элементами политической и нравственной культуры.

Ф.М. Достоевский отмечал: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» [1]

«Нет никакого сомнения, что национальному и государственному обособлению суждено постоянно стираться, и что над ними уже теперь подымается, величаво и властно, высшая идея - человечества» - писал   В.Г. Короленко. [2]

П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что «особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства — не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности». [3]

Учитывая, что национальная идея в современных условиях стала притягательной силой, и обращение к ней питает нередко полярные силы, что является источником дестабилизации экономической и политической жизни страны, концепция национальной политики исходит из необходимости интеграции национальной идеи с общечеловеческими интересами и общегражданскими демократическими ориентирами.

В усло­виях преодоления кризисного состояния России, возрождения ее былого величия, подъема народного благосостояния воз­никла острая потребность в новой обще­национальной идеологии, способной слу­жить основой воспитания гражданина-патриота.

Фактически сейчас сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словами В. Ключевского, сказанными по поводу атмосферы российского общества конца XVIII столетия, когда также происходило заимствование политических и социальных идей Запада. «Рационалистическая обработка и космополитическая тенденция этих идей, – писал он, – располагали к таким отвлечённым построениям человеческого общежития, которые были столь же далеки от русской, как и от европейской действительности…».[4]

Крайне необходимо сформировать на основе правовой культуры нашу российскую общенациональную идею, которая должна быть смыслом жизни российских граждан и осознание ими своих национальных задач. 

Правовая культура многофакторное явление, которое складывается под воздействием различного рода факторов: социально-экономических, политических, исторических, культурных. Правосознание как один из элементов правовой культуры должно систематически формироваться, социально стимулироваться и позитивно развиваться. Система мер, которые направлены на влияние на сознание людей правовых идей и ценностей представлены правовым образованием. Правовое образование это деятельность государства, общественных организаций, граждан имеющая целевую направленность на передачу юридического опыта, знаний, на формирование позитивных представлений о праве, ценностных ориентаций обеспечивающих исполнение, соблюдение и использования правовых норм в обыденной жизни.

Правовая культура встроена в институциональную систему общества, определяет контуры нормативных фигур, характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства.

В условиях российской действительности развитие правового образования  - актуальная проблема, ибо на протяжении всего исторического развития в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений, распространение взяточничества и др.

Правовое образование – современная актуальнейшая проблема, поскольку без правовой культуры нельзя реализовать потенциал Конституции, а без граждан не может возникнуть и само гражданское общество, и правовое государство.

Особой  смыслообразуемой проблемой для правового образования является проблема развития правового государства, которая в настоящее время особенно актуальна. В конце ХХ века в России был провозглашен курс на создание правового демократического государства, объявлено о начале правовых реформ, стали признаваться международные правовые стандарты. Однако недостаточно только одного стремления создать такое государство,  недостаточно официального признания международных стандартов, - до полного выполнения и реализации провозглашённых задач очень большая дистанция. По данным проводимых социологических исследований большинство российских граждан, в том числе и экспертов убеждены, что сегодня Россию нельзя считать правовым государством,  поскольку не соблюдается ни один из основных правовых принципов:

- соблюдение законов гражданами, организациями, органами власти;

- независимость, объективность судебной системы;

- соблюдение органами власти  основных прав и свобод граждан;

- коррупция практически во всех областях правовой системы.

Мировая практика и отечественный опыт позволяют оценивать перспективы роли образования в формировании законопослушной и высоконравственной личности с высокой степенью оптимизма. В качестве методологической основы в управлении этими процессами может выступать функционалистский подход Э. Дюркгейма к образованию, воспитанию как к социальным институтам, осуществляющим свою миссию в тесной связи с потребностями социального развития, общественного разделения труда и достижения органической солидарности в обществе, который проявляется у него во взгляде на образование и воспитание с точки зрения выполнения ими определенных функций в обществе.[5] Главной среди них определяется направленность этих институтов на достижение социальной солидарности, обеспечение в обществе согласия, сплоченности, порядка.

Однако уровень правового образования не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В деятельность по правовому обучению слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового обучения, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правообразовательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Формирование и развитие правовой культуры должно быть государственной идеологией социально-культурного развития российского общества, что послужит основой современной российской государственности;

Сегодня в России права человека – категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции, призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некой декорации, необходимой обществу, провозгласившему себя демократическим и правовым.

Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в административном порядке. Вероятнее всего - это результат неверия в реальность любых попыток защитить себя от беззакония. Р. Иеринг стремление отстаивать свое право увязывал с чувством достоинства личности. «Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защитить себя и свое право, то уже человек безнадежный...». [6]

Проблема правовой образованности общества связана, однако, не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление правового образования выступает основным условием формирования у россиян системы современных социально значимых правовых ценностей и общественных установок. Именно правовое образование должно собрать воедино эти ценности и установки с российскими традициями в новую ценностную систему общества - открытую, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, которая бы обеспечивала становление истинной гражданственности и патриотизма.

Мы полагаем, что пока рано говорить о трансформации России в государство, построенное на верховенстве закона,  обеспечивающее всем гражданам гарантии соблюдения прав и свобод человека. Одна из главных существующих на сегодня проблем  - ненадлежащее исполнение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. И здесь,  важная роль в становлении современной российской государственности отводится формированию национально-государственной идее, необходимой для объединения и укрепления российского общества. Такой национально-государственной идеей должна стать правовая культура.

Современное социально-экономическое и гражданско-правовое развитие невозможно без эффективного правого регулирования. Вместе с активным использованием гражданами своих прав происходит все большее отчуждение народа от функционирования институтов государственной власти. Данный фактор обусловлен тем, что на всем протяжении исторического развития России бюрократическая система управления так и не была преодолена, существовало и существует противоречие в понимании и формулировании права: имеет ли оно собственное содержание или подчинено бюрократическому аппарату государства? Однако проблема состоит не в этом, а в том, что отсутствуют четкие правила функционирования общества и власти. И здесь важная роль в преодолении такого вакуума «человек – общество» отводится повышению правовой культуры граждан России и в преодолении правового нигилизма. Однако решение данной задачи будет неосуществимо, если не сформировать систему правового образования всех граждан страны.

Особенности развития каждого народа нации, формируют уникальное мировосприятие, миропонимание и мировоззрение, которые определяют образ жизни, культуру, духовность, характер людей, специфику правовых отношении. Национальные особенности обусловливают своеобразие и самобытность многих особенностей человеческой деятельности, влияют на мышление и психологию людей, затрагивают правовые принципы их жизнедеятельности.

Правовое образование должно стать самостоятельным направлением в политике страны, обеспечением формирования правовой культуры и правового обучения подрастающего поколения.

Осуществление национальной идеи возможно только через реализацию задач национального характера, среди которых:

- развитие основных систем государства: правовой, экономической, социальной и политической;

- реализация  новой социальной политики, направленной на решение основных проблем населения, связанных с жильём, работой, образованием, здоровьем;

- осуществление государственной политики в области развития духовности и нравственности российских граждан, привитие демократических ценностей;

 - провозглашение принципа: в истинно демократическом правовом государстве в каждой семье должен быть «домашний юрист»;

- укоренение в массовом сознании чувства уважения к праву, закону, правовых ценностей;

- непосредственная реализация на практике верховенства конституционных принципов и законов;

-  эффективное функционирование всех ветвей власти;

-  правовая активность граждан в осуществлении и защите своих прав;

-  контроль общества за деятельностью государства через специально созданные институты и процедуры;

- способность признавать и защищать права и свободы человека как высших ценностей;

Данные национальные приоритеты должны определять будущее России. Их реализация должно быть подчинено формирование бюджета государства, вся экономическая и социальная политика.

Помимо вышеуказанных положений необходимо принять Федеральный закон «О правовом образовании и правовой культуре в Российской Федерации» предусматривающим:

1) формирование основ правовой культуры,  начиная с дошкольного образования, формирование гражданской ответственности и правового сознания подростков,

2) привлечение научных работников к решению проблем возникающих в области правового образования;

3) взаимодействие всех органов государственной власти (как на федеральном уровне, так и на местах), образовательных учреждений, общественных организаций по поводу применения правового образования;

4) необходим учет культурной и исторической среды того региона где происходит осуществление правового образования;

5) использование опыта (но не всемерное копирование) зарубежных стран, а также других российских регионов, где с успехом осуществляется внедрение правового образования;

6) необходима система мер по планированию информатизации граждан в области права через средства массовой информации.

Также мы предлагаем необходимость повышения статусной роли учёного, профессора, юриста, врача, посредством присвоения им статуса государственного служащего, поскольку степень правовой активности профессионалов это основа для формирования и развития правовой культуры современного общества. [7]

Задача возрождения России падает на наши плечи, задача бесконечно трудная и тяжелая. Для реализации современных требований к системе правового образования, повышения его роли в российском социуме необходима как  модернизация самой системы образования, так и изменение отношения государства, общества и личности к праву. Правовое образование должно стать самостоятельным направлением в политике страны, обеспечением формирования правовой культуры и правового обучения подрастающего поколения.

 

Литература:

1.     Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. - Л., 1981-1984

2.     Короленко В.Г. Война пером. - М.: Сов. Россия, 1988.

3.     Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права // Соч. - М., 1995.         

4.     Ключевский В. О. Соч. в 9 т. – М., 1989. -  Т. 7.

     5. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. -     М.,1991

     6. Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991.    

     7. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии  правовой культуры формирующегося гражданского общества современной России – Автореф. дис. докт.соц. наук. – Майкоп, 2011.