Психология и социология / 9.Психология развития

Демидова И.Ф.

Таганрогский институт управления и экономики, Россия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Современные тенденции развития психологической науки характеризуются переходом от описания всеобщих закономерностей психической жизнедеятельности человека к описанию индивидуальности и индивидуальной траектории жизненного пути личности. В связи с этим актуальным становится анализ категорий выбора, индивидуального смысла жизни, ценностных и смысложизненных ориентаций человека, определяющих жизненный путь, а также поиск категорий, с опорой на которые возможно обобщенное описание личностных выборов и личностного развития. К числу таких категорий относится категория жизненного мира.

Первой наукой, обратившейся к изучению жизненного мира человека, стала философия. Первоначально это обращение явилось своеобразным протестом против объективистского и натуралистического подхода к изучению человека. Именно этот протест обусловил возникновение феноменологии, а затем – экзистенциализма. Категория жизненного мира прошла путь от неосознаваемой интерсубъективной реальности (у Гуссерля) через понятие его взаимосвязи с внутренним «Я» человека (в экзистенциальной психологии), типизированными формами мышления (в социологии) до универсума жизненно-практических ориентаций культуры (в современной философии) и обозначения ее как отражения человеческого бытия (в философско-деятельностном подходе С.Л.Рубинштейна). Во всех случаях признается интерсубъективный и феноменологический характер жизненного мира, его структурность, связь со смыслами человека и влияние на жизненный путь.

Согласно философскому подходу, жизненный мир - это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов и определяющий жизненный путь человека.

В современной психологии понятие жизненного мира рассматривается с различных сторон, наполняется различным содержанием, при этом само понятие жизненного мира может не упоминаться, а его составляющие изучаются как самостоятельные феномены – жизненный путь (Ш.Бюллер, А.Г.Ананьев, Н.А.Логинова, В.В.Иванова, А.А.Кроник), жизненная стратегия (А.К.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова), варианты жизни (В.Н.Дружинин), жизненный план (Н.А.Полетаева, Т.Ю.Брадулова). Основы научно-психологического изучения категории жизненного мира были заложены С.Л.Рубинштейном в его онтологии человеческого бытия.

Мы считаем, что различные понятия, рассматриваемые в связи с категорией жизненного мира, различаются по степени обобщенности. Так, понятия «вариант жизни» или «жизненная стратегия» являются более частными понятиями по отношению к понятию «стиль жизни» или «жизненный путь», а «жизненный план» связан с одной из сторон жизненного мира – ценностными ориентациями и целеполаганием, а не со всей структурой жизненного мира. Несомненным является тот факт, что совокупность всех понятий характеризуют экзистенциальную сущность человеческой жизни, которая преломляется через его интерсубъективный жизненный мир.

Человек не рождается с готовым жизненным миром, он формируется под влиянием познания мира, взаимодействия с другими людьми (поэтому Гуссерль говорил о его интерсубъективности). Следовательно, можно говорить, что жизненный мир является некой отраженной реальностью, поскольку познание окружающего мира происходит на основе такого свойства психического, как отражение. В психолого-акмеологической трактовке жизненный мир – это имплицитно присущая человеку феноменальная реальность, имеющая отраженный, интерсубъективный, интенциональный характер, конституируемая совокупностью ценностно-смысловых образований человека и определяющая систему выборов и жизненный путь человека.

Основная функция жизненного мира – интеграция жизни. Он является неким системообразующим фактором, в рамках которого человек выстраивает свою жизнь. В зависимости от содержания жизненного мира человек принимает решения, делает жизненные выборы, совершает поступки, вырабатывает жизненную стратегию и жизненный стиль. Часто это происходит неосознанно для самого человека, поскольку далеко не каждый задумывается над причинами своих поступков, побудительными мотивами своего поведения. Однако, независимо от того, осознанный это процесс или нет, у каждого в жизни есть своя генеральная линия, которой он следует, и эта линия определяется жизненным миром человека.

В структуре жизненного мира можно выделить две стороны: когнитивную и побудительную. Когнитивную сторону жизненного мира составляет мировоззрение, система убеждений. Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и место человека в нем. Именно отсюда вытекают выражения «человек поступает в соответствии со своими убеждениями, принципами» либо «это противоречит моим взглядам и убеждениям».

Побудительную сторону составляют мотивы, ценности, смыслы. Они всегда эмоционально окрашены, поскольку отражают самую сущность человека. Определить соотношение между этими компонентами довольно сложно, они все время переплетаются друг с другом, накладываются один на другой. Мотив – то, ради чего человек совершает какие-то действия, он отвечает на вопрос «зачем это надо человеку?». Ценности и смыслы отвечают на вопрос «почему именно это надо человеку?». Обычно потому, что это имеет какую-то ценность и смысл для человека. Что касается  взаимодействия ценностей и смыслов, то они различаются по широте. Смысл – понятие более широкое и в то же время однозначное, ценности входят в смысл, конкретизируя его. Предположим, значимым смыслом жизни для человека является работа, в ней он реализует свои ценности, например, самоутверждения, саморазвития, самореализации. Поэтому он много времени проводит на работе, «вкладывает в неё всю душу», т.е. мотивом является реализация ценностей. При одном и том же мотиве у человека могут быть разные ценности и смысл. Если в приведенном примере смыслом является «красивая» жизнь, то ценностями могут быть материальное благосостояние, высокая зарплата, роскошный дом, машина, но средством достижения этого человек считает работу, и он также много времени будет уделять ей.

Таким образом, центральным компонентом жизненного мира как системы будут являться ценности. Именно от них зависит, как человек будет реализовывать свой смысл, и даже каким этот смысл будет. При этом в данном случае понятия ценности и ценностные ориентации можно рассматривать как синонимы. А вот отождествлять понятие смысла и смысложизненных ориентаций не представляется возможным. Естественно, грань между ними не всегда удается четко провести, но она существует. Смысложизненные ориентации – это значимые для человека способы реализации смысла, основанные опять-таки на его ценностях. Например, достичь самореализации в профессиональной деятельности можно за счет увеличения профессионализма и компетентности, а можно за счет игнорирования интересов других, подавления, навязывания своей точки зрения.

В то же время анализ категории жизненный мир показывает, что кардинальная перестройка жизненного мира – явление довольно редкое, она возможна в периоды социальных катаклизмов (каковой была, например, Вторая Мировая война, перестроившая жизненные миры многих людей) либо в случае неординарных, чаще трагических, событий в жизни человека. Во всех остальных случаях жизненный мир, как берущий начало в семье, влияющий на человека с раннего детства, плохо поддается кардинальной перестройке. Человек в рамках уже сложившегося жизненного мира просто переструктурирует свою систему ценностей, меняет смысложизненные ориентации, «корректирует» смысл, возможно, изменяет жизненные стратегии, оставляя неизменными некие ведущие ценности. И только в этом случае ему удается избежать внутриличностного конфликта и дискомфорта.

Следовательно, жизненный мир определяет траекторию жизненного пути личности, являясь его внутренней детерминантой. Зная содержание жизненного мира человека, его ведущие ценностные и смысложизненные ориентации,  можно прогнозировать его выборы, возможность и направление личностного развития. А поскольку на этапе зрелости жизненный мир относительно стабилен, то это позволяет оказывать разнообразную психологическую помощь людям с опорой на их  жизненный мир, помогать им в личностном росте, развитии, преодолении жизненных трудностей, достижении разных видов акме.