Психология
и социология/ 9. Психология развития
Гендерные
особенности ролевой игры дошкольника
И.А.Рябкова
(Центр
игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета)
Уже в
первые минуты жизни ребенка определяется его пол. Внешность новорожденного
задает определенную программу полового воспитания. К трем годам ребенок
овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности,
то есть формируется базовая половая идентичность.
В
ролевой игре, благодаря расхождению смыслового и видимого поля, становится
возможным действие «от мысли, а не от вещи» (Л.С.Выготский). Сознание своего
места в системе человеческих отношений происходит через роль и через игру.
Можно предположить, что ролевая игра мальчиков и девочек имеет свои
особенности. Для исследования гендерных различий в игре была разработана оригинальная
методика, включающая наблюдение по заданным параметрам (сюжет, позиция Я в игре, игровое
взаимодействие, пространство игры). Каждый компонент представлен в игре через
определенные средства, позволяющие выражать игровой замысел.
По всем параметрам
наблюдения (и, соответственно, компонентам игры) были получены статистически
значимые различия между мальчиками и девочками.
Сюжет
Девочки в 90% случаев отдают предпочтения бытовым сюжетам – «в парикмахера», «магазин», «зоопарк»,
«дочки-матери», «воспитателя», причем содержание этих сюжетов также носит
бытовой или реалистичный характер, т.е. игра отражает обыденную жизнь человека.
Лишь иногда можно встретить элементы приключенческих сюжетов, например,
путешествие куда-нибудь, которое воплощается достаточно свернуто и схематично
по сравнению с другими событиями в целостной игровой ситуации. Иногда элемент
приключения неразрывно связан с фантастическим (феи Винкс спасаются от ведьмы с
помощью волшебного слова).
Мальчики играют в бытовые
сюжеты только в 55% случаев, а в 30%
выбирают для игр приключенческие сюжеты, связанные с нестандартными,
необычными ситуациями. Например, «путешествие Джека-воробья», «Черепашки - Ниндзя»,
«Человек - Паук», «Спайдермен», «Бэтмен», «ограбление банка», «пираты»,
«война».
Что касается фантастических
сюжетов, то здесь гендерные различия несущественны: в такие игры играли 15%
мальчиков и 10% девочек.
Ролевая позиция
Девочки и мальчики одинаково
часто используют ролевую речь и предметы оперирования для реализации ролевой позиции
– около 90% по обоим показателям. Наблюдения показали, что девочки чаще используют атрибуты роли и их заместители (детали
костюма, косынки и пр.), чем мальчики – около 70% против 30%
соответственно. При этом атрибуты роли достаточно редко используются девочками
по назначению (в качестве маркера роли), но служат средством украшательства.
Девочки также чаще мальчиков используют образные игрушки для реализации актерской позиции (55% против 15% у мальчиков).
Интересно, что мальчики на 20% чаще девочек используют
выразительные движения (80% против
60%).
Игровое взаимодействие
Во всех группах детей
наблюдались почти идентичные показатели по обсуждению игры (около 45%) и использованию
куклы в качестве представителя своей роли (около 10%). Это может
свидетельствовать либо о том, что игра не требует обсуждений, либо о том, что дети не умеют этого делать.
Мальчики и девочки одинаково часто обращаются друг к другу по
поводу игры, например, «давай играть, как будто», «давай ты будешь тем-то» и
т.д. (около 65%). Значимых расхождений нет также в данных о ролевых диалогах у
мальчиков и девочек – обе группы приблизительно в 60% случаев поддерживают
ролевой диалог, т.е. не просто говорят от имени роли, но реагируют от имени
роли на высказывания партнеров по игре.
Девочки выраженно чаще мальчиков
(45% против 2%) взаимодействуют с
образной игрушкой, т.е. обращаются к ней, осуществляют с нею различные
игровые действия, и чаще играют в режиссерские игры (20% против 7%).
Интересно, что конфликты по поводу игры чаще встречаются у
мальчиков (33%), чем у девочек (8%).
Пространство игры
Вслед за Осориной М.В.
мы разделили пространство на три аспекта:
1) место (например, дом, больница,
поляна); 2) путь– некая протяженность в пространстве, которую нужно
«преодолеть», хотя в реальности, например, одно место может находится рядом с
другим; 3) границы (например, стены
дома, перила моста и т.д.), т.е. любая условная черта, пройти которую можно
только определенным образом (через дверь или окно, только по мосту и пр.).
Все эти аспекты
пространства могут создаваться через использование реального пространства, через его моделирование (например, создание дома из стульев и больших кусков
ткани) или через обозначение пространства
(высказываний типа «здесь дом»,
«проходи здесь – тут дверь» и т.п.).
Отдельные аспекты при
создании игрового пространства могут игнорироваться.
Наблюдение показало, что большинство
детей предпочитают использовать реальное пространство для создания места игры, что
связано по-видимому, с достаточно жесткими игровыми зонами.
Для отображения пути и границ
большинство детей пользуются обозначениями, т.е. просто говорят: «здесь как
будто река и мы плывем» или «я как будто сел в машину, ехал-ехал и приехал на
дачу», «здесь стена, за нее не заходить» или «тут дверь – надо постучать». Девочки в организации места больше тяготеют
к использованию реального пространства (70%), в то время как мальчики
используют реальное пространство только в 35% случаев. Мальчики в 55% случаев предпочитают конструировать (25%) и обозначать место (30%).
Моделирование и обозначение мальчики используют чаще девочек не только для построения места, но и пути (15% против
3% - моделирование, 30% против 23% - обозначение).
Границы оказались самой редко
встречающейся категорией в организации пространства у всех детей. В общей
сложности границам не уделяли внимания около 60% мальчиков и 75% девочек.
Статистически значимые различия в использовании стратегии обозначения для
изображения границ в игре: 20% мальчиков и 5% девочек.
В целом мальчики конструируют
игровое пространство (место, путь и границы) в 3 раза чаще девочек, а
обозначают – в 2 раза чаще.
Таким образом, по всем фиксируемым
показателям в игре мальчиков и девочек были обнаружены существенные различия, которые с одной стороны отражают
гендерную специфику, с другой – способствуют её поддержанию и
укреплению.