Психология
и социология/ 9. Психология развития
Варианты изобразительной игры дошкольника
Е.О.
Смирнова, И.А. Рябкова
(Центр
игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета)
1.
Ценность игры для детского развития подчёркивается практически
всеми – не только психологами, но и педагогами, нейропсихологами, юристами и
др. Вместе с тем понятие «игра» остаётся неопределённым и многозначным.
2.
Трудность
определения данного понятия связана с
тем, что термин «игра» используется как в широком, так и в строгом, научном
значении.
Игра
в широком смысле определяется через
следующие признаки:
·
свободная
активность, лишенная принуждения,
·
эмоциональный
подъем, причём наличие удовольствия от деятельности, а не от ее результата,
·
спонтанность,
импровизация, активное опробование себя и предмета игры.
В
этом широком смысле к игре можно отнести свободное манипулирование игрушками, самостоятельное
экспериментирование, игры с правилами и пр. Вместе с тем к игре нельзя отнести
любую деятельность, предполагающую
директивную активность взрослого, его руководство и принуждение, даже,
если при этом используются игрушки или
сказочные сюжеты.
3.
Определение
игры в более строгом, научном смысле было дано Л.С. Выготским, который в
качестве главной характеристики детской
игры, выделил расхождение реальной и мнимой ситуации. Именно создание мнимой (изображаемой) ситуации
является
главным специфическим признаком игры, определяющим её отличие от любой
другой деятельности. В отличие от фантазирования в игре главное – изображение,
выражение внутреннего содержания. Утрата одного
из двух планов – реального или изображаемого – говорит об отсутствии мнимой ситуации и, следовательно, игры.
4.
Позиция
играющего может быть ролевой, режиссерской и реальной. В соответствии с этим
можно выделить 3 типа сюжетной игры, каждый из которых включает несколько
вариантов.
Ролевая игра – предполагает принятие на
себя роли и действия от ее имени. Я ребёнка условно идентифицируется с
позицией. Ролевые игры имеют следующие варианты:
·
Совместная ролевая игра – воображаемая ситуация предполагает общение с
партнёрами в двух планах: реальном и ролевом.
·
Ролевая игра через игрушку. Роль «отдается» образной игрушке (кукле или любой
другой) и осуществляется через нее. Ролевое общение носит «опосредствованный»
куклой характер – кукла становится носителем слов, действий и переживаний
ребёнка, который она адресует своему партнёру – кукле другого ребёнка.
·
Ролевая игра без партнера – ребенок принимает на себя роль и взаимодействует с
воображаемым партнером. Сам ребенок перевоплощается в различные роли и общается
то от одного, то от другого лица. Такая игра требует минимум предметных
атрибутов и происходит в основном во внутреннем плане.
Режиссерские игры – сюжетные игры, в которых
ребенок действует от имени разных игрушек. В таких играх Я ребёнка условно
идентифицируется с темой, например, с конфликтом между персонажами. Играющий
как бы смотрит сверху на то, что происходит в игре и поочерёдно принимает
позиции разных игрушечных персонажей, не совпадая ни с одной.
К
режиссерским играм относятся:
·
Индивидуальная режиссерская игра, когда играющий занимает позицию режиссера
происходящих событий. Ролевое взаимодействие создаётся одним играющим и
осуществляется через кукол.
·
Совместная режиссерская игра – предполагает ролевое взаимодействие с партнером
через игрушки и одновременно обычную режиссерскую игру. Т.е. в такой игре будет
одновременно 1) реальное взаимодействие партнеров по поводу игры, 2) ролевое общение
с партнером через игрушки и 3) ролевое взаимодействие между игрушками-персонажами, создаваемое одним
ребенком.
Событийные игры – сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального Я, от своего имени. При этом он может
общаться с куклой, использовать предметы заместители и существовать в
изображаемом пространстве и времени.
К таким играм относятся:
·
Процессуальная игра – например, девочка понарошку укладывает куклу спать, т.е. действует
как мама, но роль не принимает. При этом она вполне может понарошку сердиться
на неё, жалеть, уговаривать и т.д.
·
Событийная игра
– ребенок создаёт воображаемую ситуацию и участвует в ней с реальной позиции,
т.е. остается «собой». Например, играет, как будто встретился с разбойниками
или подружился с привидением, попал в сказочную страну и пр.
5.
При всех вариантах игры,
общим для них является наличие изображаемой ситуации. Признание мнимой ситуации
главным критерием игры позволяет рассматривать разные виды игры как вполне
самостоятельные и по-своему важные для детского развития формы детской
деятельности.