Педагогические науки / 3. Методические
основы воспитательного процесса
к.ф.н.
Осадчук М.Л.
Винницкий финансово-экономический
университет, Украина
Морально-этические аспекты формирования личности
будущего бизнесмена при изучении иностранных языков
Украинское
общество для преодоления глубокого системного кризиса вступило сейчас в период
реформирования разных областей общественной жизни, поэтому проблемы воспитания
и образования приобрели в нашей стране новую остроту.
Деморализация
жизни общества, связанная со сложными демократическими процессами в нем и с
низкой моральной культурой в обществе
вызывает проявление таких аморальных качеств, как нетерпимость, грубость,
жестокость, отчуждение, безразличие, пассивность, а зачастую агрессивность в
суждениях и поступках молодежи. Угроза моральной деградации является одной из
главных смертельных опасностей, которые нависли над всем человечеством. Необходимо
осознать, что если не будет решена проблема развития и становления моральной
личности молодежи, то ни о каких преобразованиях в реальной жизни не может быть
и речи.
Для
успешного преодоления этих проблем высшим учебным заведениям Украины необходимо
готовить для производства и бизнеса высокопрофессиональных специалистов с
глубокими морально-этическими убеждениями. Однако для улучшения морально-этического воспитания молодого
поколения нашего общества сегодня сделано еще очень мало, это и обусловило
выбор темы исследования.
Поэтому в настоящее время следует
безотлагательно привлекать всех преподавателей учебных заведений, независимо от
того, какой предмет они излагают, к воспитанию молодого человека для
формирования его как личности [1].
Цель
данной статьи – определить основные формы и методы морально-этического воспитания
вообще, выяснить воспитательные задачи такого предмета как иностранный язык, а
также изучить направление, характер и средства морального воспитания при
обучении языков для обеспечения необходимой комплексности в формировании
личности современного специалиста экономического профиля.
В данной
статье мы более детально остановимся на вопросе взаимодействия морали и
экономики, что для вузов экономического профиля представляется особенно важным.
Поскольку категория «морально-этическое воспитание» выражает сложную
многоплановую и внутренне противоречивую целостность духовной жизни и духовных ценностей,
которая интегрирует в себе моральные и этические, личностные и межличностные,
общечеловеческие и классовые компоненты, литература по этой теме отличается
разнообразием содержательных и методологических аспектов.
Анализ исторических
корней морально-этического воспитания показал, что эти вопросы интересовали
человечество уже давно, о чем свидетельствуют серьезные исследования в этой области
таких всемирно известных ученых как: Сократ, Солон, Демокрит, Б. Франклин, А.
Смит, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ф. Бэкон, Г. Вебер, А.А. Гусейнов, С.Ф. Анисимов
и другие [2].
Исходя из
теоретических основ воспитания, отметим такие концептуальные принципы
морально-этического воспитания, как целенаправленное формирование морального сознания,
усвоение привычек морального поведения, развитие духовных ценностей личности
как составляющих ее внутренней культуры [3].
Далее вкратце
рассмотрим взгляды на эту проблему известных ученых и общественных деятелей. В
обществе существуют противоположные позиции относительно морального отношения к
частной собственности, распределению и потреблению продуктов человеческого
труда. Одни стремятся к справедливости для тех, кто создает материальные блага,
другие восхваляют капиталистический порядок. Так, известный американский ученый
и политический деятель Бенджамин Франклин еще в середине XVIII столетия за
полстолетия до Адама Смита отмечал преимущества капиталистического порядка,
утверждал, что моральная обязанность человека, его смысл жизни заключаются в
том, чтобы делать деньги. Б. Франклин определил основные черты успешного
делового человека: энергичность, деловитость, ловкость, усердие, трудолюбие,
чувство меры, честность и т.п.. Особое
значение он придавал такой черте как честность, подчеркивая необходимость
придерживаться святости слова, договора, хотя и отмечал, что излишек честности
в бизнесе не нужен и даже вреден.
Нужно отметить также серьезные исследования в сфере
взаимоотношений экономики и морали выдающегося немецкого социолога Макса
Вебера, который в своих работах старался соединить профессиональный рационализм
с философским иррационализмом, прославляя преимущества общества, построенного
на рыночных отношениях. Он отмечал, что развитие капитализма нуждается в людях
с определенным психологическим складом, с ценностными ориентациями на богатство
как высшую цель жизни. Г. Вебер считал дух капитализма глубоко положительным,
так как он позволяет человеку проявить свои наилучшие качества и способности, такие
как активность, энергичность, предприимчивость, рациональность, способность
добиваться всего, что задумано. Этика частного бизнеса требует старательности,
благоразумия, чувства меры, разрешает свободу выбора сферы деятельности, ценит оправданный
риск, утверждает бережливость и экономность [4]. Однако, духу капитализма и
предпринимательства противостоят
другие моральные принципы, на
которые указывали философы и социологи еще в XVIII - XIX столетиях, по которым коммерция выглядит как «бесчестная
игра», а торговля, утверждающая изворотливость, обман и даже воровство, заслуживают
только презрения. Ростовщичество и торговля рассматривались как низкие, негодные
формы деятельности; быстрое обогащение считалось вызовом, угрозой человечеству;
осуждался человеческий эгоизм и индивидуализм. Большое влияние на общественную
мысль оказывали моральные идеи и взгляды известных ученых: экономистов, философов,
этиков, социологов, психологов,
писателей, которые сделали значительный вклад в мировую сокровищницу морального
кодекса, который регулирует и существенно влияет на развитие общества в период
глубоких реформ и радикального социального обновления: Шарль Монтескье, Жорж
Ренар, Блез Паскаль, Жан Лабрюер,
Чарльз Диккенс, Теодор Драйзер, Оноре де Бальзак, Емиль Золя, Фридрих Шиллер,
Георг Веерт, Бернгардт Келлерман, Генрих и Томас Манн, Н. В. Гоголь, Н. А.
Островский, Д. Н. Мамин Сибиряк, И. Ильф и Е.Петров, Григорий Сковорода, И. К.
Карпенко-Карый и многие другие [5].
В этой связи необходимо отметить то, что изучение такой
учебной дисциплины как иностранный язык играет существенную роль в формировании
высокоморальной личности современного специалиста, который будет достойно
представлять суверенную Украину на международной арене во время общения с
иностранцами. Изучение иностранных языков профессиональной направленности способствует профессиональному становлению будущих
деловых людей. Кроме того, эффективность их дальнейшей практической
деятельности во многом зависит от степени развития их мировоззрения, кругозора,
интеллекта, от моральных норм их поведения. Поэтому, подбирая материал для
самостоятельного чтения литературы по специальности на иностранном языке,
преподаватель всегда должен помнить о воспитательном факторе. Студенты в высшей
школе экономического профиля кроме текстов общенаучных, узкоспециальных и общеэкономических
должны также знакомиться с лучшими образцами мировой классики, а также современной серьезной, морально и эстетически
выдержанной литературы на бизнесовую тематику, которая своими художественными и
идейными качествами способна сделать важный вклад в формирование гармонически
развитой личности. Читая отрывки из такой литературы, студенты - будущие
менеджеры, финансисты, банковские служащие, бухгалтера, юристы не только
обогащают свой лексический запас для рецептивного и продуктивного употребления,
но также знакомятся с наиболее типичными чертами поведения деловых людей, их
положительными и отрицательными моральными качествами. У студентов на ярких
примерах из художественной литературы должно сформироваться нравственное
сознание, с помощью которого они смогут выделить в общественной жизни, оценить
и охарактеризовать с моральной точки зрения
такие моральные качества как честность, великодушие, правдивость,
требовательность, ответственность, щедрость, экономность, расточительство,
стяжательство, вероломство, скупость и т.д.[4]. Моральные качества характеризуют
и оценивают как поступки и действия, так и отдельные стороны поведения
определенной личности в повседневной жизни и в рабочей обстановке: на фирме, в
банке, на бирже, в офисе и т.п. В процессе
обучения английскому языку профессионального общения, а также деловому английскому языку нами используются
отрывки из художественных произведений писателей Англии, США, Канады. Для этой
цели нами составлена Хрестоматия – сборник поучительных текстов для будущих
бизнесменов на английском языке, тексты которого предлагаются студентам для самостоятельного
чтения, например: “Friends in Business”, “A
busy broker”, “The dirty Ten” after O’Henry, “My
bank account” after Stephen Leacock, “The green years” after A. Cronin, “The Financier” after T. Dreiser, “The
Firm” after John Grisham, “The Takeover” after Stephen W. Frey и т.д. В обобщенной форме писатели ставят важные
нравственные проблемы, утверждают преимущества чистой совести перед неправедно
нажитым богатством; дают ненавязчивые уроки доброты, милосердия, достоинства.
Воспитание души студента немыслимо в отрыве от жестокой правды жизни; нельзя
скрывать темных сторон жизни, проявлений социальной несправедливости,
трудностей «авантюристического капитализма» [2].
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет, несет в
себе большие резервы для морально-этического воспитания студенческой молодежи,
а именно, для формирования профессиональных вкусов, поскольку язык включает
компоненты профессионального и филологического образования, имеет четко определенную
воспитательную и практическую направленность.
Литература
1. Нравственное воспитание и самовоспитание студентов.
«Современная высшая школа» / Contemporary Higher Education /. № 2/22/ 1978:
Warsaw.- p.79-90.
2.
Этика: Навч. посібник/За ред. В.Лозового.- Київ: Юрінком Інтер, 2002.-224 c.
3. Гончаренко С. Український
педагогічний словник.-Київ: Либідь, 1997.- 376 с.
4. Словарь по этике / Под ред.А.А. Гусейнова и
И.С. Кона.-М.: Политиздат, 1989. - 447с.
5. Meyers Lexikon. - Leipzig: VEB Bibliographisches Institut.- 1980.-1056 S.