Исмаилов М.А.

д.ю.н. проф.

Баматов Р.Р.

к.ю.н.

Проблемы формирования судебной системы Дагестана

 в творчестве А.В.Комарова

 

Как известно с  окончанием Кавказской войны начались поиски оптимальных для условий Кавказа форм и методов управления. По мнению главнокомандующего Кавказской армией князя Барятинского: управление должно было отвечать духу, нравам и обычаям разноплеменного горского населения...». В результате была создана своеобразная и оригинальная система власти, известная под наименованием «военно-народное (гражданское) управление» которая отвечала особым политическим условиям, в которых находился Дагестан.

Завершение активных военных действий в 1859 году дало возможность создания достаточно стройной системы администрации в Терской и Дагестанской областях. Главная цель военно-народного управления вследствие указанных обстоятельств заключалась не столько « в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении удержать население в повиновении, и, в случае надобности, быстро и решительно с имеющимися под руками, часто ничтожными военными силами, подавить восстание».

В интересах России на Кавказе поддержание в горских обществах существовавшего у них порядка управления, вытекавшего из сложившихся народных обычаев, с широким привлечением представителей местных народностей, но под руководством поставленного царским правительством лица из числа среднего и старшего офицерства. Выбор последних лиц представлялся особенно важным, так как они должны были удовлетворять в известной мере нравственным и образовательным требованиям, а также ознакомлены с бытом и обычаями горцев.

5 апреля 1860 года был утвержден проект положения и штаты по управлению Дагестанской областью и Закатальским округом, где были сформулированы основные принципы управления краем.  Центром администрации Дагестанской области стал город Темир-Хан-Шура  область была разделена на 4 военных отдела: Северный, Средний, Верхний и Южный Дагестан. Они в свою очередь на округа: Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Самурский, Кази-Кумухский, Гунибский, Бежтинский.

Во главе Дагестанской области стоял начальник, который непосредственно подчинялся Главнокомандующему Кавказской армией и сосредотачивал в своих руках не только административно-политическую власть (гражданскую с правами генерал-губернатора, а по управлению «туземными племенами» – с правами, определенными особым положением), но и военную по званию командующего войсками области, на правах командира корпуса. При начальнике области состояли: штаб командующего войсками области и канцелярия начальника области. Штабом управлял начальник штаба, а канцелярией – правитель. Канцелярия, в свою очередь, состояла из двух отделений: по гражданскому управлению краем и по управлению «туземными племенами». Гражданскими управлениями являлись Дербентское градоначальство и управление г.  Петровским. Они в основном управлялись по общим законам Российской империи.

Особое место в системе военно-народного управления в Дагестане занимало судопроизводство. В первый раз суд по адату был допущен при устройстве управления Самурского округа в 1839 году. Окружной народный суд состоял из кадия и депутатов из народа (от каждого наибства по одному). Они получали жалованье и от правительства (примерно 250 рублей в год) и отправляли правосудие по нормам шариата (мусульманское право) и адата (обычное право).

Судопроизводство в Дагестане велось по военно-уголовным делам – в комиссиях уголовного суда; по общим законам империи – в Дагестанском областном суде; по адату и шариату – в так называемом Дагестанском народном суде и горских словесных судах.

Общим законам империи были подчинены лица, не принадлежащие к коренному населению, но проживающие в области. Это было городское население и население, проживающее в районе военных округов, в штаб-квартирах, главным образом русское население.

В 1875 году был упразднен Дагестанский областной суд вместо него в Дербенте, Петровске, Темир-Хан-Шуре в 1876 году была введена система мировых судей, которые руководствовались судебными уставами 1864 года, но с теми изменениями, которые предусматривались Положением от 22 ноября 1866 г. «О применении судебных уставов 1864 г. в Закавказье». Мировые суды находились в ведении Тифлисской судебной палаты и Бакинского окружного суда. Мировые судьи назначались наместником Кавказа и разбирали мелкие гражданские и уголовные дела. Кавказская война стала одним из главных факторов, оказавших влияние на формирование судопроизводства в Дагестане.

Созданная на этой основе концепция судебной системы, состояла в постоянном вовлечении Дагестана в сферу российского административного устройства с учетом местной специфики.

Методы же развития системы военно-народного управления строились на основе опоры на военный элемент и значительных ограничений прав коренного населения.

Сам факт создания Дагестанской области, а не губернии, указывал на особый статус новых административно-террито­риальных образований.

Старые, присущие периоду войны методы управления не были изжиты в течение всей второй половины XIX века.

Вследствие этого в Дагестанской и Терской областях сложилась и поддерживалась двойная система власти: военно-народная (для горцев) и гражданская (для населения городов, слобод и пр.).

Данное разделение прослеживалось и в отношении судопроизводства.

Именно система по организации горского суда носила наиболее архаичный характер и уже к концу XIX века горский суд по адату и шариату стал настоящим анахронизмом.

 Несоответствие его времени состояло в различной подсудности, смещении гражданского и уголовного судопроизводства, использовании устаревших норм адата и шариата, административном вмешательстве в судопроизводство.

 
О чем, довольно таки точно, написал А.В Комаров, он в   своей работе   представил интересный обзор адатного судопроизводства Дагестана с привлечением обширного статического материала, а также один из известных и самобытных памятников права народов Дагестана «Постановления Рустам-хана уцмия Кайтага» . Немного об авторе Александр Виссарионович Комаров (1823—1904) — русский генерал, участник Кавказской войны и Туркестанских походов

В 1860-х гг. Комаров занимал должности   Дербентского градоначальника, а затем начальника Южного Дагестана; 21 мая 1868 г. был произведён в генерал-майоры, в 1869 г. был послан в Закаспийский край для устройства там гражданского управления, а в 1876 г. назначен начальником главного управления по заведыванию кавказскими горцами.

По этой должности Комаров стал ближайшим сотрудником Его Императорского Высочества Наместника Кавказского великого князя Михаила Николаевича по гражданскому благоустройству края. 13 октября 1878 г. произведён в генерал-лейтенанты.

В 1882 г. Комаров был назначен начальником Закаспийской области. Обратив особое внимание на Мерв, «гнездо разбоя и разрушения, тормозившее развитие чуть ли не всей Средней Азии», Комаров в конце 1883 г. отправил туда штабс-ротмистра Алиханова[1] и текинца майора Махмут-Кули-хана с предложением мервцам принять русское подданство. Поручение это было блестяще выполнено, депутация мервцев 25 января 1884 г. прибыла в Асхабад, поднесла Комарову прошение на Высочайшее Имя о принятии Мерва в русское подданство и, по получении на то Высочайшего согласия, принесла присягу. Успехом этого мирного завоевания Россия обязана, главным образом, такту и личному авторитету А.Комарова и М.Алиханова в Средней Азии. За эту политическую операцию Комаров был награждён орденом Белого Орла. Успех этот вызвал зависть и опасение англичан за своё первенство влияния в Афганистане, спровоцировавших афганцев к вторжению на спорные территории южнее Мерва, что привело к бою на Кушке 18 марта 1885 г. Успехом сражения Россия обязана решительности и энергии Комарова. Награжденный за эту победу золотой шпагою с бриллиантами с надписью «За храбрость», Комаров в 1890 г. был отчислен в запас с производством в генералы от инфантерии. 

 Комаров пользовался также известностью и в ученом мире за свои исследования по этнографии, археологии, орнитологии и инсектологии Кавказа и Закаспийского края. Собранные им в этих областях знания богатые ученые коллекции переданы в Кавказский музей.

Такова судьба одного из тех военных и чиновников   оставившие заметный   след в   истории Дагестана

Возвращаясь к работе отметим что  Комаров при датировке памятника взял за основу дату Х11 век  мусульманского летоисчисления и обозначил так - Постановления Кайтахского Уцмия Рустем-хана ,написанные в ХII веке по Р.Хр[2] далее он заметил: «Из владетелей лиц, обращавших особое внимание на адаты, известны: Кайтагский уцмий Рустем –хан, составивший из адатов и своих постановлений сборник, отданный им на хранение и для руководства кадию села. Киша». Что касается судопроизводства «самое же общее применение судопроизводства по адату, – писал он – получило при образовании управления Дагестанской областью в 1860 году».генерала

 Теперь касаясь вопросов институтов обычного права А.В. Комаров обратил внимание на то, что «установленная адатом присяга хатун- таллах, во многих случаях предпочитаемая первой, явно и совершенно противоречит основным положениям шариата»[3] и что касается такого института как «ишкиль(«барамта»  то  А.В.Комаров дал исчерпывающее на наш взгляд определение: «Барамтой (или ишкилем) называлось право истца, потерявшего надежду на миролюбивое удовлетворение со стороны ответчика, нападать на его родственника или односельчанца и силой отбирать у него какую-нибудь вещь, которую не возвращать до тех пор, пока ответчик, понуждаемый в таком случае родственником своим или односельцем, не удовлетворит сполна истца:   Барамта обыкновенно бралась у зажиточного и влиятельного родственника или односельца ответчика, чтобы иметь большее ручательство в понуждении ответчика удовлетворить истца».

Конечно, Комаров не мог обойти стороной вопрос соотношения адата и шариата, тем более что был горький опыт поражений от мюридов Имама Шамиля,   он пишет  «…. Не смотря на жестокий фанатизм аравитян, не терпевших никакого противоречия Корану, весь Дагестан сохранил суд по адатам, т.е. обычаям, существовавшим еще до прихода аравитян в Дагестан. Но как с принятием магометанства явились о многом новые понятия и новые отношения в союзе семейном, для которых старые адаты оказались уже несостоятельными, то судопроизводство по необходимости распалось на суд по шариату и на суд по адату.

По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства[4] и некоторых гражданских исков.

Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных постановлений и т.п., продолжали решаться по прежним адатам, к которым прибавились и адаты, определяющие наказания за некоторые преступления и поступки против правил религии.

Середину между судом и по адату и шариату заняло решение некоторых гражданских дел по маслаату, т.е. мировую сделку, при пособии посредников, избранных тяжущимися…» [5]

Далее он болеечетче уточняет причины сохранения судопроизводства по адату «…Главными причинами сохранения суда по адатам были следующие:

1) слишком строгие наказания, определяемые Кораном, даже за преступления, считавшиеся, по понятиям дагестанцев, маловажными (как например: воровство, скотоложство и т.п.), не могли нравиться народу, с искони привыкшему к полнейшему безначалию; по этому для приведения этих наказаний нужна была сильная власть, которой в вольных обществах Дагестана никогда и не было. В тех же частях края, где аравитяне поставили правителей, сохранение адата было выгодно для самих правителей, которые, не имея в начале достаточной силы и средств к уничтожению суда по адату, впоследствии сами нашли в нем поддержку и упрочнение своей власти. Штрафы, взыскиваемые с виновных при решении дел по адату, составляли для них немаловажный источник дохода, и возможность установить новые адаты и решать по ним многие дела, не стесняясь постановлениями Корана, давали им могущественное средство – упрочивать свою власть и ослаблять влияние на народ духовенства, по духу мусульманства всегда враждебного светской власти.

2) Изучение Корана, и вообще мусульманского законодательства, довольно запутанного, представляло, даже для людей, исключительно посвятивших себя этому, непреодолимые затруднения; тогда как применение адата не требовало особых познаний, и всякое дело, на которое нет прямого решение в шариата, легко кончается по адату, большинством голосов; решение это – скорое и для всех понятное – служит руководством в решении подобных же дел и на будущее время…»[6]

Таковы, в общем, взгляды А.В Комарова на адатское правосудие народов Дагестана

 



[1] М. Алиханов  уроженец  Дагестана,  имя  этого легендарного  дагестанца   вписано, золотыми буквами в Георгиевском зале Московского  Кремля-военный и политический деятель.

[2] В Одесском архиве находится свод, который в свое время был представлен научному миру Ф.И. Леонтовичем. В этом списке, а также в данной работе указано, что свод составлен в XII веке (хиджры –авт.) по христианскому летоисчислению Эта дата была взята им за основу (ошибочно) и в своих работах прямо указано XII век христианского   а не мусульманского летоисчисления.

[3]  Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. – Тифлис, 1868. – (Вып.1). ИПЦ ДГУ, 2009  С.5

 

[4] За исключением дел по наследству между потомками владетельных фамилий, решаемых по особым адатам. Этому же придерживаются еще в некоторых кумыкских селениях и остальных сословиях.

[5] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. – Тифлис, 1868. – (Вып.1). ИПЦ ДГУ, 2009 .С 35

[6] Там же. С 35