История /1. Отечественная история
к.и.н.
Черничкина В. А.
Владимирский
государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых, Россия,
Культура русской провинции:
особенности театрального дела в
последней трети XVIII – начале XIX века
(на материалах Владимирской губернии)
Развлекательная культура последней трети
XVIIII – начала XIX века напрямую зависела
от общепринятых сословных обычаев и нравов. Развлечения таких сословий, как
мещане и купцы отличались традиционностью и народно-обрядовым характером. Популярным
видом увеселении у этих сословий было посещение балаганных представлений
«скоморошьего театра», а затем и цирковых постановок иностранных – трупп [8]. Досуг
дворян в рассматриваемый период насыщается европейскими развлекательными
элементами. Здесь среди разнообразных светских досуговых форм выделяется театр.
Театральное дело в провинции в своем развитии проходит несколько этапов, в
каждом из которых можно выделить характерные
черты. На первом этапе набольшего расцвета достигает
любительский дворянский театр. Его
отличительная особенность заключалась в том, что труппа, могла быть смещенной –
на сцене играли крепостные, чиновники и представители светского круга. Большую роль в развитии подобного типа
театра в провинции сыграло учреждение наместничества и губерний. В связи с основанием
Владимирского наместничества первый владимирский наместник и генерал-губернатор
граф Роман Илларионович Воронцов устроил в своем доме театральное представление
– постановка аллегорической пьесы «Торжествующий град Владимир». Это было произведение в одном действии и
семи явлениях автором которого был
лейб-гвардии офицер М.И. Проскудин-Горский. Сценическое действие во
владимирском представлении было наполнено аллегорическими персонажами,
восхваляющими град Владимир, губернатора и конечно же императрицу Екатерину II [8].
Ярким примером классического домашнего
театра во Владимире был любительский театр, размещавшийся в доме губернатора
И.М. Долгорукова. В светском кругу Долгоруков был известен как любитель и
почитатель театра. Сам Иван Михайлович писал о себе: «… Я с самого первого шага
в свете всегда работал двум страстям: или любви, или театру» [7].
Спектакли в этом театре давались регулярно
два раза в неделю. Роли в представлениях исполняли сам губернатор, его супруга
Евгения Сергеевна, их дети и учителя, а также местные жители. 5 сентября 1805
года было дано первое представление – пьеса «Отчаянье без печали». Затем
актерская труппа перешла к постановке более серьезных драматических
произведений таких писателей как, например, Д.И. Фонвизин. В роли режиссера,
постановщика и актрисы выступала Евгения Сергеевна Долгорукова – жена князя.
Театральные постановки в доме И.М. Долгорукова помогли выявить многих
талантливых людей. В своих воспоминаниях губернатор пишет о владимирском
почтовом чиновнике Бабаеве, который превосходно сыграл роль советника в комедии
Д.И. Фонвизина «Бригадир»: «Ни в одной труппе нельзя найти в Советничьей роли
даже близкого подобия….с Бабаевым…» [6].
Итак, в этот период все театральные
развлечения носили закрытый характер,
основными потребителями их были представители «провинциального высшего света». Хотя
нередко передовое дворянство содействовало и развитию театрального дела,
например, в рамках деятельности учебных заведений города. Так, И.М. Долгорукий
передал в ведение владимирской гимназии
не только губернаторский дом, но музыкальные инструменты и часть театрального
инвентаря. Впоследствии в стенах губернской гимназии давались театральные
представления и проходили музыкальные вечера.
В конце XVIII века складываются новые отношения между городами и
окружающими их усадьбами. И определенное место в досуге провинциального
дворянства стал занимать усадебный крепостной театр. Во Владимирской
губернии интересен, как порождение дворянского просветительства крепостной
театр графа А.Р. Воронцова, разместившийся в усадьбе «Андреевское».
В село Андреевское театр был переведен из поместья в
селе Алабухи Тамбовской губернии в 1794 году. Однако театральное здание там начали строить годом раньше. В донесении
управляющего поместьем отмечалось: «…Театр приходит к отделке, и для
писания кулис потребны краски, о коих
реестр петербургским живописцам... подан» [2]. Отметим, что граф
придавал большое значение обустройству
театрального быта: материалы для отделки театра закупались в Москве и Владимире;
красочные декорации, которые «были писаны крепостными художниками личной
мастерской Воронцова», были привезены из поместья в Алабухах Тамбовской
губернии и театра на Знаменке в Москве.
Богат и интересен был театральный реквизит,
сохранилась «Опись вещам, назначенным для Володимерского театра», в которой
значилось множество красиво отделанных театральных костюмов. Среди театральных
вещей были также различные модные новинки: перья, шпоры, бубенчики,
султанчики, венки, веера и т.д. На все эти «мелочи» выделялись достаточно
крупные денежные средства [4].
Вся организация театрального дела в этом поместье приближалась к
уровню профессионального. Граф Воронцов непосредственно сам руководил своим
детищем. Он разрабатывал репертуар, был и режиссером, и театральным педагогом,
давал ценные указания актерам. Отличительной чертой было то, что он серьезно
подходил к профессиональной подготовке актеров, так, в усадьбе была создана специальная школа, кроме того, все артисты
получали жалованье – по двум разрядам, «смотря по способности к исполнению
ролей». Но главное – это то, что их, впрочем, как и всех дворовых, графом
«накрепко запрещено было наказывать за что бы то ни было розгами» [5].
На протяжении всего существования деятельность театра в Андреевском носила постоянный
характер. Спектакли проходили три раза в неделю в весенний и осенний период, а летом назначались репетиции.
Репертуар воронцовского театра был богат количественно,
в него входило более 90 пьес. Основу составляла русская драматургия. В
репертуаре театра также была представлена зарубежная классика - пьесы Мольера,
произведения Вольтера, Руссо [9].
В начале XIX века все большее количество
дворян-помещиков пускается в предпринимательскую торговую деятельность.
Начинаются регулярные выезды трупп
усадебного театра в города. В связи
этим он начинает все чаще становиться театром городским. Постепенно
возникают предпосылки в развитии провинциального коммерческого театра. Во
Владимирской губернии предпринимательская деятельность в сфере театра связана с именами Николая Никитича Названова
и Екатерины Ивановной Барсуковой.
Театр Названова, как крепостной, во Владимирской
губернии представлял собой явление довольно крупное. Он был одним из немногих
театров, доступных широкой публике. Театр был основан в селе Приклоне,
Меленковского уезда, в 20-х годах XIX века. В 1832 году труппа приезжает во
Владимир впервые. В это время репертуар театра составлял всего 18 пьес. Через
10 лет труппа Названова снова приезжает во Владимир. К этому времени репертуар
театра насчитывал уже 55 пьес, большинство из их составляли популярные тогда оперы-водевили [3].
О театре шуйской помещицы Барсуковой известно
совсем немного. Еще в 20-х годах
XIX столетия, а именно в 1823 году, Барсукова
обратилась к Владимирскому губернатору с просьбой об открытии
театра. Но о дальнейшем развитии
театрального дела Барсуковой практически
ничего не известно. Есть только обрывочные сведения о том, что в 1841 году
эта помещица открыла театр в городе Шуе, который просуществовал сравнительно
недолго: «наступившие холода и отсутствие возможности отыскать отапливаемое
помещение заставили театр в первых
числах ноября закрыться» [1].
В конце 40-х годов XIX века во Владимирской
губернии крепостной театр вообще перестал существовать, даже как
коммерческое предприятие. На его смену приходит публичный постоянный театр,
который был организован во Владимире в 1848 году, в правление губернатора Петра
Михайловича Донаурова.
Итак, первоначально театральное развитие в культуре
провинции, прежде всего, было связано с дворянским досугом и носило «закрытый
интимный» характер. Особенности театрального репертуара и быта напрямую
зависели от интересов и финансовых возможностей владельца. Затем крепостной
театр встает на коммерческую ниву, тем самым расширяя круг заинтересованной
публики. Постепенно театр входит в жизнь горожан, становится публичным и необходимым
элементом культурного быта всех сословий.
Литература
1.
Богданов, Л. Страницы из жизни крепостных театров Владимирского
края / Л. Богданов. – Владимир: Изд-во Владимирского окружного научного
краеведческого общества, 1930. – С. 57
2.
Государственный архив Владимирской области (ГАВО).
Ф-Р. 410. Оп. 1. Д. 614. Л. 17.
3.
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1 Д.
8771. Л. 140.
4.
ГАВО. Ф. 602. Оп. 1. Д.
35. Л. 57.
5.
Гуревич, Л. История
русского театрального быта / Л. Гуревич. – М., 1939 –Т. 1. – С. 226.
6.
Долгоруков, И.М. Капище Моего сердца, или словарь всех тех
лиц, с коими я был в разных отношениях в
течение моей жизни. – Ковров: изд-во «БЭСТ - В», 1997. – С.
343.
7.
Долгоруков, И.М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. В 2-х т. – Спб.:
Наука, 2005. – Т. 1. – С. 126.
8.
Повседневная жизнь провинциального
города Владимира в последней трети XVIII
– первой половине XIX в.: Монография / И.И. Шулус, Н.В. Киприянова, Н.В.
Мягтина, В.А. Черничкина; / под. ред. И.И. Шулус – Владимир: изд-во ВлГУ, 2009. – С. 149, 172.
9.
Щеглова, С.
Воронцовский крепостной театр / С. Щеглова. // Язык и литература – Л., 1926. – Т. 1. – С. 340.