Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание.
к.пед.н. Гужова Л.Г.
Владимирский
государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых, Россия
Значение творчества владимирских рожечников
в народном музыкальном искусстве.
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по
дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня
удалая,-
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Мы много слышали и читали о знаменитом
хоре владимирских рожечников под
руководством Николая Васильевича Кондратьева, уроженца д. Мишнево Ковровского уезда.
Талантливый самородок, крестьянин, создатель
хора, умело управлял коллективом,
совершенно не владеющий музыкальной грамотой
« на слух подбирали песни». Более 25 лет ансамбль гастролировал по
территории России, выступая на ярмарках, увеселительных заведениях, а также
имел ошеломляющий успех на выставке в Париже.
По свидетельству
В. Ионченкова «В восьмидесятых годах XIX в. были сформированы основные разновидности
народного совместного музыцирования - такие как Великорусский оркестр, под
управлением В.В. Андреева, Тульский
оркестр хроматических гармоник, под управление Н.И. Белобородова, хор гдовских гусляров,
под управлением О.У. Смоленского и хор
владимирских рожечников, под руководством
Н.В. Кондратьева. Эти коллективы представляли собою основные модификации
русского народного оркестра».
Эти слова исследователя русской народной музыки поставили в один ряд известные коллективы, управляемые квалифицированными музыкантами того времени и хор владимирских рожечников которым
искусно руководил крестьянин не знающий грамоты.
Это какой нужно иметь талант, чтобы достичь
таких результатов, совершенно не владея
музыкальной грамотой? Успех первого
хора владимирских рожечников напрямую
связан с именем руководителя
Н.В.Кондратьева - его ярким самобытным
талантом, выдающимися природными способностями,
трудолюбием. А достижения были на лицо. С необыкновенный душевностью отзывался, о наших земляках, Александр Порфирьевич
Бородин, который слушал их выступления в Петербурге. Об этом он
из писал своему другу Е.Г. Дианину (в с. Давыдово Ковровского уезда) «на днях слышал Ваших «володимирцев» - рожечников: это такая эпическая народная
красота во всех отношениях, что
я совсем раскис от удовольствия… И как они представительны в своих
светло-жёлтых широких балахонах и цилиндрах» [1]. С большой
теплотой отзывался о рожечниках А.М.Горький, слушавший хор на Нижегородской ярмарке в 1896 г. [2].
Слава о
наших земляках дошла
и до царского двора. Александр III, поклонник
всего русского, приглашает хор рожечников к себt в Петергоф.
« …вся царская семья
на свежем воздухе
под сенью лип
слушала их концерт.
По окончании император
спросил: «Кто из вас
Кондратьев?». Николай Васильевич
вышел вперёд и поклонился. Александр III взял у него из рук рожок, попробовал подуть, но получился
лишь шип. Правитель склонил перед
ним свою голову»[3].
Очень высоко оценил рожечников большой знаток
музыки, создатель русского оркестра
народных инструментов и композитор В.В.
Андреев, которые по его мнению создают свои законы и правила музыки «и представляют особый интерес, так как создают
чистейший образец народной передачи, в смысле
мелодии и гармонии, и в особенности со стороны ритма со всей его
причудливостью и неуловимым разнообразием» [4].
Огромное значение музыка рожечников сыграла в развитии народных мотивов в творчестве
русских композиторов, придавая им живость, сказочность, отображая душу русского
народа «развитие народной инструментальной музыки в частности пастушеских наиграшей
широко применяются русскими композиторами М.И. Глинка, С.С. Прокофьев,
Н.Я. Мясковский, Н.А. Римский-Корсаков,
П.И. Чайковский» [5].
Искусство владимирских рожечников на протяжении длительного времени использовалось в музыкальном быту. И
лишь в конце XIX в. с появлением
гармошки, происходит снижение роли рожка.
Изучая материалы о рожечниках можно констатировать,
что рожечники существовали в некоторых
областях центральной России: Ярославская (Бурмакинский район), Костромская (окрестности г.Нерехты), Ивановская («базарные» села Лежнево и Тейково). Но
искусство рожка здесь применялось в основном по своему прямому предназначению
- в пастушестве, сопровождающее сельскохозяйственный
промысел. Это были одиночные или
сдвоенные рожки, их наигрыши выполняли
назначенную им функцию, сгон скота.
Основными центрами распространения рожечного
искусства славились Ковровский и Суздальский, Кольчугинский и Небыловский
районы Владимирского края. В отличие от перечисленных областей центральной России, для Владимирской губернии был характерен творческий подход и образование ансамблей, состоящих из 8
- 12человек. Эти коллективы известны
традиционным распространением рожечной инструментальной культуры. Совершенное
владение техникой рожка, давало возможность для развития ансамблевого искусства и творчества музыкантов.
Известный музыковед, знаток рожечной культуры, Б.Ф.
Смирнов в течение четырех лет (1952 -1955г.г.),
по поручению Союза композиторов изучал творчество владимирских рожечников. Им
было записано около 100 наигрышей и дана высокая оценка хору владимирских рожечников.
На протяжении всего XX в. во Владимирском крае
существовали коллективы рожечников. С 1902г по 1930 гг. - ансамбль рожечников под управлением
П.Г. Пахарева. С 1937 по 1959 гг. - ансамбль рожечников под управлением А.В. Сулимова. С 1965 по 1983 гг. ансамбль «Вишенка», исполнял песни из репертуара рожечников. Рожечники -
дипломанты XII Всемирного фестиваля молодежи в Болгарии, лауреаты Международного фольклорного фестиваля 1986 года в Чехословакии» [6].
В последние
десятилетия XX в. в нашей области в народных коллективах присутствовали солисты-рожечники.
В 2011 году появился ансамбль
рожечников в областном колледже культуры, состоящий из учащихся
образовательного учреждения.
Почти через 150 лет, после успешного триумфа хора
владимирских рожечников, вновь возрождается уникальное истинно народное творчество. Музыка владимирского рожка, выстраданная
трудовым народом жива и сегодня. Дело Николая Васильевича Кондратьева, которому он посвятил всю свою
жизнь, изучается и возрождается.
Литература
1.
Письма А.П. Бородина. – М.: Музгиз, 1950. – Вып. 4 –
С. 33-34.
2.
Горький, М. Собрание
сочинений. – М.: Изд-во «Правда», 1979 – Т. 23. – С. 156-158.
3.
Воронцов, М.В. Возвращенный
образ. // «Знамя» – 1984.
4.
Привалов, Н.И. Духовные музыкальные
инструменты русского народа – СПБ., 1906. – С.101.
5.
Смирнов, Б.Ф. Искусство Владимирских
рожечников. – М.: Советский композитор,
1959. – С. 3-4.
6.
Лобова,
Н.А. Владимирские рожки //Перо
жар-птицы. – Ярославль.: Верх-Волжское изд-во., 1988. – С. 87-92.