Педагогические науки/ 2.Проблемы подготовки специалистов

Д.п.н. Макарова Л.Н.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

 

Развитие любого явления есть процесс возникновения, развертывания и разрешения противоречий и в то же время процесс зарождения и развития новых противоречий. Сложные многофакторно-обусловленные системы, в том числе и человек, постоянно испытывают и столкновения с внешней средой, и внутренние противоречия; а процессы их развития относятся к нелинейным, т.е. отличаются многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое. Это желательно для человека в том смысле, что в определенных пределах противоречия ведут к позитивному развитию, если вовремя осознаются и сопровождаются разумными стратегиями выхода из складывающихся стечений внешних и внутренних обстоятельств. Из сказанного следует, что педагог-профессионал должен знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы не прийти к ситуации слишком острого кризиса или личной катастрофы на профессиональном пути.

Мы выделили различные противоречия в личности и становлении ИСПД преподавателя высшей школы, системный анализ которых позволяет разбить их на три группы (социальные, профессионально-педагогические и конструктивно-личностные противоречия). В рамках данной статьи рассмотрим первую группу. Социальные противоречия следуют из несоответствия между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, с другой. Это проявляется как в различных темпах развития педагогической системы и изменяющегося общества, так и в недооценке социокультурной роли образования, что особенно тревожит в современных условиях.

С социальными противоречиями связано многообразие представлений об авторитете, статусе и облике преподавателя высшей школы как ученом и педагоге, носителе высокой нравственности, интеллигентности, эрудиции и воспитанности. Но в современных условиях фигура преподавателя вуза в определенной степени трагична, эффективность его воспитательного влияния сдерживается рядом обстоятельств социальной природы. В условиях существующего экономического и нравственного произвола, он призван не только формировать личность будущего специалиста-профессионала, развивать его индивидуальность и будущий стиль деятельности, но и сохранять личность (как свою, так и студента) от нравственного беспредела и деградации.

В условиях общего кризиса резко снизился жизненный уровень преподавателей, в результате этого произошел значительный отток квалифицированных работников в коммерческие структуры, многие преподаватели совмещают профессиональную деятельность с другой, приносящей больший материальный доход, что непосредственным образом отражается на различных аспектах деятельности вуза, т.к. кадровый потенциал в значительной степени определяет статус учебного заведения, возможности и перспективы его развития.

Одновременно с вышесказанным следует выделить противоречие между ситуацией конкурентоспособности на рынке труда и недостаточно развитым умением или желанием преподавателя ориентироваться в изменившейся социально-экономической ситуации и своевременно делать самостоятельные выборы в профессиональной области, влияющие на степень гибкости организационной структуры индивидуального стиля деятельности.

По данным социологических исследований, даже в технических вузах, видна тенденция к сокращению преподавателей-мужчин; в гуманитарных высших учебных заведениях данное соотношение колеблется в следующих пределах: 60-70% (женщин) на 40-30% (мужчин). Феминальность становится особенностью современного функционирования высшей школы, трансформируясь в качество, характеристическую черту. Однако влияние данного явления на педагогическую деятельность преподавателей и вузовскую среду почти не изучено.

Не вызывают сомнения социальные причины феминальности: недостаточно высокая престижность педагогического труда, низкая заработная плата, отток «мужской силы» в индустрию и др. Особый интерес в русле рассматриваемой проблемы представляет теория А.Е.Чучина-Русова. Ученый утверждает, что в целом явления культуры, эпохи, стили строятся на основе бинарно-генетического принципа, их структура носит бинарно-антитетический характер. Он предлагает деление всей культуры на W-культуры (женские, романтические) и М-культуры (мужские, классические).

Профессионально-педагогическая деятельность в вузе носит сегодня «женскую» архетипичность, она антитетична «мужской». Этот цикл продлится до тех пор, пока общество не найдет экономических, социальных, духовных ресурсов, чтобы изменить структуру преподавательских кадров и впоследствии гармонизировать на этой основе педагогический процесс.

С данным противоречием тесно связано имеющееся несоответствие между накопленным социальным опытом человечества, отражающим особенности культуры: традиции, нравственные нормы, специфику межличностного общения и т.п. и недостаточным овладением преподавателями элементами общей культуры. Между тем, как отмечает Е.Г.Силяева, «культура личности и культура социума - объекты коэволюционно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга в образовательном процессе». Следовательно, это противоречие высвечивает проблему взаимовлияния педагогической культуры преподавателей и педагогической культуры общества.

Преподаватель вуза, как носитель и транслятор культуры, несет ответственность за становление норм и ценностей общей и профессиональной культуры как в образовательном процессе, так и в окружающей социальной среде. Однако несоответствие жизненных реалий педагогическим установкам привело к ухудшению нравственной атмосферы в учебных заведениях, падению качества обучения и воспитания. Следует отметить дуальный характер данного противоречия: принимая нормативность культурных принципов и нравственных общественных законов, мы, тем самым, вступаем в противоречие с гуманистической парадигмой личностно ориентированного образования, поскольку эти ценности являются внешне заданными для личности, а не внутренне сформированными и осознанными.

Навязывание личности этих нормативных положений означает ущемление внутренней свободы, самостоятельности и личной ответственности. Позволить же каждому человеку по-своему трактовать границы, например, нравственного поведения, означает полный крах общественных законов и духовных основ общества. Таким образом, мы снова получаем конфликт личности и общества. Сейчас нужно более глубоко и разносторонне рассматривать проблему соотношения личности и социума, индивидуального и общечеловеческого в образовании: выбор преподавателем технологий обучения и воспитания должен в равной степени учитывать культурные требования общества и индивидуально-психологические нормативы личности.

Существует несоответствие между стремительно накапливающейся профессионально-ориентированной информацией и временной, физической ограниченностью преподавателя в ее усвоении, переработке и использовании в профессиональной деятельности. Данное противоречие позволяет поставить проблему зависимости ИСПД педагога от уровня научной организации своего труда, его обязательной компьютерной вооруженности в овладении современными формами и методами работы с профессиональной информацией, что позволит хотя бы частично компенсировать временную и физическую ограниченность человека как биологического существа. Владение современными методами и формами работы с массивами информации, в том числе, использование электронных книг и виртуальных библиотек, возможностей сети Internet и т.п., становится необходимым условием эффективной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Следует отметить и противоречие между существующим в обществе социальным образцом-образом преподавателя высшей школы как субъекта и принципиальной нестандартностью людей: все хорошие профессионалы во многом несхожи друг с другом. Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобретательно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития.  Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для преподавателей в развитии их ИСПД: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого педагога уникальны.

Следует выделить противоречие, которое проявляется во взаимодействиях вузовской среды и личности преподавателя. Среда, как социальное образование, накладывает свой отпечаток на личность, преобразуется и аккумулируется ее сознанием и поведением и в ряде жизненных ситуаций отрицается развившейся и устоявшейся индивидуальностью. Также и личность, в определенных жизненных коллизиях, поглощается, отрицается средой, утверждающей себя за счет интересов конкретного человека. Суть здесь в том, чтобы осознать и управлять периодами взаимоотрицания вузовской среды и личности преподавателя и не допускать их взаимоотчуждения, искажающего их социальную суть.

Необходимо отметить и несовпадение в ряде случаев социальных эталонов с индивидуальными нормами и критериями. Индивидуальные способности, притязания преподавателя вуза могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности педагогической деятельности. В этой связи особую роль играет противоречие между ценностями, доминирующими в социальном окружении в данный момент времени и степенью их включенности в ценности педагога.

Анализ сущности выделенной группы противоречий позволяет сформулировать утверждение: задача внешнего воздействия в данной ситуации заключается в обеспечении условий для активизации механизмов саморегулируемого развития ИСПД преподавателя, конкретизацией его возможностей, порождаемых изменениями внешней социальной среды. Система может реагировать на изменения предъявляемых к ней внешних требований лишь путем приведения своей внутренней организации в соответствии с этими изменениями.