Руднева Н.И., Нестерова Н.А.

ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», Россия

Методические основы воспитания толерантности в высшей школе

Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение в постепенно входит в образование. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания. В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Существуют разные понимания педагогики толерантности:

- она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды;

- самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.

Образовательно-воспитательное пространство вуза является окружающей средой, культуротворческой сферой, которая обеспечивает подготовку будущих специалистов, создает необходимые условия для разностороннего, гармонического развития личности преподавателя и студента. Отмечая особенности воспитательной работы в вузе в современных условиях,   следует подчеркнуть, что «это особый приоритетный вид деятельности, направленный на формирование и развитие личности студента в условиях постоянного сотрудничества, совместной деятельности преподавателей и студентов, предусматривающий организацию научно

 

обоснованного целостного воспитательного процесса в единстве с саморазвитием личности воспитателя и воспитуемого»[2].  Отсюда следует, что образовательно-воспитательное пространство вуза призвано готовить студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и т.п. к эффективному функционированию в обществе, выработке у них стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства. Поэтому естественна мысль, что воспитание культуры терпения (толерантности) и согласия должно стать одной из центральных тем образования современности.

Применительно к системе высшего профессионального образования категорию «толерантность» определяют как особую форму выражения субъектами вузовского образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающую ту или иную форму согласия, основанного на всестороннем анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями. При этом данный анализ позволяет сформулировать взвешенную точку зрения с учетом полярных и внешне несовместимых составляющих.

Для преподавателя высшей школы при этом целесообразно выделить четыре компонента:

1.   толерантность как качество личности, проявляемое за рамками профессиональной деятельности;

2.                    толерантность ученого-исследователя;

3.                    толерантность в контексте учебно-методической деятельности;

4.                    «профессиональная толерантность», проявляемая в ежедневной педагогической деятельности, включающей процесс педагогического взаимодействия со студентами и систему «профессиональных отношений» с коллегами и администрацией вуза.

Для студента высшего учебного заведения следует рассматривать проблему с подразделением на три составляющие:

1.  «толерантность общения», не связанная непосредственно с учебным процессом;

2.          «толерантность будущего специалиста» в единстве и многообразии всех его профессиональных качеств;

3.          толерантность, проявляемая в процессе педагогического взаимодействия с преподавателями.

Существует несколько точек зрения на определение смысла и содержания понятия «педагогика толерантности». Представители первого направления не выделяют педагогику толерантности в самостоятельное направление, а понимают под ней объединительный принцип всех педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организации образовательной среды.

Представители второго направления под педагогикой толерантности понимают самостоятельное направление и руководствуются рядом принципов. Во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрываются суть терпимости и толерантности как гуманистической ценности, во-вторых, рассматривается суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.

Мы считаем, что в педагогическую сущность понятия «толерантность» входят следующие дефиниции данного феномена: толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека); свойство общей культуры человека, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа свободы совести; принцип взаимодействия между людьми, центральным моментом которого является выдержка и любовь человека к человеку; важнейшее профессиональное качество педагога, в основе которого лежит способность педагога адекватно оценить реальную социально-педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность позитивно ее разрешить – с другой; результат оптимальной педагогической стратегии и тактики, критерий социализированности человека.

Специфику педагогической деятельности можно определить через ее высшую, конечную цель, мотив-цель, которая есть результат присвоения субъектом общественно-исторически обусловленной функции педагогической деятельности.

С точки зрения педагогической толерантности как качества личности педагога, проявляющегося во взаимодействии, наиболее интересны два вида профессиональной деятельности преподавателя – это обучающая и воспитательная. И та и другая деятельность направлены на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности. Специфику данного вида деятельности отражает:

·                   цель деятельности, ее содержание и способы организации;

·                   мотивы участия в деятельности, как педагога, так и студента;

·                   характер и стиль педагогического взаимодействия педагога с учащимися;

·                   позицию педагога по отношению к учащимся;

·                   степень личностной активности.

Рассматривая воспитание как воспитательную деятельность, а обучение как обучающую деятельность и, соответственно, учитывая особенности данного рода деятельности, результаты воспитательной и обучающей деятельности следует искать, по мнению Н.Б. Авлуева, в организации деятельности педагогом. В таком случае можно объективно оценить результаты деятельности, организованной педагогом.

Толерантность в ракурсе рассматриваемого направления считается одним из психологических условий принятия позиции ненасилия, важным личностным свойством педагога, руководителя. Основоположники направления А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров предлагают начинать формировать данное личное свойство с дошкольного детства через тренировку и развитие выдержки, в младшем школьном возрасте через формирование элементов терпимости, в подростковом и старшем школьном возрасте – через развитие толерантности.

Цель педагогики толерантности можно определить как воспитание студенчества на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.

По нашему глубокому убеждению, изменение ситуации в образовательной системе в сторону толерантности возможно при добровольном желании, объединенных усилиях администрации образовательных учреждений, педагогов, детей, родителей, общественности. Решающая роль, на наш взгляд, принадлежит руководству, так как руководитель формирует команду единомышленников, которая создает общую концепцию образовательного учреждения, близкую по мировосприятию, которая затем транслирует идеи толерантности родителям, детям, общественности.

Чрезвычайно актуальной является, на наш взгляд, гуманизация учебно-воспитательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая высшей школой, институтами переподготовки руководителей образовательных учреждений и педагогов. Важно, мы считаем, обеспечить и руководителей образовательных учреждений и педагогов новыми педагогическими методиками, создать условия для оптимизации в гуманистическом направлении личностного и профессионального развития. Способствуют этому специально организованные спецкурсы, спецсеминары, учебно-методические и личностные тренинги, развивающие способности к терпимому, толерантному отношению к себе и к другим, к конструктивному поведению и разрешению конфликтных ситуаций, отстаиванию своей позиции, личной ответственности и свободы выбора в управленческих решениях.

Для наук о человеке и обществе главным является то, что они учат искусству интерпретации, искусству понимания другой индивидуальности, другой культуры,

 

истории. Человек, лишенный полноценного гуманитарного образования, будет человеком односторонним, ущербным как личность и несоответствующим той новой культурной ситуации, которая характеризуется отказом от односторонне технологической линии развития. А самое главное - он будет во многом догматичным, ибо только лишь на основе изучения гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированности истории [3].

Мы считаем, что толерантность следует рассматривать как одно из необходимых условий эффективной профессиональной реализации будущего специалиста - выпускника вуза.

 

Литература:

1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. -  2001. - № 24. - с.61-63.

2.                                   Гребенкина Л.К. Воспитательное пространство образовательного учреждения / Материалы конференции. Рязань: РГПУ, 2003. - С. 3.

3.                                   Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. – с. 125

4.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа. -  2001. -  №№11-12. -  с. 36-40.