“Педагогические
науки”/3 Методические основы воспитательного процесса
К.п.н. Куприянов
Б.В.
Костромской
государственный университет имени Н.А.Некрасова, Россия
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема понимания методов
воспитания – одна сложных в современной научно-педагогической литературе. Ее
исследованию посвящали свои работы Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров,
Ф.Ф. Королев, Т.А. Ильина, И.Т.Огородников, И.С. Марьенко,
Г.И. Щукина, и многие другие. Анализ подходов В.С. Безруковой,
И.П. Подласого, М.И. Рожкова, А.М. Сидоркина,
И.Ф. Харламова позволяет выделить такие компоненты данного явления как:
процесс взаимодействия, субъекты и объекты взаимодействия, операционные
разновидности взаимодействия (собственно способы).
Весьма продуктивной, для
понимания сущности методов воспитания, являются идея М.В. Кларина о
стержневой деятельности учащихся, которую строит учитель и которая выступает
метафорой[1, С.8]. Весьма значимыми представляются идея М.И. Рожкова о
бинарности методов воспитания (способ управления для воспитателя и способ
самовоспитания для ребенка) [3].
С 1997 года мы
проделали существенную работу по систематизации форм организации
воспитательного процесса. В результате нам удалось доказать, что форма
организации воспитательного процесса представляет собой
пространственно-временнную конструкцию (структуру) взаимодействия участников.
Дальнейшее исследование привело нас к убеждению, что богатство и многообразие
форм определяется способами взаимодействия – методами воспитания. Для
обоснования нашей модели введем несколько допущений.
Первое базируется на
следующем положении – воспитание более всего формирует в сознании воспитанника
две группы явлений – образы и состояния. Образ – одна из форм отражения
объективной реальности, субъективная картина мира и его фрагментов, включающая
самого субъекта, других людей, пространства и временная последовательность
событий. Внутреннее состояние человека – интегральное ощущение.
Второе допущение
основывается на положении, сформулированным психологом, академиком РАО В.П.Зинченко,
согласно которому в сознании, нужно различать два слоя: бытийный и
рефлексивный. Бытийный вариант взаимодействия предполагает использование
предметов и приводит возникновению у участников взаимодействия нового
субъективного состояния. Рефлексивный, точнее в нашем случае – информационный вариант
взаимодействия обеспечивает возникновения у участников образа.
Третье. Для гуманистического понимания
педагогической деятельности нам представляется показательная следующая цитата:
«В своей «Исповеди» Блаженный Августин, обращаясь к Богу, говорил: «Молю Тебя
во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, сидящего одесную Тебя, Сына
Человеческого, которого Ты поставил посредником между Тобой и нами, через
Которого Ты искал нас, не искавших Тебя, чтобы мы искали Тебя…» [4, C.53]. Отсюда педагогическая деятельность
представляет собой посредничество, направленное на поиск Ребенка, не ищущих
Бога, Культуры, и т.п., чтобы они – воспитанники искали Бога, Культуру и т. п.
Отсюда метод воспитания – наиболее обобщенный способ посредничества –
управления воспитателем взаимодействием ребенка («Я») с окружающим миром («Не
Я»). В качестве того, что окружает ребенка, может быть и сам ребенок, сам
педагог (организующий процесс), и детский коллектив, и книга, и природная среда,
сверстник и проч. Такое понимание метода воспитание ставит на первый план
ребенка и содержание его личности – его субъективную реальность (то, как он
отражает взаимодействие).
Четвертое допущение
является вольным прочтением идей М. Бубера. В нашей интерпретации данная формула
выглядит так – в субъективной реальности ребенка отражается способ
взаимодействия «Я» и «Не Я», по субъектному или объектному сценарию:
«Я» – субъект, «Не Я» – объект;
«Я» – объект, «Не Я» – субъект;
«Я» – субъект, «Не Я»– субъект.
В случае субъект-субъектного
взаимодействия возможны два варианта стремление к единению или противопоставление.
На основе выше сказанного
произведем построение – попытаемся выявить группу методов воспитания связанных
с взаимодействием ребенка с окружающим миром по поводу образа. Формула первого
метода выглядит следующим образом. Ребенок в своей субъективной реальности
выступает как субъект, взаимодействующий с объектом (человеком, в том числе и
самим собой, природным или искусственным объектом) по поводу образа, используя
в качестве инструмента информацию. Назовем этот метод организации исследования (целенаправленного
изучения чего-либо).
Отсюда второй сущностно
противоположный метод, предполагает передачу «Я» функции субъекта окружающему
миру («Я» - объект, «Не Я»- субъект). Если этот способ взаимодействия связан
также с образом, который «Не Я» строит путем информирования ребенка
(предъявления информации) получаем метод организации созерцания – непосредственного
восприятия действительности.
Два другие метода предусматривают
субъективное отражение субъект-субъектности. В одном случае обмен информацией
об образах двух субъектов – воспитанника и иного субъекта (другого
воспитанника, воспитателя, иного взрослого и т.п.) реализующий стратегию
единения может быть назван диалогом – разговор между двумя
лицами, обмен репликами (коммуникация, беседа и т.п.). Аналогичный способ
взаимодействия, отличается только тем, что информационный поток направлен от
ребенка, имеющего в своей субъективной реальности образ на то, чтобы противопоставить
этот образ образу другого субъекта. Это – не что иное, как демонстрация – показ
чего-либо наглядным способом. Организация демонстрации объективно противопоставлена
организации исследования и созерцания, при этом жизнедеятельность научных
обществ школьников включает именно исследование и демонстрацию результатов
исследований. Можно предположить, что результаты созерцания представляются в
ходе диалога, судя по всему это рефлексивная линия.
Таким образом, выстраивается
первая схема. На ней размещение методов таково, что исследование
противопоставлено созерцанию (по направленности получения информации), а диалог
– демонстрации.
Метод организации ритуала – специально организованное взаимодействие
ребенка («Я») с кем-либо или чем-либо по поводу состояния. Субъективно «Не Я»
(человек или предмет) воспринимается ребенком как субъект, с которым
достигается единение в состоянии. Как видно из сравнения схем, метод ритуала
имеет много общего с диалогом.
Противоположно
ритуалу – преодоление. Преодолеть – пересилить, справиться с чем-нибудь.
В процессе преодоления «Не Я» субъективно воспринимается ребенком как активный
участник противодействия, даже, если «Не Я» является неодушевленным предметом.
Например: гора, длинная дорога, бытовые трудности и т.п. Рассмотрение в
качестве метода организацию преодоления смещает акценты при понимании
традиционного «упражнения».
Весьма важным, на наш
взгляд, является введение метода организации развлечения
– занятия, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие. Характеризует
развлечение то, что субъективная картина взаимодействия ребенка («Я»)
предполагает себя в функции объекта, получающего собственное состояние как
результата воздействия субъекта («Не Я»). Если двигаться по аналогии с первой
схемой, можно предположить связь «ритуал- развлечение» эта пара более всего
соответствует организации игры.
Последним из
рассматриваемых методов воспитания является метод организации созидания.
Созидать – сделать существующим, произвести, основать. Созидание ребенком чего
либо основывается не просто на субъективном отношении к «Не Я» как к объекту,
состояние которого следует изменить. Созидание предусматривает представление
ребенка о будущем состоянии объекта созидания – преобразования. Созидать можно
широкий перечень объектов: собственное тело (тренировать), природные ландшафты
(строить), технические устройства(конструировать), растения (выращивать).
Также, как в предыдущих трех случаях, попробуем объяснить линию «преодоление –
преобразование». Судя по всему, именно преобразование внешнего объекта, в
наиболее полной мере требует преодоление воспитанником самого себя, именно
здесь видимо и расположена целеустремленность, трудолюбие.
Итак, каковы методы
воспитания в нашей интерпретации? Какими способами можно воспитывать? На наш
взгляд, воспитывать можно управляя взаимодействием ребенка, в котором он
вступает в диалог, демонстрирует, созерцает, исследует, включается в ритуал,
развлекается, созидает, преодолевает. Представленные выше мысли нельзя считать
окончательным взглядом на проблему методов воспитания, во многом это лишь
пробная схема.
Литература:
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения
в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. – 223 с.
2. Поляков С.Д. Технологии воспитания:
Учеб.-метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256с.
4. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное
пособие. - М.: Академия, 2001. — 144 с.