Петрова В.Н., кандидат педагогических
наук, доцент,
Плетнёва Е.Н., кандидат педагогических
наук
Первый Московский медицинский университет
им. И.М. Сеченова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Ключ к развитию общества – реализация творческого
потенциала его граждан в инновационной деятельности; обществу нужен не только готовый
к самообразовательной деятельности специалист, но человек креативный, поглощённый
профессиональной деятельностью, направленный на самореализацию. Директор Международного
института планирования образования Ж. Аллак отмечал, если образование считается
правом человека, то потому, что оно ведет к развитию творческих способностей
человека, углублению участия в экономических, социальных и культурных
отношениях в обществе и, соответственно, к более эффективному вкладу в развитие
человечества [1]. Экономический курс, направленный на реализацию инновационной
модели развития России, требует изменений в профессиональном образовании. Но
инновации, глубоко проникая в экономику, еще слабо функционируют в процессе
профессиональной подготовки студентов. Современная высшая школа должна
отказаться от репродуктивной стратегии обучения, недостаточно знаний и умений, представленных
в образовательных стандартах, необходим поиск путей, приводящих к инновационной
деятельности в процессе обучения. Рассмотрение педагогической сущности
инновационной деятельности требует характеристики таких понятий, как «творчество»,
«креативность», «самообразование», «самообразовательная деятельность», «поглощённость
деятельностью». Современное образование направлено на утверждение «сущностного
личностного начала в человеке». В элементе «само» делается акцент на активную,
целенаправленную деятельность студента в процессе обучения, его ответственности
за качество учения, готовности к инновационной деятельности и ее реализации,
приводящей к формированию качеств личности в соответствии с профессиональным
кодексом, повышению качества знаний. И.Я. Лернер выделял педагогические условия
качества знаний: полнота, систематическое применение, соблюдение постепенности,
при неизменном возрастании сложности знаний и способов оперирования ими,
применение совокупности методов обучения: объяснительно-иллюстративного,
репродуктивного, проблемного, исследовательского [2].
В настоящее время этих условий недостаточно для
подготовки высокообразованного специалиста. Более десяти лет назад нами (Петров
А.Н., Петрова В.Н.) была разработана Антропологическая теория творчества и креативности,
в ней даны трактовки понятий «творчество», «креативность», «мышление», представлены
принципы, стратегии, методы и формы работы, разработан прием вхождения в
творчество, проанализированы этапы творческого процесса. На основе данной
теории возможно реальное формирование опыта креативной и самообразовательной
деятельности студентов в процессе обучения и поглощённости профессиональной
деятельности [3; 4; 5]. Петровой В.Н. и Плетнёвой Е.Н. разработаны
психолого-педагогические условия поглощённости учебной деятельности (работа с
большим объемом учебной информации, умение учиться, концентрировать внимание и
т.п.) [6].
К основным стратагемам формирования опыта
самообразовательной и креативной деятельности мы относим: создание в вузе
обучающей среды, способствующей раскрытию личности студента, формированию опыта
самообразовательной и креативной деятельности, целенаправленной работе студента
в реализации программы, направленной на саморазвитие самовоспитание. На наш
взгляд, целенаправленное формирование в процессе обучения в вузе опыта
креативной и самообразовательной деятельности, непременным атрибутом которых
являются мотивированность к процессу познания, поглощённость учебной
деятельностью, будут в образовательном пространстве современной высшей школы
необходимыми элементами системы «Инновационная деятельность студентов». Говоря
о необходимости инновационной деятельности, самообразования, их
востребованности обществом и личностью, мы сталкиваемся с тем, что современные
студенты не готовы к процессу обучения в вузе. Основываясь на исследованиях
Ю.Г. Опарина, Г.Н. Серикова, Е.Ф. Федоровой и др., а также на собственных
результатах работы со студентами, можем утверждать, что большинство студентов
не умеют учиться, организовывать поиск необходимой информации, склонны к
выполнению работ «по образцу». В связи с этим рассмотрим процесс работы
студентов с лекций, которая является основной формой обучения в вузе. Оттого,
как студент работает над материалами лекции, зависит степень его подготовленности
к освоению учебной дисциплины. Мы предположили, если студент в процессе
слушания лекции понимает, что учение это процесс, который осуществляет сам; он
активно работает с материалом лекции, ведет рефлексивный анализ процесса
учения, это создаёт положительную мотивацию учения и повысит качество обучения.
Мы считаем, что в рефлексивной обращенности студента формируется опыт
креативной и самообразовательной деятельности в процессе обучения, перестав
быть объектом деятельности, пассивным «поглотителем готового знания»,
становится субъектом деятельности, поглощённым процессом познания.
Проанализируем работу студента над лекционным материалом. В нашем эксперименте
студентам были прочитаны четыре четко структурированные лекции, насыщенные
интересной учебной информацией в форме диалога преподавателя со студентами.
Рефлексивный анализ проводился на основе анкет, выявляющих деятельность
студентов (баллы, уровни обученности не сообщались). Анкета 1. Инструкция: в
конце лекции, отметьте цифру позиции соответствующей работе на лекции: 1. Занимался
своими делами, ничего не запомнил, не записал. 2. Постоянно отвлекался, ничего
не запомнил и не записал. 3. Слушал, но ничего не запомнил и не записал. 4.
Слушал, отвлекался, запомнил только интересные факты. 5. Частично записал
содержание лекции. 6. Записывал все подряд. 7. Записывал то, что успевал
запомнить в виде текста. 8. Записывал то, что успевал запомнить в виде ключевых
слов. 9. Записывал все, как понял, схематично. 10. Пытался осмыслить лекцию и
записать ее в виде графа. 11. Анализировал, искал дополнительный материал, который
внес в содержание лекции. 12. Размышлял над содержанием лекции, создал
интеллектуальный продукт.
Выделим уровни обученности работы с лекцией:
нулевой – пункты анкеты 1, 2; неудовлетворительный – пункты 3, 4; низкий – пункты
5, 6; средний – пункты 7,8; высокий – пункты 9, 10; очень высокий – пункты 11, 12.
Анкета № 2 Изучение причин изменения настроения
студента во время лекции. Инструкция: в процессе лекции наносите цветные штрихи:
красный – агрессию; оранжевый – конфуз из-за собственной некомпетентности;
желтый – растерянность из-за плохой памяти; зеленый – радость от успешной деятельности;
голубой – гордость за себя и свои знания; синий – повышение уровня самооценки;
фиолетовый – неприятие и нежелание продолжать работу. Вначале студентам не говори
о рефлексивном анализе, не сообщали, что после лекции необходимо её
воспроизвести и заполнить анкеты № 1 и № 2.
Анализ полученных данных показал, что на первых
двух лекциях студенты в основном пассивно записывали содержание, не занимались
структурированием учебной информации, в связи с тем, что многие не понимали сути
процесса учения, рефлексивный анализ собственной учебной деятельности вызывал у
них отрицательное отношение. Некоторые студенты даже отказывались писать
рефлексивный анализ своей работы на лекции, так как они раньше этим не
занимались, но уже после второй лекции количественные показатели стали заметно
меняться. После третей лекции 5,7% студентов, после четвертой лекции 9,6%
студентов искали дополнительную литературу по изучаемой теме и пытались
самостоятельно сделать презентацию учебной информации, что не наблюдалось в
начале экспериментальной работы. Материалы эксперимента показывают, что
внимание студентов на четвертой лекции было направлено только на учебную
работу, на контрольном срезе студенты показали высокий уровень обученности. Систематическое
заполнение студентами анкеты № 1 и № 2, позволило развивать умения учиться, ответственно
относится к процессу учения.
Мы считаем, что барьерами вхождения в процесс
формирования опыта креативной и самообразовательной деятельности является
отсутствие у студентов целеполагания (осознанной постанови цели учебной деятельности);
неумение обрабатывать большой объем информации и переводить его в личностное
знание; отсутствие высокой концентрации внимания не позволяет входить в зону
поглощённости учебной деятельностью; лень и стереотипное бездумье, неумение
работать с вербальной и невербальной информацией, замена творчества мышлением,
работа с интерпретациями, а не реальными объектами. Кроме того, наблюдения за учебной
работой студентов, мы обнаружили неумение учиться. Так, например, в процессе
подготовки к занятиям студенты не могут представить продукт самообразовательной
деятельности, затрудняются в составлении когнитивных схем, иконических моделей
и графов. Большинство студентов не понимают сути процесса учения и предпочитают
репродуктивную стратегию в обучении. Процесс обучения будет эффективен, если
студент ставит и реализует цели учения, планирует процесс самообразования, развивает
в себе качества креативной личности. Формирование опыта креативной и
самообразовательной деятельности включает сбор и анализ информации о ходе
решении поставленных задач процесса учения и полученного результата. Необходимо
помнить, что развитие креативных качеств студента необходимо для процесса
обучения, а не процесс обучения для формирования его креативных качеств.
Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально
новой культуры мышления, суть которой заключается в саморазвитии в процессе его
онтогенеза. Значимым становится не сумма знаний, умений и навыков, полученных в
вузе, а мотивированность молодого специалиста к самообразованию на протяжении
всей жизни. Для формирования опыта креативной и самообразовательной
деятельности должна осуществляться целенаправленная инновационная деятельность
студента на протяжении обучения в вузе. Инновационную деятельность, проводящую
к процессу развития личности, можно назвать одной из центральных проблем
профессионального образования и своеобразным индикатором современного
менеджмента в образовании.
Список литературы
1.
Аллак
Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М, 1993. С. 17
2.
Лернер
И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Изд-во «Знание»,
1978. С. 39 – 44.
3.
Петрова В.Н. Принципы и основы антропологической теории творчества и
креативности. Фундаментальные исследования. Научно-теоретический журнал. М.:
Изд-во Академия естествознания, – 2008 – № 2. С. 21 – 24
4.
Петров А.Н., Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества и креативности
/http://tvorchestvo.biz
5.
Петрова В. Н. Формирование креативной личности в
процессе обучения в вузе. Информационный гуманитарный портал
«Знание. Понимание. Умение» - 2010. Биоэтика и комплексные исследования человека. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/
6.
Плетнёва Е.Н. Управляемая поглощенность учебной деятельностью как условие
развития личности студента. Фундаментальные исследования. Научно-теоретический
журнал. М.: Изд-во Академия естествознания, – 2007 – № 12. Ч. 3 С. 491 – 494