Усовершенствование методов преподавания дисциплин по

 изобразительному искусству

 

Кадиялиева Н.А.   Джумашева А.С.

 

Таразский инновационоо-гуманитарный университет, Казахстан

 

 

Развитие и формирование художественного мировоззрения происходит под влиянием трех основных факторов: духовной основы человека, развития личностных качеств и социально-культурной среды, в которой он находится.

В высших учебных заведениях Республики Казахстан предмет «Изобразительное искусство» преподается по различным государственным программам и главная цель всех программ – развитие у обучающихся эстетического отношения к миру.

Основными задачами дисциплин по изобразительному искуссву является знакомство молодого поколения с широтой и многообразием поля художественно – изобразительной деятельности, изучение техники использования различных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с произведениями великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Каждый день на студента обрушивается огромное количество инфо, в которой он должен уметь разобраться – оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся темп жизни требует от студента быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений.

   Важно воспитывать в студентах критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью.

   Обучение в высшем учебном заведении не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве; все, что студент видит и слышит, должно находить отражение на занятии. Поэтому главным условием организации дисциплин изобразительного искусства в высшем учебном заведении является разностороннее развитие, полихудожественное воспитание и инновационные технологии обучения.

   Полихудожественное воспитание опирается на положение о том, что каждый студент изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает одновременно. Задача преподавателя изобразительного искусства – по возможности гармонично развивать у студентов данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.

   Занятия изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы учащиеся, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль, быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

   Например, занятия по композиции должны быть особенно разнообразными и разнохарактерными, с привлечением различных техник, материалов, вариантов заданий, сюжетов, ситуаций, сопоставлений, сравнений – все с учетом индивидуальности студента, отражением его личности в выполняемой работе. Следует избегать образцов и копирования: студенты создают свои произведения как художники, режиссеры, исследователи.

  Методической основой преподавания дисциплин по изобразительному искусству является:

- опора на практическую деятельность студента и возвышение ее до уровня творчества;

- подход к процессу преподавания как живому, образному, изменяющемуся и чутко реагирующему на внутренний мир студента, внешние социальные и культурные изменения, учитывающий региональный фактор и историко-культурное наследие;

- проникновение в природу искусства и природу человеческих отношений;

- активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Изменению мотивации образовательной деятельности на занятиях по изобразительному искусству способствует использование метода проектов. Ориентация образования на внедрение новых способов работы на занятии направлена на развитие у обучающихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у обучающихся основные виды мышления, творческие компетенции, стремление созидать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес обучающихся к теме определенного занятия, но и углубляет связи между темами занятий, приводит в систему приобретенные компетенции, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности, при этом студент учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

Для того чтобы начать работу над проектом, необходимо:

1.                Выбрать тему проекта, Это может быть тема занятия или его часть.

2.                Определить характер проекта. В зависимости от направленности проекты можно разделить на: информационные, приключенческие или игровые, практико-ориентированные, творческие и т.д.

3.                Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности. То есть, с какой целью будет проходить работа над ним и какие задачи необходимо выполнить.

4.                Наметить пути реализации основных этапов проекта (мотивационно-исследовательского, поисково-исследовательского, творческого, заключительного).

5.                Спрогнозировать результат проекта и форму его завершения, произвести оценивание работы.

Студент, работая над проектом, постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, проникают вглубь явлений. Методом работы преподавателя в этих условиях становится реализация условий, побуждающих самообразовательную активность, при которой обучение становится следствием этой активности.

Духовно-нравственное, эстетическое и художественное развитие студента должно опираться на систематическое изложения знаний педагогом и освоение практических умений и способов художественной деятельности студентов.

   Наблюдение и запечатление своих наблюдений, ощущений в разных видах творчества осуществляется через комплекс зрительных, звуковых впечатлений. Большой положительный результат дают заочные путешествия: видеофильмы об архитектуре, временах года, творчестве художников, отрывки из художественных или анимационных фильмов. Способствуют повышению качества образования современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные  системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

   В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому очень важно проводить занятия изобразительного искусства с применением компьютера, где студент может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Работая  за компьютером студент видит, что пустынный пейзаж легко превращается в морской, а дневной, в ночной. Эта игра увлекательна. Компьютер позволяет легко менять не только цвет, но и форму предмета, а, следовательно, и характер.

   Использование средств компьютерной графики помогает студентам в дальнейшем овладеть такими приемами, как равновесие, соподчиненность элементов единому целому, знакомство с которыми дети начинают с самых первых занятий  изобразительного искусства.

С помощью компьютерной техники на первом курсе можно решить следующие задачи: научить строить пейзажи, изображать персонажей и выполнять простые композиции; развивать умение чутко улавливать характер линий и изменение образного строя работы в зависимости от изменения характера линий и цвета; развивать чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций; развивать умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ; воспитывать культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывать умение восприятия абстрактных композиций.

   Тематика и содержание дисциплин специальности  с применением компьютерной техники являются естественным продолжением общеобразовательных предметов интеграционной системы художественно-эстетического цикла. Основная форма организации занятий со студентами – индивидуальная работа с каждым студентом, постановка посильной творческой задачи и организация педагогической помощи каждому. Занятия сопровождаются беседами об искусстве и показом зрительного ряда – репродукций картин художников, подлинных работ в разных техниках исполнения.

   Учащиеся воспринимают положительно занятия живописи с компьютером, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повышают мотивацию к изобразительной деятельности.

   Работа по использованию компьютера на занятиях может строится по нескольким направлениям:

     - использование компьютера, как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования занятия. Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат;

     - применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения. Для своих занятий можно разработать карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы со студентами, тестовые задания для обобщения знаний, создавать и распечатывать на каждого студента листы –«раскраски» по темам.

     - использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования занятия. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видеофрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

   Использование информационных технологий помогает преподавателю повышать мотивацию обучения студентов предмету живописи и рисунка и приводит к целому ряду положительных следствий:

     -  обогащает студента знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

     -  психологически облегчает процесс усвоения материала студентами;

     -  возбуждает живой интерес к процессу познания;

     -  расширяет общий кругозор;

     -  возрастает уровень использования наглядности на уроке;

     -  повышается производительность труда преподавателя и студентов на занятии.

   Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию студентами сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создают чувственно-эмпирическую основу познания в области изучаемых предметов.

   Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания обучающихся.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. — М.: Просвещение, 1993.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968.

3. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1995.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М: Просвещение, 1984.

5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.