С.Ю.
Лаврова
Россия,
Череповец
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ В
АСПЕКТЕ ОЦЕНОЧНОГО МОДУСА
Развитие
концепции Ш. Балли о диктуме и модусе (Балли 2001) оказалось исключительно
плодотворно представленным в разноплановых современных лингвистических
исследованиях. Достаточно назвать работы В.В. Виноградова (Виноградов 1975),
В.Г. Гака (Гак 1998), Г.В. Колшанского (Колшанский 1961), А.А. Зализняк и Е.В.
Падучевой (1989), А.В. Бондарко (1990), Е.Д. Корди (1988), М.К. Сабанеевой
(1992), Т.В. Шмелевой (1984) и других. Многоплановость изучения категории
модальности позволяет рассматривать данную языковую универсалию в различных
аспектах анализа языкового материала с учетом выбора предмета исследования.
Опираясь на функционально-семантический подход интерпретации модальности,
обратимся к понятию квалификативного оценочного модуса. Концепция модальности
тесно связана с оценочным фактором высказывания. В любой ее трактовке есть
элемент оценочности (отметка пропозиционального содержания как «хорошего/плохого»),
с помощью которого выражается точка зрения субъекта восприятия. Перцепции
представляют собой первичные реакции субъекта восприятия на окружающий его мир.
Сознание как особая форма психической жизни человека является субъективным
переживанием объективной реальности, а образ восприятия выступает как результат
синтеза ощущений. Создавая высказывание, субъект восприятия использует целый
спектр субъективных модусов, но его вкус (в широком смысле этого значения)
можно понять, проанализировав оценочные модусы и выявив ментальные оценочные
концепты. Несомненно, значимо наличие аксиологической лексики как способа
репрезентации ценностного смысла (объективно-оценочной,
имплицитно-оценочно-дескриптивной), которая «накладывается», образно говоря, на
сенсорную лексику. Понятие языковой перцептивности рассматривается в аспекте
оценочного модуса со следующих позиций: а) языковая перцептивность определяется
как отражение объективного мира в субъективном сознании с помощью языка на
основе сенсорной системы анализаторов; б) в конкретном речевом употреблении
используется понятие языковой
перцептивности субъекта восприятия в системе координат экспериента как
Наблюдателя (его основу определяет социальный и культурный опыт, языковой опыт
и ценностные предпочтения); в) значимым компонентом данного понятия как
конструкта выступает перцептивный образ субъекта восприятия – некая
инвариантная аксиологическая модель, которая при использовании в конкретном
речевом употреблении приобретает индивидуальные черты, сохраняя при этом константные
характеристики; г) перцептивный образ субъекта восприятия является, в свою
очередь, фрагментом образа мира субъекта восприятия, понимаемого как
перцептивный мир (один из возможных миров с координатами пространство/время,
значения/смыслы).
Перцептивный
образ субъекта восприятия как конструкт есть результат семантического
моделирования исследователя, занимающегося анализом речевых употреблений. В
контексте перцептивный образ субъекта восприятия обычно имплицитно скрыт в
смысловой составляющей данного контекста, его экспликаторами выступает
использованная экспериентом сенсорная лексика. Образование перцептивного образа
происходит на основе эмпирического – когнитивного – языкового метафорического
опыта субъекта восприятия. Эмпирический опыт представляет собой общие
впечатления в виде образов, чувственных данных, ощущений; когнитивный опыт
характеризуется переработкой информации, кодированием ее, понятийным
обобщением; языковой метафорический опыт заключается в использовании языка как
информационно-знаковой системы с учетом эмоциональной сферы субъекта восприятия
со своей шкалой оценок. Как показывают исследования Е.В. Падучевой, на основе
оценки начинает действовать механизм аксиологически-когнитивной корреляции
(Падучева 2004). Содержание перцептивного образа определяют и интенции субъекта
восприятия, и языковой интеллект, и язык чувств для выражения представления о
реальности, и наличие бисенсорности восприятия, и выражение авторского
отношения к диктумному содержанию, и другие факторы, среди которых особое место
занимает оценочная составляющая. Для
анализа перцептивного образа как аксиологического знака поэтического мира
субъекта восприятия в работе используется сборник поэтических текстов И.А.
Бродского «Перемена Империи», включающий стихотворения 1960-1996 годов
(Бродский 2001). Пространственные рамки данной работы не позволяют подробно
остановиться на непосредственном
языковом анализе поэтических текстов И.А. Бродского, познакомиться с
которым можно в работе (Лаврова 2005).
Список литературы
1.
Балли
Шарль. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 2001.
2.
Бондарко
А.В. Модальность. Вступительные замечания // Теория функциональной грамматики.
Темпоральность. Модальность. Л., 1990.
3.
Бродский
И. Перемена Империи: Стихотворения (1960-1996). М., 2001.
4.
Виноградов
В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избранные
труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.
5.
Гак
В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.
6.
Зализняк
Анна А., Е.В. Падучева. Предикаты пропозициональной установки в модальном
контексте // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических
контекстов. М., 1989.
7.
Колшанский
Г.В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы
языкознания. 1961. №1.
8.
Корди
Е.Д. Модальные и каузативные глаголы в современном французском языке. Л., 1988.
9.
Лаврова
С.Ю. Перцептивные образы как аксиологические знаки поэтического мира // Вестник
Череповецкого государственного университета. Исторические, философские,
филологические. Психологические и педагогические науки. 2005. № 1. – С.28-33.
10.
Падучева
Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004.
11.
Сабанеева
М.К. Модальность высказывания // Французский язык в свете теории речевого
общения. СПб, 1992.
12.
Шмелева
Т.В. Смысловая организация предложения
и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984. –
С.78-100.