Право/1.История государства и права

Соискатель Дыдымова Д.З.

Дагестанский государственный университет. Россия

ДОРЕФОРМЕННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В ДАГЕСТАНЕ

 

До судебно-административных реформ в сельских обществах Дагестана существовала система разных судов: сельский (диван), посреднический (третейский/ маслаатский) и шариатский. Диван (суд) составляли члены шариатского суда в составе 5 человек дибир, секретарь, будун, 2 чIухIби, а также 3 члена совета старейшин, хорошо знающие адат (их выбирали ежегодно, но часто одних и тех же, как хорошо знающих адат, имеющих богатую практику). Решающее слово имел дибир, он руководил диваном.

Адат слово арабское, обозначающее "обычай", "привычка", в дагестанских языках стало обозначением любого не шариатского закона. Говоря о значении норм обычного права в Дагестане, А. Руновский писал: "Это слово так часто упоминалось в каждом из сочинений о Кавказе, что едва ли нужно вдаваться в подробные объяснения его смысла, довольно сказать, что "жить по адату", судиться по адату, значит жить и судиться по "тем неписанным правилам, которыми руководствовались с незапамятных времен". Адаты делились на две категории: "уголовные, гражданско-правовые или процессуальные" и писанные, кодифицированные, на основе которых судились, а также куда письменно включали новые постановления и решения, получившие силу законов. Большая часть адатов была неписаной ("бытовые", обычно-правовые), по которым так же судились или улаживались дела, но больше касались норм общественного и семейного быта.

В Дагестане к судебному разбирательству приступали, как правило, по устному заявлению потерпевшего или его ближайшего родственника. Существовали иски двух видов: прямой (с доказательствами) и по подозрению. Дела к рассмотрению принимались не только в случае, если они касались члена сельского общества, но и постороннего, пребывавшего в момент правонарушения на данной территории. Сельский суд собирался в свободное от сельскохозяйственных работ время, если заявление не требовало немедленного разбирательства, т.е. чьи-либо действия не наносили моральный или материальный ущерб интересам общины в целом; не касались покушения на честь женщины или другого противоправного действия, следствием которого могла стать кровная месть. За исключением некоторых случаев, как то: изнасилование, увод, увоз девиц и женщин, требовавших минимума свидетелей и закрытых заседаний, дела в судах рассматривались открыто, гласно. Решение суда аппеляции не подлежало, приговор вступал в силу немедленно, хотя и здесь бывали исключения: давалось время на возмещение крупных штрафов и компенсаций, а также иногда, при обоюдном согласии сторон, некоторые дела пересматривались судом посредников (маслаагьатским судом).

К этому виду судебного разбирательства прибегали при межобщинных тяжбах, а также при конфликтах между близкими родственниками. Главной установкой маслаатских судов было не наказание, а примирение тяжущихся сторон. Не случайно А.В. Комаров называл такой суд "мировою сделкою при пособии посредников". В состав суда посредников входили, как правило, уважаемые старики, знающие адат, известные честностью и неподкупностью. Число таких стариков могло колебаться в зависимости от степени важности дела от 35 до 79 человек, в состав его приглашали иногда и уважаемых стариков из соседних джамаатов (а в некоторых случаях и из соседних обществ). Условия жизни, довольно часто возникающие конфликты и недоразумения, вызывали у населения необходимость обращаться к одним и тем же старикам, это выделяло нескольких человек из общей среды, умудренных не только знанием до мельчайших подробностей адатов, но и житейским опытом, позволявшим принять, как правило, единственно верное, справедливое решение, при котором не только обе стороны, но и вся общественность оставалась удовлетворенной.

По своему характеру это был посреднический суд древняя форма судопроизводства, характерная и для других народов Кавказа. Шариатский суд руководствовался для судебных разбирательств нормами мусульманского права шариатом. Ислам стал официальной религией всех политических образований в Нагорном Дагестане еще в XIV веке. Положения ислама, особенно раннего, послужили основой для укрепления консервативной общины в обществах. Несмотря на довольно сильные позиции духовенства в делах всего общества, а также на предпринятую в первой половине XIX в., в период развития мюридизма, имамами Гази Магомедом, Гамзат беком и Шамилем насильственных попыток сделать шариат единственной и универсальной системой права в горах Кавказа, шариат не смог вытеснить даже на подвластной имамату территории адат.

Шариат стал единой правовой системой для всех обществ Дагестана, но только в сферах семейного быта горцев, регулируя брачные и вообще внутрисемейные отношения, включая имущественные отношения и право наследования, "В духовных своих судах они должны судиться по делам брачным...; могут же во всех между ними спорах и тяжбах в делах семейных, по разделу имений, по несогласию родителей с детьми и между супругами", при этом духовенство учитывали местную бытовую специфику. Несмотря на такое разграничение сфер влияния обычного права и шариата, духовного права и шариата, духовенство активно вмешивалось и в уголовные дела определяло состав преступления и размер имущественно-денежной компенсации пострадавшей стороне. Адаты предусматривали руководство шариатскими нормами при разделе имущества, наследства, например: дочери полагалась 1/3 часть Доли имущества, вдове 1/8 часть, остальная часть, если нет в доме мужчин, переходила к ближайшей родне по мужской линии. Несколько иначе дело обстояло, если перед смертью мужчина успел сделать назру (васият) завещание. В этом случае женщина вдова становилась наследницей всего имущества. Хотя бывали случаи оспаривания подобных завещаний.

Часто, именно такие вопросы решал суд посредников (маслагьатский суд). В результате судебно-административных реформ 60-х годов, сельские суды состояли из кадиев и выборных судей в зависимости от численности населения. Они рассматривали гражданские и уголовные дела, сумма ущерба которых не превышала 50 рублей. Заседали они совместно с другими членами сельской администрации старшиной, его помощником, т.е. в составе, олицетворявшем и сельское управление, исследователи отмечают подобную взаимно превращаемость органов управления и суда, хотя и с четко разграниченными функциями, как одну из "характерных черт упрощенных форм правления, свойственных самоуправляемым общинам с раздельной собственностью его членов на основные средства производства". Аппеляционной инстанцией для горских судов был военный начальник, от которого и зависел исход дела.

Записанные адаты служили официальным руководством для судебных разбирательств. В целом адатная система суда закрепляла право собственности и была призвана охранять права и имущество членов общин. Наиболее деятельно разработаны, на наш взгляд, компенсации за поранение. Как говорят информаторы, воровство было редким явлением, вора, которого хоть раз поймали с поличным, даже на мелочи, избивали, и при всех случаях воровства подозрение падало именно на него. Наивысшей карой было изгнание из общества (на определенное время 35 лет) наказание применяемое наряду с выплатой дията (цены крови) к убийце. Смертная казнь неизвестна, хотя признается кровная месть оставалось безнаказанным убийство кровного врага до примирения; человека, нанесшего бесчестье семье; женщины и любовника застигнутых на месте преступления, за это преступление могли даже забить палкой. Для определения меры воздействия или наказания адат требовал точных доказательств во многих тяжелых уголовных и нравственных преступлениях; хотя, если преступление не очевидно (подозрение), "доминирующим следственным аргументом" являлась присяга (клятва). Эта форма суда, имела в Дагестане повсеместное распространение.

Известен был и ишкил захват имущества должника, с целью принуждения должника выплатить долг. Случалось, что в этих целях захватывали имущество джамаата должника, чтобы тот вынудил его к уплате. Пользовались правом ишкил горцы крайне редко, из-за влияния духовенства, которое отвергало этот адат, как несовместимый с шариатом. Следует отметить, что ишкил в форме "долгового насилия" был крайней' мерой регулирования отношений собственности, т.к. из-за ишкильных санкций могли возникнуть конфликты между джамаатами, и между обществами. Исследователи считают, что ишкил органически вошел в юридическую систему джамаатов, как и кровомщение, в форме, регулируемой общиной, что "компенсировало отсутствие долговых тюрем или других насильственных форм принуждения". Судебно-административные реформы позволили регулировать общественную жизнь относительно унифицированными твердыми нормами и положениями. Можно отметить "единое адатное право горного Дагестана". В конце XIX в. М.М. Ковалевский писал, что многонациональность Дагестана предполагает существование такого же разнообразия "правовых систем", но, тем не менее "вместо нескольких мы имеем перед собой только одну юридическую систему", где "общие и основные положения одинаково проникают собой обычаи аваров и андов, лаков и капучин, даргинцев и табасаранцев, и т.д." Следует, отметив что "собственно правовая норма по своей структуре аналогична норме религиозной: так же как и та, она включает три главных компонента должное поведение; поведение недолжное; признаваемую обязательной и неизбежной санкцию за последнее". Тем не менее, у многих народов Дагестана, наблюдается полиюридизм правовая жизнь их регулировалась и адатом, и шариатом, а также российским законодательством. Сельское управление интересовали вопросы правопорядка исключительно на территории и среди членов своей сельской общины. Основной формой наказания были денежные и имущественные платежи, заменившие натуральную систему композиций. Оставив внешне традиционный судебный аппарат без изменений, если не считать осуждение власти шариатских норм, царская администрация максимально использовала его в своих интересах. 

 

Литература:

1.        Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. Т. 22. Ч. 2. 1862. С. 328.

2.        Далгат Б.Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы. Махачкала. 1968. С.77-144.

3.        Комаров А.В.Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ.В.1.Тифлис.1868.С.6.

4.        Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. М., 1988. С. 154.

5.        РФ ИЯЛИ ДНЦ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 28.

6.        Адаты Южнодагестанских обществ // ССКГ. В. VIII. Тифлис, 1875; Адаты дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899.

7.   Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 140.