Психология и социология

Шемягина О.Н.

Московский городской педагогический университет, Россия

К вопросу о творческом восприятии

 

В художественном творчестве восприятие настолько важно, что можно утверждать, что и на интеллектуальном и на перцептивном уровнях  действуют одни и те же механизмы, а сам процесс восприятия является творческой деятельностью мозга. «…развитие восприятия приравнивается к развитию не только творчества, но и креативности, поскольку в него входят и другие познавательные процессы – память, воображение, мышление».[1, с.156]

Уточним, что же такое восприятие вообще и в чем его отличие от ощущения.

Как известно, термин «восприятие» трактовался философами неоднозначно. По Канту – восприятие предметов обусловлено действием рассудка, связывающего определенным способом разнообразный, данный извне, материал ощущений. Лейбниц понимал восприятие как  мышление на низшей зачаточной степени развития.  А вот Д. Юм употреблял этот термин равнозначно термину «ощущение».  Современная  же психология и гносеология подразумевают под восприятием узнавание того, что дано в ощущении.

Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана существам, наделенным головным мозгом, способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные. Эта способность складывается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Для человека воспринимать образы настолько привычно, что мы не делаем различий между восприятием и ощущением, но разница, несомненно, есть. Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее виденным предметом, или каким-либо его признаком. Ощущения не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независящих от нас. Восприятие же всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, существующей вне нас действительностью. Ощущения находятся в нас самих, а воспринимаемые  свойства предметов и их образы локализованы в пространстве. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство, в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений, которое человеческое сознание приписывает предмету, явлению или какому либо процессу. В процессе восприятия человек познает предметы и явления в целом, а не их отдельные свойства.  Для восприятия предмета необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа, а для появления ощущения в этом нет необходимости.

И так, восприятие – сложный процесс приема и преобразование информации, который обеспечивает организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие включает обнаружение объекта в поле восприятия, различие отдельных признаков в объекте. Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление.

Уточнив понятия «ощущение» и «восприятия» перейдем непосредственно к вопросу о творческом восприятии. «Творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в уже привычном объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формирование этого навыка происходит благодаря сочетанию противоположных качеств в структуре самого восприятия, которые, частично, формируются на основе природных задатков, но развиваются, главным образом, в направленной деятельности».[1, с.149]

Более подробно стоит остановиться на сочетаниях, способствующих видению нового в уже привычном и изученном. Первое сочетание, способствующее видению нового – сочетание виденья целого и деталей. В природе не существует абсолютно одинаковых экземпляров чего-либо. Предметы, изготовленные человеком при помощи техники и, тем более, вручную так же будут иметь различия. Очень важно научиться видеть эти различия, видеть новое в уже знакомом предмете. Тренировка восприятия на виденья деталей и целого может помочь формированию творческого видения. После такой тренировки оно становится более целостным – предмет воспринимается всеми анализаторами и во всех отношениях с окружающими объектами. В поле восприятия одновременно входят детали предмета, общая форма, его связь с окружающими его предметами. Второе сочетание – одновременное восприятие внутренней сути вещей и их внешней формы (когда форма объекта определена его содержанием). Третье – сочетание виденья единичного и общего в одном объекте. В конкретном видеть общее, а  абстрактное в конкретной форме. Четвертое – виденье различных контрастов и противоречий.

Кроме сочетания качеств, в структуру творческого восприятия входит преобразующее виденье,  виденье необходимостей, виденье по аналогии. Преобразующее виденье выражается в том, что в бесформенном куске глины или мотке пряжи художник видит будущий образ. Такой мысленный эксперимент идет с опорой на непосредственное восприятие или отчетливое представление будущего произведения.

Виденье аналогий – образное виденье помогает при создании нового образа. Воспринимаемый объект вызывает в памяти другие образы, связанные с ним общими качествами. Оптимальным и наиболее благоприятным для творческого восприятия является сочетание зависимости и независимости от среды.

Для развития творческого восприятия очень важен творческий контакт со  средой. Творческий контакт со средой отличается от обычного и достаточного для адаптации к среде. Этому контакту нужно учиться на профессиональном и творческом уровне. Для художественного творчества одинаково важны три типа контакта со средой. Первое – чувственный контакт со средой, который требует развития разных специфических качеств восприятия предметного мира. Второе – социально-духовный контакт, видение новых социальных потребностей, борьбы существующего с необходимым, ориентацией и потребностей. Третье – виденье своего места в духовном возрождении людей средствами изобразительного искусства.

Чувственный контакт со средой очень важен для формирования художественно-творческого восприятия. Но бывает так, что процесс восприятия приостанавливается – человек перестает воспринимать объекты реальности во всем их разнообразии, опознавая их по отдельным элементам, сложившимся в мозгу схемам. Художнику необходимо заново учиться воспринимать мир, одновременно видеть его глазами ребенка, мыслителя и профессионала.

Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию начинается с регресса к восприятию детей. Вначале ребенок познает предметы при помощи всех анализаторов. Затем такое объемное восприятие сменяется схематичным опознанием предмета. В памяти ребенка хранится схема постоянно встречающихся ему предметов, он опознает их, не вдаваясь в детали, и также изображает их. Например, рисуя дерево, ребенок, не вдаваясь в подробности, изображает его в виде круга и столбика.

Формирование объемного восприятия направлено на включение различных анализаторов при рассмотрении объекта изображения. Первичное познание мира связано с включением различных анализаторов. В дальнейшем, зрительно воспринимая любой объект, на уровне подсознания человек знает все его качества и свойства, связанные с другими анализаторами (видя лимон, человек знает каков он на вкус, запах, ощупь).

Конкретность художественного восприятия противоположна ее константности – стандартности и постоянству видения. Конкретность восприятия в том, что человек способен видеть индивидуальные особенности предмета, замечать все происходящие с ним изменения. Конкретность восприятия составляет основу овладения изобразительными навыками.

Для развития творческого, художественного восприятия необходимы включение сравнительного анализа и поиска «А что же будет, если…?», опора на константность восприятия.

Развитие художественного, восприятия совпадает  с овладением всеми навыками познания реальности, это происходит потому, что само оно базируется на восприятии. Чтобы познать мир, человек должен увидеть его, понять и проникнуть в его сущность.

Развитие художественного восприятия происходит поэтапно, с включением мыслительных операций (анализа, синтеза, абстракции, обобщения), которые являются инструментом всех видов познания.

Изобразительное искусство всегда связано с преобразованием реальности в новую форму – это называется преобразующее видение. Смысл преобразующего видения состоит в том, что в самом процессе восприятия художник начинает преобразовывать объекты в форму будущего произведения (например, в простом куске глины видеть будущую скульптуру). При таком восприятии идет своеобразный отбор наиболее существенного, значимого, опережающего его отражение и проигрывание вариантов изображения. Именно такое видение характерно для творческого  восприятия. Это качество восприятия появляется благодаря умению самостоятельно видеть темы и проблемы, которые актуальны для конкретного времени и человечества вообще, то есть не с простой чувственной фиксации фактов, а с подключением мыслительного анализа.

Умение видеть связь между предметами, которые не связаны между собой очевидной нитью, одно из наиболее фундаментальных качеств творчества, оно называется синтетичностью или соединимостью. Такая способность к синтезу лежит в основе образного начала, когда в конкретном изображении воспринимается нечто всеобщее, вызывающее множество ассоциаций.

Способность к художественному восприятию, восприятию произведений искусства не наследуется – она приобретается, поэтому художнику необходимо учиться восприятию произведений искусства, так же как он учился, например, рисунку или живописи. Развиваясь в физическом плане, человек развивает и укрепляет различные группы мышц путем упражнений и тренировок. Точно также необходимо развивать и тренировать восприятие, в том числе, и творческое восприятие.

 

Литература:

 

1. Ермолаева-Томина Л.Б.  Психология художественного творчества. –М.: Академ проект. Культура, 2005. – 304с. 

2. Никитина И.П.  Философия искусства. –М.: Омега-Л, 2008. – 560 с.

3. Сельченок К.В. Психология художественного творчества. –Минск.: Харвест, 2002. – 752с.