История / 4. Этнография
К.и.н. Минибаева З.И.
Институт истории, языка и литературы Уфимского
научного центра РАН
(г. Уфа.
Республика Башкортостан. Россия)
ДУХОВНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ БАШКИР
(на материале Курганской области)
Данная публикация подготовлена по материалам
полевых исследований автора, проведенных среди башкир, проживающих в
Сафакулевском, Альменовском и Щучанском районах Курганской области (1997, 2003
гг.).
В представлениях курганских башкир многие
болезни и несчастья, помимо воздействия
на человека демонологических существ, могут наступить в результате нарушения им
традиционных норм и правил поведения, т.е. являются своеобразной расплатой или
наказанием за недобрые поступки или помыслы.
Согласно рассказам местных знахарей,
невыполнение своего намерения (ниэтенде утамау)
является одной из причин возникновения болезней. Например, если больной человек
высказал намерение раздать милостыню (хэйер)
в случае выздоровления, но не выполнил его или пожертвовал меньше, чем
надумал, то он может заболеть снова. При этом невыполненное намерение перейдет
в разряд греха [Информатор (далее: Инф.) 1].
Невыполнение
данного слова также является причиной заболевания.
По рассказам знахарки Нуржихан
Султановой (1916 г.р.), у ее соседки
случилось большое горе, и она обещала деревенским бабушкам пригласить их всех в
гости на коллективное чтение «Корана» (Аят),
если горе оставит их. Однако она не выполнила обещанное, и это отразилось на ее
здоровье, у нее заболели руки. Когда женщина приходила к Нуржихан на лечение,
она сказала ей: «Твое обещание до сих пор на тебе». Женщина сразу поняла о чем
речь и пригласила бабушек к себе домой, после этого она выздоровела [Инф. 10].
Обет
(нэзер). Поговорка курганских
башкир гласит: «Эйтhэн нэзер, тор эзер!» («Дал обет – будь готов!»), т.е. человек, дающий обет по какому-либо
поводу, обязательно должен исполнить его в указанное время, иначе на нем всю
жизнь будет «висеть» долг как грех на душе, а его семью и детей будут
преследовать болезни. Если обет связан с жертвоприношением, он называется нэзер кормандыгы. По рассказам знахарки Махикамал
Галимжановой (1894 г.р.), когда дается обет в отношении конкретного человека,
он не должен есть жертвенное мясо. Например, когда ее внука забирали в армию,
они дали обет, что в случае его благополучного возвращения принесут в жертву
барана. При этом сам внук не должен есть мясо этого барана. Жертвенное мясо
обычно раздают людям или же устраивают общую трапезу, на которую приглашаются
ближайшие родственники и соседи [Инф. 4, 1].
Проклятие
(каргыш). Курганские башкиры считают,
что нельзя проклинать людей, т.к. проклятие делится поровну между проклятым и
проклинающим (каргыш уртак була)
[Инф. 14]. Оно является мощной
таинственной силой, которая ищет и находит виновника (каргыш гонаhтын эйэhен табар),
затем наказывает по справедливости. Если человек проклянет безвинного, то
проклятие вернется обратно и может перейти к его потомкам.
Обида
(рэнйеш) – обладает такими же
свойствами, что и проклятие. Незаслуженная обида может стать наказанием для
обидчика в виде долгой мучительной болезни или даже смерти [Инф. 1].
Башкиры
считают, что болезни и несчастья могут насылаться также наговорами и сплетнями.
Если человек является объектом сплетен, то те «давят» на него (hуз баса), «кусают» его
(тел тештэй). Он чувствует себя больным, теряет аппетит, переживает упадок
сил. При этом другие члены семьи также могут чувствовать недуг, может пострадать даже домашняя скотина. Эта
болезнь обозначается терминами: «тел-теш
ауырыуы», «тел-теш басыу», «тел-теш тейеу» (досл. болезнь языка-зуба). Для
лечения таких больных знахарями обычно применяется магический прием тел-теш кыркыу (досл. разрезание
языка-зуба) [Инф. 1, 4].
Особенно
осторожно относятся курганские башкиры к колдовству
(сихыр). Считается грехом даже
произношение вслух этого слова. Если сказать его один раз, у 70 растений
засыхают корни. Поэтому его заменяют
более нейтральным синонимом «бозом эше»
(«порча») [Инф. 2, 14].
Сглаз
(«куз тейеу», «кунел тейеу», «куз сире
тотоу»). Сглазу подвергаются в основном маленькие дети, новорожденные или
грудного возраста, когда ими любуются, восхищаются, хвалят. Некоторые знахари
связывают сглаз с душевным состоянием (настроем) человека, которое он передает
ребенку (куз теймэй, кунел тейэ).
Сглаз может стать причиной многих серьезных болезней таких, как эпилепсия,
паралич, судороги, опухоли, выпадение волос и др. Способы лечения сглаза очень
разнообразны. Считается, что люди с черными глазами имеют особый вредоносный
взгляд, который дается им с рождения. Сглазу могут подвергаться не только люди,
но и домашние животные и растения [Инф. 5, 9].
По
традиционным представлениям курганских башкир, несоблюдение семейно-бытовых обычаев
и обрядов может привести к болезням или несчастным случаям. Особое
внимание уделялось родильному обряду. Роженицу оберегают от козней злых духов,
стараются удовлетворить ее пищевые пристрастия и желания. Если беременная
женщина не получает желаемого, она может заболеть воспалением грудей,
по-башкирски ее болезнь называется ымhын ауырыуы или
ислэнеу («болезнь от соблазна»), а ребенок может родиться с «открытым
ртом», т.е. будет плаксивым. В случае, если у кого-нибудь дома или в гостях
беременная женщина соблазняется вкусной едой, но не получает ее, то она
непременно заболевает. Поэтому она должна вернуться обратно в этот дом, а
хозяйка должна догадаться и дать ей желанную пищу. Хозяйка, прежде чем отдать
ей пищу, произносит специальную заговорную формулу трижды:
- Ни бирэhен? - Ымhын бирэм. - Ни бирэhең? - Ымhын бирэм. - Ни бирэһен? - Ымhын бирэм. |
- Что даешь? - Соблазн даю. - Что даешь? - Соблазн даю. - Что даешь? - Соблазн даю. |
При этом она трижды протягивает роженице пищу, и
только после третьего раза отдает ей со словами «На, ешь, а то ребенок родится
с открытым ртом». После этого беременная женщина обычно выздоравливает через
день или два.
Существуют
и некоторые пищевые запреты, связанные с беременностью. Например, будущей
роженице нельзя есть яйцо с двойным желтком, если она не хочет, чтобы родилась
двойня. Маленькое по размеру яйцо также лучше не есть, чтобы не задерживать
рост ребенка [Инф. 1].
По
словам информаторов, на судьбу и здоровье человека влияет его собственное имя.
Например, если ребенок родится с родинкой
(мин) на теле, то нужно давать
ему соответствующее имя со словом Мин-: Минhылыу, Минлегали. Если назовут по-другому, это имя будет ему чужим, а
родинка станет расти и беспокоить ребенка. Тогда нужно добавить к прежнему
имени Мин- или же совсем
заменить его другим. В таких случаях снова приглашают муллу для произнесения Азана. Нельзя давать имя умершего
человека новорожденному, т.к. «сильный отбирает имя у слабого, и последний
может остаться безымянным» [Инф. 11, 12].
Несоблюдение семейных норм также ведет к
тяжелым последствиям. Об этих проблемах высказалась знахарка Махикамал
Галимжанова: «Вот, теперь, семью как создают? Женятся без любви, разводятся с
ссорами, потом опять сходятся. Это грех. У них же брачный союз нарушается (никахы булмай). Если снова сошлись, то
нужно обновить брак по-мусульмански (повторным чтением никаха муллою). Нельзя жить вместе без никаха. Ведь никах
предписывает любовь и уважение друг к другу. При отсутствии никаха, между мужем и женой находится
шайтан, а ребенок, рожденный без никаха
будет ненормальным, рожденным в грехе (харам
була), и у него не будет головы в загробной жизни. Муж и жена когда играют
в любовные игры, они должны прежде произнести молитву «Бисмиллаh…» («С именем Аллаха…»), а в бане вообще нельзя
«играть», ребенок может родиться больным или с уродствами (загиф була). По словам
Махикамал, если женщина не уважает своего мужа и с ним постоянно ругается, то
ее ожидают тяжелые роды. У башкир существует поговорка: «Право мужчины – право
Господа» (Ир хакы – Тангре хакы), поэтому
женщинам не разрешается пересекать дорогу, идущего навстречу мужчины (даже
юноши) [Инф. 1, 7].
По
представлениям курганских башкир, исчезновение традиционных элементов в
свадебных обрядах также приводит к разрушению семейных отношений. Например,
информатор Рафкат Мухаметшин (1935 г.р.) связывал разрушение семей отсутствием
обряда обвязывания жениха свадебным поясом и чтения мусульманских молитв (билбау боткэнгэ, «Бисмиллэh…» боткэнгэ никах бозола) [Инф. 8].
Несоблюдение
обычаев, связанных с погребально-поминальными обрядами, также приводит к
заболеваниям или несчастным случаям. Один из распространенных сюжетов, когда у
покойного при подготовке к погребению не обстригли ногтей и волос, наступила
засуха. Раскопав могилу, обнаружили, что волосы и ногти у покойного стали еще
длиннее [Инф. 1].
Четверг считается днем духов предков (эруахтар коно). В этот день духи
приходят в дом и садятся на подоконник в надежде получить милостыню и различные
приношения. Поэтому детям не разрешается сидеть на подоконниках. К приходу
духов умерших в доме должно быть прибрано и пахнуть раскаленным маслом, поэтому
специально пекут блины. В некоторых домах раньше можно было встретить
специальную полочку, расположенную в переднем углу дома и покрытую вышитым
полотенцем для того, чтобы духи могли на нее присесть и отдохнуть [Инф. 3, 4].
Существует множество запретов (тыйыу),
связанных с покойными, игнорирование
которых может вызвать болезни или различные стихийные бедствия. Приведем некоторые
из них:
– если смерть кого-то приходится на пятницу, то в этот
день никому в деревне нельзя
отправляться в дорогу или начинать свадьбу до тех пор, пока покойник не будет
похоронен, иначе на нарушившего этот запрет могут обрушиться несчастья;
– одежда покойного не должна валяться на земле, ее
нужно закопать в землю, иначе летом будет засуха, а зимой – бураны;
– на могилах нельзя делать железные ограды с острыми
концами, считается, что на них могут повиснуть души умерших. Ограду нужно
ставить срубную.
– нельзя косить сено и собирать ягоды на кладбище, это
влечет за собой риск заболеть недержанием мочи.
В ходе
полевых исследований среди курганских башкир была записана информация о запретах, связанных со строительством
жилища, очагом, рождением ребенка и т. д. Например:
– нельзя строить дом на дороге, переулке, на месте
старой мельницы, ворот, т.е. на так называемых пограничных местах, жизнь здесь
будет беспокойной, обитатели дома будут часто болеть и умирать;
– нельзя выливать грязную воду на улицу, т.к. в таких
местах собираются захмат, которые
станут приставать к детям;
– печь не должна пустовать – корова окажется яловой, а
хлеб, испеченный в ней будет невкусным. Во избежание этого необходимо оставлять
в печи хотя бы одно полено и произнести молитву «Бисмиллэh…» («С именем Аллаха…»). При этом нельзя класть полено
вперед ветвями, это может привести к неправильному положению плода у женщин
этой семьи или домашних животных;
– нельзя подносить младенца к зеркалу, это может
привести к задержке речи;
– нельзя крутить на пальце шапку или ключ, это может
привести к сумасшествию;
– нельзя перешагивать дугу конского снаряжения, у
этого человека может вырасти горб (эт корошо);
– нельзя смотреть через сито, после этого лицо может
покрыться рябью («сыпью»);
– нельзя плевать в огонь, простуда облечет губы (ауыз осона);
– нельзя сплетничать и распространять чужие секреты,
это приравнивается к убийству человека и т.д.
У
курганских башкир также сохраняется вера в приметы, предупреждающие о возможных
болезнях или несчастных случаях. Например,
вой собаки может быть к смерчу или, как и кукование
кукушки, к смерти кого-либо из жителей деревни;
Курганские башкиры считают, что
подергивание различных частей тела (ырымданыу)
также свидетельствует о вероятности тех или иных событий, но правильное и своевременное истолкование их
может предотвратить неприятности. Информаторами приводился пример, как у одной
пожилой женщины всю неделю подергивалась правая бровь, а потом сгорел стог
сена. В таких случаях, нужно достать мусор из-под ног и трижды «уколоть» им то
место, которое дергалось, а затем выбросить; это позволит предупредить
потенциальную угрозу [Инф. 7].
В
народных представлениях курганских башкир, приближение конца света связывается
с безнравственностью людей. Таким образом могут трактоваться многие явления
традиционной культуры. Так, знахарка Нуржихан Султанова показала нам орнамент,
вышитый тамбуром на подоле своего платья и рассказала нам о семантике вышитых
разноцветных кругов: «Башкорттон ботэ
донъяhы итэгендэ» («вся жизнь башкир на подоле»). Солнце раньше было
белого цвета, потом – зеленого, потом – желтого цвета, будет оно и черным. Мы
живем, теперь, под желтым солнцем. Люди считают, что солнце портится. Нет, не
солнце портится, а люди сами портятся, и поэтому солнце смотрит на нас желтым
сердитым взглядом. Если мы не изменимся в лучшую сторону, не изменим свою
жизнь, то возможно окажемся и под черным солнцем…». Нуржихан показала на подоле
платья черный вышитый круг-солнце, которое находилось после желтого. В
следующей узорной композиции солнце
отсутствовало, что означало, по ее мнению, конец света [Инф. 10].
Таким
образом, объяснение причин болезней категориями духовного, нравственного
порядка являются у курганских башкир довольно распространенным. Однако
существуют и объяснения, связанные с естественными, физическими причинами.
Болезни делятся, по их мнению, на врожденные (порок сердца), возрастные
(глухота), мужские (импотенция), женские (бесплодие), детские (щетина,
краснуха), наследственные (псориаз), профессиональные, неизлечимые, легкие,
тяжелые и др. Болезни от тяжелой работы являются самыми распространенными,
такие как, радикулит (биртек), опущение
живота, матки (эс тошоу, аналык тошоу),
смещение пупка (кендек кузгалыу).
Дурная
кровь (яман кан) считается причиной появления
гнойных нарывов (шешек), фурункулов (сакма, сикан), рожи (сиртмэ), собачьего вымени (эт имсэге), зубной боли, мигрени, а
также болей в пояснице и ногах.
По
мнению знахарей, в человеческом организме имеется множество червей, т.к.
человек создан из земли. Для их изгнания, например, при лямблиях в печени (бауырзагы кысалдар) используются
растительные средства лечения, а кишечные глисты (бабаhыр) изгоняются топленым маслом [Инф. 4, 12].
В целом,
по представлениям курганских башкир возникновению болезней способствуют
различные духовные и физические причины. От состояния души и сердца человека
зависит его здоровье, а нарушение общепринятых норм и правил поведения может
привести к душевным недугам или физическим болезням. В традиционных нормах,
обычаях и обрядах запрещается все то, что вредит здоровью, поощряется здоровый
образ жизни. На сохранение здоровья направлены особые запреты и приметы, в
основе которых лежит многовековый опыт предотвращения болезней.
Список информаторов-башкир Курганской области
1.
Галимжанова Махикамал
Сафаргалиевна, 1894 г.р., д. Сулейманово Сафакулевского района (Полевые
материалы автора (далее: ПМА), 1997 г.)
2.
Ганиева Фания
Тимербулатовна, 1915 г.р., д. Подьясово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
3.
Гилимьянова Рахиля
Тухватулловна, 1956 г.р., д. Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997
г.)
4.
Закирова Шахарниса
Абдрамановна, 1924 г.р., д. Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997
г.)
5.
Ибрагимова Галия
Султановна, 1928 г.р., д. Арасланово Щучанского района (ПМА, 2003 г.)
6.
Идрисова Зульхиза
Гайнетдиновна, 1926 г.р., д. Бухарово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
7.
Муртазина Галима
Мухаметовна, 1928 г.р., д. Большое Султаново Сафакулевского района Курганской
области (ПМА, 1997 г.)
8.
Мухаметшин Рафкат
Абдрахманович, 1935 г.р., д. Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997
г.)
9.
Саитова Фарзия
Рахимьяновна, 1941 г.р., д. Абултаево Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
10. Султанова Нуржихан Фахрисламовна, 1916 г.р., д.
Танрыкулово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
11. Фахаргалеева Шамсибану Мужагитдиновна, 1927 г.р., д.
Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
12. Фахрисламова Гульфира Файзиевна, д. Сулейманово
Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
13. Шарафутдинова Вилия Шамсутдиновна, 1938 г.р., д.
Сарт-Абдрашево Сафакулевского района (ПМА, 2003 г.)
14. Шафикова Хайерниса Фахрисламовна, 1925 г.р., д. Белое
Озеро Сафакулевского района (ПМА, 2003 г.)
Сведения об авторе:
Минибаева Заря Ибрагимовна, кандидат исторических наук, этнограф, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (г. Уфа)
Эл.почта: zarymin@mail.ru
Контактный сот. тел. 89174087493; 89625462258;