Е.В. Вавилова

К проблеме формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск, Россия

 

Радикальные изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиций и ценностей. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. В последние десятилетия в образовательной политике государства заметное место занимает проблематика нравственного  воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. В современной педагогической науке решается задача теоретико-методологической, содержательной и организационно-педагогической разработки инновационной образовательной области «Духовно-нравственная культура».

«Духовно-нравственная культура – фундаментальная основа общего образования, база для совершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности» [1]. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современного образования – побудить человека к развитию и самосовершенствованию  на основе различения добра и зла, помочь воспитаннику выработать ориентиры нравственной оценки как своих действий, так и всех сторон общественных отношений. Осмысление основ духовно-нравственной культуры поможет плодотворному освоению  таких областей общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика, и будет способствовать нравственной ориентации учащихся.

Духовно-нравственную культуру личности можно определить как культуру  реализации «высших даров» человека: свободы, творчества, нравственного действия, познания и самопознания, выражения мира в слове. важнейшее место занимает нравственность. Духовно-нравственная культура личности формируется в процессе приобретения «опыта свободы» построения системы отношений к универсалиям: к себе, к миру, к другим людям. Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности можно определить как процесс духовно-нравственного становления человека. Его условия и формы образуют традиции культуры, составляющие стержень духовно-нравственной культуры общества. [2]

Как отмечает М.В.Захарченко, духовно-нравственная культура общества – совокупность идеалов, смыслов, ценностей, норм, к которым тяготеет энергия творчества людей, составляющих данное общество, а также традиций, поддерживающих вектор этого направления, форм, позволяющих освоить содержание идеалов и ценностей, образцов, в которых они выражены. Её составляющие элементы –идеалы, смыслы, концепты, символы, нравственные и правовые нормы, традиции. Последние следует понимать в широком смысле, как способы организации совместной деятельности людей, устойчиво сохраняющей свои существенные характеристики на протяжении многих поколений. в этом смысле наука, искусство, философия как структуры духовной деятельности являются традициями [1].

Освоение области «Духовно-нравственная культура» призвано содействовать формированию нравственной культуры граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой  опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность исторической судьбы.

Таким образом, опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика и позволит решить одну из самых актуальных задач современной педагогической науки: становление добропорядочного гражданина, совестливого труженика, преданного семьянина и патриота Отечества, т. е. качеств составляющих мораль и нравственность. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, учебная  и семейная жизнь и консолидация гражданского общества.

 Литература:

1.          Захарченко М. В.   Проблемы и перспективы актуализации нравственных основ образования [Электронный ресурс]: – режим доступа:

http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_&id_article=270

2.        Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.